Программные области
А. Укрепление базы знаний и разработка систем информации и мониторинга в
отношении регионов, подверженных опустыниванию и засухам, включая
экономические и социальные аспекты этих систем
Основа для деятельности
12.5. Глобальные оценки состояния и темпов опустынивания,
проведенные Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде
(ЮНЕП) в 1977, 1984 и 1991 годах, выявили недостаточность базовых знаний
относительно процессов опустынивания, обусловленных деятельностью человека,
и их взаимосвязи с колебаниями климата и периодическими засухами в засушливых
районах земного шара. Надлежащие всемирные системы систематического наблюдения
способствуют разработке и осуществлению эффективных программ борьбы с
опустыниванием. Возможности существующих международных, региональных и
национальных учреждений, в особенности в развивающихся странах, по сбору
и обмену соответствующей информацией являются ограниченными. Для понимания
динамики процессов опустынивания и развития засухи существенно важное
значение имеет наличие комплексной и скоординированной системы информации
и систематического наблюдения, в основе которой лежит соответствующая
технология и которая охватывает глобальный, региональный, национальный
и местный уровни. Это также имеет важное значение для разработки надлежащих
мер по борьбе с опустыниванием и засухой, а также для улучшения социально-экономических
условий.
Цели
12.6. Целями данной программной области являются:
a) содействие созданию и/или укреплению национальных
информационно-координационных центров по вопросам окружающей среды, которые
будут координировать деятельность правительств на уровне отраслевых министерств
и обеспечивать необходимую стандартизацию и поддержку; обеспечение также
объединения национальных систем экологической информации по вопросам опустынивания
и засухи путем создания сетей на субрегиональном, региональном и межрегиональном
уровнях;
b) укрепление региональных и глобальных сетей систематического
наблюдения в увязке с развитием национальных систем для наблюдения за
деградацией земельных ресурсов и опустыниванием, вызываемыми климатическими
колебаниями и деятельностью человека, и определение приоритетных направлений
деятельности;
c) создание на национальном и международном
уровнях постоянно действующей системы наблюдения за опустыниванием и
деградацией земельных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей
в районах, затрагиваемых этими процессами.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
12.7. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) создать и/или укрепить информационные системы
по вопросам охраны окружающей среды на национальном уровне;
b) укрепить механизмы оценки на национальном уровне,
на уровне штатов и провинций и на местном уровне и обеспечить сотрудничество/создание
совместных сетей между существующими системами сбора информации и мониторинга
окружающей среды такими, как Земной патруль и Сахаро-Сахелианская обсерватория;
c) укрепить потенциал национальных учреждений в
области анализа данных об окружающей среде, с тем чтобы на национальном
уровне на постоянной основе можно было вести наблюдение за экологическими
изменениями и получать информацию о состоянии окружающей среды.
b) Данные и информация
12.8. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) провести обзор и изучение средств определения
экологических, экономических и социальных последствий опустынивания и
деградации земельных ресурсов, а на международном уровне обеспечить использование
результатов этих исследований в практике оценки процессов опустынивания
и деградации земельных ресурсов;
b) провести обзор и изучение взаимосвязи социально-экономических
последствий изменения климата, засухи и опустынивания и использовать
результаты этих исследований с целью обеспечения принятия конкретных
мер.
12.9. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) оказывать содействие комплексной деятельности
по сбору данных и проведению исследований в рамках программ, занимающихся
проблемами опустынивания и засухи;
b) оказывать содействие национальным, региональным
и глобальным программам комплексного сбора данных и научно-исследовательским
службам, осуществляющим оценку деградации почвенных и земельных ресурсов;
c) укрепить национальные и региональные метеорологические
и гидрологические службы и системы мониторинга с целью обеспечения надлежащего
сбора основной информации и связи между национальными, региональными
и международными центрами.
с) Международное и региональное сотрудничество
и координация
12.10. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций следует:
a) укреплять региональные программы и расширять
международное сотрудничество в рамках, например, Постоянного межгосударственного
комитета по борьбе с засухой в Сахеле (СИЛСС), Межправительственного органа
по вопросам засухи и развития (МОЗР), Конференции по координации экономического
развития юга Африки (ККЭРЮА), Союза арабского Магриба, а также таких других
организаций, как Сахаро-Сахелианская обсерватория;
b) создать и/или разработать всеобъемлющую базу
данных об опустынивании, деградации земли и условиях жизни людей как
компонента, включающего физические и социально-экономические параметры.
Это должно быть основано на использовании имеющихся и, при необходимости,
дополнительных возможностей, таких, как возможности Земного патруля
и других информационных систем международных, региональных и национальных
учреждений, укрепленных для этой цели;
c) определить базисные показатели и показатели
прогресса, которые облегчают работу местных и региональных организаций
по наблюдению за прогрессом в борьбе с опустыниванием. Особое внимание
следует уделить показателям местного участия.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
12.11. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая
общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках
этой программы составит около 350 млн. долл. США, в том числе порядка
175 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий
или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические
расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,
будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение
об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
12.12. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций, занимающихся
проблемами опустынивания и засухи, следует:
a) произвести оценку и обновление существующих
кадастров природных ресурсов, например энергии, воды, почвы, полезных
ископаемых, цепочки питания для растительного и животного мира, а также
других ресурсов, как, например, жилья, занятости, здравоохранения, образования
и распределения народонаселения во времени и пространстве;
b) разработать комплексные информационные системы
для мониторинга окружающей среды, учета экологических факторов и оценки
воздействия на окружающую среду;
c) международным органам следует сотрудничать с
национальными правительствами в целях облегчения приобретения и разработки
соответствующей технологии для мониторинга и борьбы с засухой и опустыниванием.
с) Развитие людских ресурсов
12.13. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций, занимающихся
проблемами опустынивания и засухи, следует развивать технические и профессиональные
навыки людей, участвующих в осуществлении мониторинга и оценки в отношении
опустынивания и засухи.
d) Создание потенциала
12.14. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке
соответствующих международных и региональных организаций, занимающихся
проблемами опустынивания и засухи, следует:
a) укреплять учреждения на национальном и местном
уровнях путем укомплектования их надлежащим персоналом и выделения надлежащих
технических и финансовых средств для осуществления оценки опустынивания;
b) содействовать вовлечению местного населения,
особенно женщин и молодежи, в сбор и использование экологической информации
посредством просвещения и повышения уровня информированности.
|