Уважаемые руководители библиотек! Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН предлагает провести по заявкам библиотек на территории Вашего региона: – обучающие семинары (стажировки), – Высшие библиотечные курсы для специалистов с высшим небиблиотечным образованием. СЕМИНАРЫ Семинары проводят как специалисты ГПНТБ СО РАН, так и других образовательных учреждений региона. Обучение слушателей проводится за плату.
Темы: |
|
1. | «Интернет в библиотечно-информационном обслуживании». Цель семинара (стажировки): Формирование общих представлений о глобальной информационной сети, обучение приемам поиска информации, знакомство с видами библиотечно-библиографических ресурсов Интернета (для библиотекарей, библиографов). |
2. | «Современные тенденции книгоиздания и книгораспространения и их влияние на технологию комплектования. Стратегия формирования фондов библиотек в современных условиях». Цель: Ознакомление слушателей с тенденциями книгоиздания и книгораспространения, методикой отбора и формирования фондов библиотек. |
3. | «Состояние и развитие фондов патентной, деловой информации и нормативно-технической документации». Цель семинара (стажировки): ознакомление руководителей и специалистов библиотек научно-исследовательских институтов, областных научных библиотек, а также библиотек высших учебных заведений, других библиотечно-информационных учреждений с состоянием информационных потоков патентной, деловой информации и научно-технической документации, обучение методам их использования в решении задач информационного обеспечения научных и прикладных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и организации обслуживания потребителей. В ходе семинара предполагается проведение практических занятий по использованию электронных носителей информации. |
4. | «Теория и практика в обеспечении сохранности библиотечных фондов»; «Фазовая консервация документов». Стажировки предназначены для реставраторов книги, библиотекарей, хранителей и других лиц, ответственных за сохранность библиотечных фондов. |
5. | «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных условиях». Цель: Формирование у слушателей представлений о библиотечно-библиографической деятельности в современных условиях и ознакомление с системой освоения и изучения электронных информационных ресурсов (электронных изданий и БД), организации справочно-библиографического обслуживания с использованием информационных ресурсов на электронных носителях. |
6. | «Система региональной библиографической информации. Краеведческая библиография». Цель семинара: формирование у слушателей представления об истории, теории и современном состоянии системы региональных и краеведческих библиографических пособий и баз данных Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, обучение основам использования региональных баз данных для генерации универсальных и тематических БД краев и областей. |
7. | «Информационно-библиографическая деятельность в регионе. Новые технологические подходы». Темы семинара: 1. Принципы формирования информационных ресурсов региона. Методологические и организационные основы библиографической деятельности в регионе. Центры сибирской библиографии. 2. Деятельность ГПНТБ СО РАН по созданию системы региональной информации. 2.1. Текущая библиография (указатели и базы данных). 2.2. Ретроспективная библиография. 2.3. Региональные сводные каталоги. 2.4. Обзорно-аналитическая информация. 2.5. Библиография региональной библиографии. 2.6. Информационное обслуживание в режимах ДОР, ИРИ, ОСИ. 3. Научная деятельность ГПНТБ СО РАН по изучению информационных ресурсов региона. Библиометрический анализ информационных потоков. 4. Адаптация библиографических подразделений библиотек к современным экономическим условиям (внедрение платных услуг, работа с фондами поддержки науки). |
8. | «Организация технологической работы в библиотеке». В программе:
1) Технологическая служба и основные направления ее работы; Методика нормирования технологических процессов; Разработка инструктивно-технологических документов, положений и др. 2) Формализованные методы изучения документопотоков: Библиометрия, информетрия, вебометрия. Анализ первичных и вторичных источников информации, указатели научных ссылок. |
9. | «Исследовательская деятельность библиотек как основа стратегического планирования и тактических действий». Курс лекций и практических занятий включает следующие темы: Библиотека в системе общественного производства территории. Стратегическое планирование в библиотеке: цель, значение, общие подходы. Основные экономические методы изучения и управления библиотечным производством. Экономическое моделирование. Социологические методы в библиотековедческих исследованиях. Мониторинг как метод исследования. Организация библиотечной статистики. Основные правила организации статистических таблиц. Обзор специальных пакетов прикладных программ для обработки статистической информации. Технологии дистанционного повышения квалификации библиотечных специалистов: доступ к ресурсам Интернет. |
10. | «Издательская деятельность библиотеки». Цель: ознакомить слушателей с действующими законодательными актами, нормативами, стандартами издательского дела, правилами издания и распространения печатной продукции, основами редакционно-издательской подготовки рукописей к печати (литературное и техническое редактирование, верстка, корректура, оформление), специфическими особенностями реализации собственной издательской продукции; дать представление об особенностях менеджмента и маркетинга, опыте использования компьютерных технологий в издательской и книготорговой деятельности ГПНТБ СО РАН. |
11. | «Современные технологии менеджмента». Цель семинара: познакомить слушателей с эволюцией и этапами развития менеджмента в мире и сформировать понимание применимости в библиотеках современных приемов менеджмента как технологии управления персоналом. |
