ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития |
|
Программные области G. Последствия изменений климата для водных ресурсов Основа для деятельности 18.82. При прогнозировании изменений климата на глобальном уровне существует некоторая неопределенность; хотя эта неопределенность значительно возрастает на региональном, национальном и местном уровнях, именно на национальном уровне необходимо принимать наиболее важные решения. Повышение температур и уменьшение атмосферных осадков может привести к сокращению водоснабжения и увеличению спроса на воду; это может вызвать снижение качества воды в пресноводных водоемах и создать еще большие трудности в и так уже достаточно неустойчивом во многих странах балансе между спросом и предложением. Даже там, где возможно увеличение осадков, нет гарантии того, что они выпадут в то время года, когда их можно использовать; кроме того, возрастает вероятность наводнений. Любое увеличение уровня моря часто вызывает вторжение соленых вод в устья рек, на небольшие острова и в прибрежные водоносные пласты, а также затопление низкорасположенных прибрежных районов; это грозит серьезной опасностью для стран, расположенных на низинных территориях. 18.83. В Декларации министров на второй Всемирной климатологической конференции говорится, что «потенциальные последствия такого изменения климата могут представить небывалую до сих пор угрозу окружающей среде; и могут даже угрожать существованию некоторых небольших островных государств и расположенных на низинных территориях прибрежных, засушливых и полузасушливых районов»3. Конференция признала, что к наиболее серьезным последствиям изменений климата относится их влияние на гидрологический цикл и на системы эксплуатации водных ресурсов и соответственно на социально-экономические системы. Более частое возникновение таких экстремальных ситуаций, как наводнения и засухи, приведет к большему повторению стихийных бедствий и увеличению их тяжести. В связи с этим Конференция призвала к активизации необходимых программ научных исследований и мониторинга, а также обмена соответствующими данными и информацией, причем эти мероприятия следует проводить на национальном, региональном и международном уровнях. Цели 18.84. Сам характер этого вопроса прежде всего говорит о необходимости большего объема информации и лучшего понимания существующей угрозы. Этот вопрос можно сформулировать в виде следующих задач, отвечающих положениям Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата: Деятельность 18.85. Все государства, учитывая свои возможности и имеющиеся ресурсы и на основе двустороннего или многостороннего сотрудничества, в том числе с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, могли бы, в случае необходимости, осуществить следующие мероприятия: а) Финансирование и оценка расходов 18.86. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 100 млн. долл. США, включая примерно 40 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами. b) Научно-технические средства 18.87. Мониторинг изменений климата и их влияния на пресноводные водоемы должен осуществляться в тесной взаимосвязи с национальными и международными программами мониторинга окружающей среды, в частности касающимися атмосферы, которые рассматриваются в других разделах Повестки дня на XXI век, и гидросферы, о чем шла речь в программной области В выше. Анализ данных, характеризующих изменения климата, который лежит в основе разработки мер по борьбе с этой угрозой, является сложной задачей. Необходимо провести обширные исследования в этой области, причем должное внимание следует уделять работе Межправительственной группы по климатическим изменениям (МГКИ) Всемирной климатологической программы, Международной программы «Геосфера-биосфера» (МПГБ) и других соответствующих международных программ. 18.88. Разработка и осуществление стратегий реагирования требуют прогрессивного использования технических средств и инженерных решений, включая создание систем оповещения о наводнениях и засухах и строительство новых объектов по эксплуатации водных ресурсов, как, например, плотин, водоводов, колодцев, установок по очистке сточных вод, проведение работ по удалению солей, строительство береговых валов, дамб и дренажных каналов. Необходимы также такие сети скоординированных исследований, как, например, сеть Международной программы «Геосфера-биосфера» / Системы анализа и изучения глобальных изменений и профессиональной подготовки в этой области (МПГБ/СТАРТ). с) Развитие людских ресурсов 18.89. Успех технологических разработок и нововведений зависит от тщательной подготовки и стимулов, предоставляемых персоналу. Международные проекты дают возможность выбора различных направлений деятельности, однако каждой стране необходимо разрабатывать и осуществлять необходимую политику, развивать свой собственный научный потенциал для решения стоящих перед ней научно-технических проблем, а также контингент преданных своему делу специалистов, способных дать разъяснения по сложным проблемам тем, кто принимает политические решения. Подобного рода специалисты должны проходить подготовку, их следует нанимать и удерживать на службе, с тем чтобы они могли помочь своим странам в решении этих задач. d) Создание потенциала 18.90. Вместе с тем необходимо создавать потенциал на национальном уровне для разработки, пересмотра и осуществления стратегий реагирования. Строительство крупных инженерных сооружений и создание систем прогнозирования потребует значительного укрепления компетентных организаций как государственного, так и частного секторов. Наибольшее значение имеет потребность в социально-экономическом механизме, способном рассматривать прогнозы в отношении последствий изменения климата и возможные стратегии реагирования, а также делать необходимые заключения и принимать решения. Примечания 3. А/45/696/Add.1, приложение III, преамбула, пункт 2.
|
|
|
|
Повестка дня на XXI век Йоханнесбургский саммит 2002 года Главная страница ООН |