Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН

Уважаемые руководители библиотек! 

Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН  предлагает провести по заявкам библиотек на территории Вашего региона:
– обучающие семинары (стажировки), 
– Высшие библиотечные курсы для специалистов с высшим небиблиотечным образованием.
СЕМИНАРЫ
Семинары проводят как специалисты ГПНТБ СО РАН, так и других образовательных учреждений региона. Обучение слушателей проводится за плату. 
  •  При проведении выездного семинара приглашающая сторона оплачивает командировочные расходы лекторов (проезд, проживание, суточные) + 10% от стоимости командировочных расходов (согласно договору – налоги) + обучение из расчета стоимости одного академического часа – 200 руб.). Количество слушателей семинара не ограничено.
Обучающие семинары (стажировки)
Темы:
 
 1. «Интернет в библиотечно-информационном обслуживании». Цель семинара (стажировки): Формирование общих представлений о глобальной информационной сети, обучение приемам поиска информации, знакомство с видами библиотечно-библиографических ресурсов Интернета (для библиотекарей, библиографов). 
 2. «Современные тенденции книгоиздания и книгораспространения и их влияние на технологию комплектования. Стратегия формирования фондов библиотек в современных условиях». Цель: Ознакомление слушателей с тенденциями книгоиздания и книгораспространения, методикой отбора и формирования фондов библиотек.
 3. «Состояние и развитие фондов патентной, деловой информации и нормативно-технической документации». Цель семинара (стажировки): ознакомление руководителей и специалистов библиотек научно-исследовательских институтов, областных научных библиотек, а также библиотек высших учебных заведений, других библиотечно-информационных учреждений с состоянием информационных потоков патентной, деловой информации и научно-технической документации, обучение методам их использования в решении задач информационного обеспечения научных и прикладных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и организации обслуживания потребителей. В ходе семинара предполагается проведение практических занятий по использованию электронных носителей информации. 
 4. «Теория и практика в обеспечении сохранности библиотечных фондов»; «Фазовая консервация документов». Стажировки предназначены для реставраторов книги, библиотекарей, хранителей и других лиц, ответственных за сохранность библиотечных фондов.
 5. «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных условиях». Цель: Формирование у слушателей представлений о библиотечно-библиографической деятельности в современных условиях и ознакомление с системой освоения и изучения электронных информационных ресурсов (электронных изданий и БД), организации справочно-библиографического обслуживания с использованием информационных ресурсов на электронных носителях.
 6. «Система региональной библиографической информации. Краеведческая библиография». Цель семинара: формирование у слушателей представления об истории, теории и современном состоянии системы региональных и краеведческих библиографических пособий и баз данных Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, обучение основам  использования региональных баз данных для генерации универсальных и тематических БД краев и областей.
 7. «Информационно-библиографическая деятельность в регионе. Новые технологические подходы». Темы семинара: 1. Принципы формирования информационных ресурсов региона. Методологические и организационные основы библиографической деятельности в регионе. Центры сибирской библиографии. 2. Деятельность ГПНТБ СО РАН по созданию системы региональной информации. 2.1. Текущая библиография (указатели и базы данных). 2.2. Ретроспективная библиография. 2.3. Региональные сводные каталоги. 2.4. Обзорно-аналитическая информация. 2.5. Библиография региональной библиографии. 2.6. Информационное обслуживание в режимах ДОР, ИРИ, ОСИ. 3. Научная деятельность ГПНТБ СО РАН по изучению информационных ресурсов региона. Библиометрический анализ информационных потоков. 4. Адаптация библиографических подразделений библиотек к современным экономическим условиям (внедрение платных услуг, работа с фондами поддержки науки). 
 8. «Организация технологической работы в библиотеке». В программе: 
 1) Технологическая служба и основные направления ее работы; Методика нормирования технологических процессов; Разработка инструктивно-технологических документов, положений и др.
 2) Формализованные методы изучения документопотоков: Библиометрия, информетрия, вебометрия. Анализ первичных и вторичных источников информации, указатели научных ссылок. 