12. | «Маркетинговые основания библиотечной деятельности». Цель: рассмотреть основные концепции маркетинга и их сущность, принципы, функции и задачи маркетинга. Научить слушателей использовать такие маркетинговые инструменты как реклама, общественные связи или PR (пиар). Изучить сущность маркетингового исследования и основы бизнес – планирования. |
13. | «Философия качества как философия библиотечного (некоммерческого) сервиса». Цель: Рассмотреть основные понятия TQM (Total Quality Management), изучить принципы деятельности команд по улучшению качества, научиться использовать основные аналитические инструменты качества. |
14. | «Социальные инновации в библиотеках». Цель: изучение социальных технологий в библиотеках как инновационного направления деятельности. Слушатели должны научиться основным приемам формирования инновационного климата в библиотеках. |
15. | «Экономический потенциал библиотек сибирских территорий». Цель: научить слушателей определять место библиотеки в базовых экономических и социально-культурных процессах территории, факторы, формирующие внутреннее экономическое пространство библиотеки, научить библиотечных специалистов методике проектирования библиотечной ситуации территории. |
16. | «Организация и основные направления научно-методической работы центральных библиотек по обеспечению деятельности централизованных библиотечных систем» (для академических библиотек). Цель семинара (стажировки): Определение цели и задач научно-методической работы. Методика организации и проведения обследования библиотек, выявление нововведений и их внедрение в работу ЦБС; методика составления нормативно-правовой и организационно-методической базы, регламентирующей деятельность ЦБС; методика организации и проведения мероприятий по повышению квалификации библиотечного персонала ЦБС. Приоритетные направления развития и методического обеспечения деятельности ЦБС. |
17. | Семинар для аспирантов и соискателей. Цель: Формирование представлений о научной работе (в т.ч. диссертационного исследования) в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики; методологии, методике подготовки, оформления. Методика подготовки текста, иллюстраций, списка литературы к научной работе, в т.ч. применение компьютерных инструментов для их оформления; методика подготовки презентации (Power Point). |
18. | «Научно-методическая работа на компьютере». Курс включает обучение по следующим разделам: Создание научно-методического отчета средствами Word; Cтатистика в научно-исследовательской работе библиотек средствами Excel; Подготовка публичного выступления библиотекаря с мультимедийным сопровождением; Диспетчер научно-методической работы Microsoft Outlook. |
19. | « Проектная деятельность библиотеки. Подготовка грантов». |
20. | «Крупнейшие библиотеки мира. Общественные библиотечные организации мира». Цель семинара (лекции): дать представление об истории создания и основных направлениях деятельности крупнейших библиотек мира; международных, национальных, региональных библиотечных объединений: ИФЛА, Библиотечная ассамблея Евразии, Американская, Британская, Российская и др. библиотечные ассоциации. Деятельность ЮНЕСКО и т.д. Библиотечные ассоциации (общества) территорий. Определить необходимость участия конкретных библиотек в библиотечных объединениях разного уровня. |
21. | «Система непрерывного библиотечного образования в России». Цель семинара: Познакомить слушателей с состоянием и основными компонентами системы непрерывного библиотечного образования, определить оптимальные варианты обучения персонала и индивидуального обучения. |
22. | «Технологии информационного поиска» (для читателей, в том числе студентов). Цель курса состоит в ознакомлении с основными методами традиционного поиска информации для научной работы и элементами анализа профильного документопотока. Слушатель должен также овладеть навыками компьютерного сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, оформления научной рукописи и элементами компьютерной верстки. |
Выездные Высшие библиотечные курсы (220–300 часов) Учебная программа ВБК приближена к учебным программам библиотечно-информационных специальностей вузов культуры и искусств, рассчитана на 300 часов (14 дисциплин). Слушатели получают знания по следующим дисциплинам: история книжной культуры России; история библиотечного дела России; общее библиотековедение; библиотечные фонды; библиотечные каталоги; библиотечно-информационное обслуживание; система патентно-конъюнктурной информации и научно-технической документации в России; технические средства автоматизации библиотечных процессов; информатика; новые информационные технологии; общее библиографоведение; организация и методика библиографической работы библиотеки; отраслевое библиографоведение, экономика библиотечной деятельности; инновационные технологии в библиотечном деле. Помимо теоретических занятий слушатели имеют возможность практически ознакомиться с работой отделов библиотек, получить необходимые консультации у специалистов. По окончании курсов слушатели сдают выпускной экзамен и получают свидетельство. Теоретические и практические занятия ведут специалисты ГПНТБ СО РАН – доктора и кандидаты наук, опытные педагоги и практики. Укажите, пожалуйста, наиболее заинтересовавшие Вас темы и оперативно сделайте заявку на проведение семинаров на территории Вашего региона (библиотеки) (для включения в план деятельности Центра). Письма просим направлять по адресу artem@spsl.nsc.ru С уважением и надеждой на сотрудничество, Е. Артемьева, канд. пед. наук, зав. отделом научно-исследовательской и методической работы, директор Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН. |
© 1998-2004 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
www.spsl.nsc.ru/
Текущие новости |
![]() |