Программные области
В. Обеспечение позитивного взаимодействия
между торговлей и окружающей средой
Основа для деятельности
2.19. Природоохранная деятельность и торговая политика должны
дополнять друг друга. Открытая, многосторонняя система торговли позволяет
более эффективно распределять и использовать ресурсы и способствует тем
самым увеличению объема производства и доходов и сокращению спроса на
природные ресурсы. Она позволяет получать таким образом дополнительные
ресурсы, необходимые для обеспечения экономического роста и развития и
расширения природоохранной деятельности. Здоровая окружающая среда, с
другой стороны, позволяет иметь природные и прочие ресурсы, необходимые
для поддержания темпов роста и содействия непрерывному расширению торговли.
Создание открытой, многосторонней системы торговли, сопровождающееся проведением
экологически безопасной политики, окажет благоприятное воздействие на
окружающую среду и будет способствовать устойчивому развитию.
2.20. Международное сотрудничество в области окружающей
среды расширяется, и в ряде случаев наличие торговых положений в многосторонних
соглашениях по окружающей среде сыграло свою роль в решении глобальных
экологических проблем. Когда возникала такая необходимость, торговые меры
использовались в ряде конкретных случаев для повышения эффективности экологических
положений, регулирующих природоохранную деятельность. Такие положения
должны способствовать искоренению изначальных причин ухудшения состояния
окружающей среды, что в свою очередь позволит избежать введения неоправданных
торговых ограничений. Задача заключается в обеспечении того, чтобы торговая
политика и природоохранная деятельность имели последовательный характер
и способствовали процессу устойчивого развития. Однако следует принимать
во внимание тот факт, что введение природоохранных норм, действующих в
развитых странах, может повлечь за собой неоправданно высокие социально-экономические
издержки в развивающихся странах.
Цели
2.21. Правительствам следует с помощью соответствующих многосторонних
форумов, в том числе ГАТТ, ЮНКТАД и других международных организаций,
стремиться к достижению следующих целей:
a) обеспечить взаимоукрепляющий характер политики
в области международной торговли и окружающей среды в интересах устойчивого
развития;
b) уточнить роль ГАТТ, ЮНКТАД и других международных
организаций в решении торговых и экологических проблем, включая, по
мере необходимости, использование процедур примирения и разрешения споров;
c) способствовать повышению в глобальных
масштабах производительности и конкурентоспособности и поощрять конструктивное
участие промышленных кругов в решении проблем окружающей среды и развития.
Деятельность
Определение первоочередных
вопросов в области окружающей среды/торговли и развития
2.22. Правительствам следует поощрять ГАТТ, ЮНКТАД и другие
соответствующие международные и региональные экономические учреждения
к рассмотрению, исходя из их соответствующих мандатов и полномочий, следующих
предложений и принципов:
a) проводить надлежащие исследования с целью
углубления понимания взаимосвязи между торговлей и окружающей средой в
интересах поощрения устойчивого развития;
b) поощрять диалог между представителями
торговых кругов, учреждений в области развития и экологических организаций;
c) обеспечивать транспарентность и соблюдение
международных обязательств в тех случаях, когда принимаются торговые
меры, связанные с окружающей средой;
d) устранять коренные причины проблем окружающей
среды и развития такими методами, которые позволяли бы избежать принятия
экологических мер, влекущих за собой введение необоснованных торговых
ограничений;
e) стремиться избегать торговых ограничений
или диспропорций в качестве средства компенсации разницы в издержках,
обусловленной различиями в природоохранных нормах и положениях, поскольку
их применение может привести к диспропорциям в торговле и усилению протекционистских
тенденций;
f) обеспечивать, чтобы экологические положения
или нормы, в том числе нормы, связанные со здравоохранением и обеспечением
безопасности, не служили предлогом для произвольной или необоснованной
дискриминации или введения завуалированного торгового ограничения;
g) обеспечивать, чтобы особые факторы, влияющие
на политику в области окружающей среды и торговли в развивающихся странах,
учитывались при введении природоохранных норм и принятии любых мер в
области торговли. Целесообразно отметить, что нормы, действующие в большинстве
развитых стран, могут не подходить для развивающихся стран или иметь
для них неоправданно высокие социальные издержки;
h) поощрять участие развивающихся стран
в многосторонних механизмах с помощью таких процедур, как специальные
правила деятельности в переходный период;
i) избегать принятия односторонних мер по
решению экологических проблем за пределами юрисдикции страны-импортера.
При принятии экологических мер по решению трансграничных или глобальных
экологических проблем следует в максимально возможной степени исходить
из международного консенсуса. Для обеспечения эффективности мер, принимаемых
на национальном уровне в интересах достижения определенных экологических
целей, могут потребоваться меры в области торговли. Если такие меры
будут сочтены необходимыми для активизации экологической политики, следует
применять определенные принципы и правила. Они могут включать, в частности,
принцип недискриминации; принцип, в соответствии с которым при определении
торговых мер следует исходить из таких необходимых для достижения мер,
которые носят наименее ограничительный для торговли характер; обязательство
обеспечивать транспарентность при принятии торговых мер, связанных с
окружающей средой, и направлять надлежащее уведомление о вводимых национальных
правилах; и необходимость учета особых условий и потребностей развивающихся
стран в области развития по мере осуществления ими международно согласованных
экологических целей;
j) определять более подробно и четко, если
возникнет такая необходимость, взаимосвязь между положениями ГАТТ и
некоторыми многосторонними мерами, принимаемыми в области окружающей
среды;
k) обеспечивать участие общественности в
формировании, согласовании и проведении торговой политики в качестве
одного из путей повышения транспарентности в контексте условий каждой
конкретной страны.
l) обеспечивать, чтобы экологическая политика
служила в качестве соответствующей правовой и организационной основы
для удовлетворения новых потребностей в охране окружающей среды, которые
могут возникнуть в результате изменений в сфере производства и специализации
торговли.
|