 9. «Исследовательская деятельность библиотек как основа стратегического планирования и тактических действий». Курс лекций и практических занятий включает следующие темы: Библиотека в системе общественного производства территории. Стратегическое планирование в   библиотеке: цель, значение, общие подходы. Основные экономические методы изучения и управления библиотечным производством. Экономическое моделирование. Социологические методы в библиотековедческих исследованиях. Мониторинг как метод исследования. Организация библиотечной статистики. Основные правила организации статистических таблиц. Обзор специальных пакетов прикладных программ для обработки статистической информации. Технологии дистанционного повышения квалификации библиотечных специалистов: доступ к ресурсам Интернет.
10. «Издательская деятельность библиотеки». Цель: ознакомить слушателей с действующими законодательными актами, нормативами, стандартами издательского дела, правилами издания и распространения печатной продукции, основами редакционно-издательской подготовки рукописей к печати (литературное и техническое редактирование, верстка, корректура, оформление), специфическими особенностями реализации собственной издательской продукции; дать представление об особенностях менеджмента и маркетинга, опыте использования компьютерных технологий в издательской и книготорговой деятельности ГПНТБ СО РАН.
11. «Современные технологии менеджмента». Цель семинара:               познакомить слушателей с эволюцией и этапами развития менеджмента в мире и сформировать понимание применимости в библиотеках современных приемов менеджмента как технологии управления персоналом. 
12. «Маркетинговые основания библиотечной деятельности». Цель: рассмотреть  основные концепции маркетинга и их сущность, принципы, функции и задачи маркетинга. Научить слушателей использовать такие маркетинговые инструменты как реклама, общественные связи или PR (пиар). Изучить сущность маркетингового исследования и основы бизнес – планирования. 
13. «Философия качества как философия библиотечного (некоммерческого) сервиса». Цель: Рассмотреть основные понятия TQM (Total Quality Management), изучить принципы деятельности команд по улучшению качества, научиться использовать основные аналитические инструменты качества.
14. «Социальные инновации в библиотеках». Цель: изучение социальных технологий в библиотеках как инновационного направления деятельности. Слушатели должны научиться основным приемам формирования инновационного климата в библиотеках.
15. «Экономический потенциал библиотек сибирских территорий». Цель: научить слушателей  определять место библиотеки в базовых экономических и социально-культурных процессах территории, факторы, формирующие внутреннее экономическое пространство библиотеки, научить библиотечных специалистов методике проектирования библиотечной ситуации территории. 
16. «Организация и основные направления научно-методической работы центральных библиотек по обеспечению деятельности централизованных библиотечных систем» (для академических библиотек). Цель семинара (стажировки): Определение цели и задач научно-методической работы. Методика организации и проведения обследования библиотек, выявление нововведений и их внедрение в работу ЦБС; методика составления нормативно-правовой и организационно-методической базы, регламентирующей деятельность ЦБС; методика организации и проведения мероприятий по повышению квалификации библиотечного персонала ЦБС. Приоритетные направления развития и методического обеспечения деятельности ЦБС. 
17. Семинар для аспирантов и соискателей. Цель: Формирование представлений о научной работе (в т.ч. диссертационного исследования) в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики; методологии, методике подготовки, оформления. Методика подготовки текста, иллюстраций, списка литературы к научной работе, в т.ч.  применение компьютерных инструментов  для их оформления; методика подготовки презентации  (Power  Point). 
18. «Научно-методическая работа на компьютере». Курс включает обучение по следующим разделам: Создание научно-методического отчета средствами Word; Cтатистика в научно-исследовательской работе библиотек средствами Excel; Подготовка публичного выступления библиотекаря с мультимедийным сопровождением; Диспетчер научно-методической работы Microsoft Outlook. 
19. « Проектная деятельность библиотеки. Подготовка грантов».
20. «Крупнейшие библиотеки мира.  Общественные библиотечные организации мира». Цель семинара (лекции): дать представление об истории создания и основных направлениях деятельности крупнейших библиотек мира; международных, национальных, региональных библиотечных объединений: ИФЛА, Библиотечная ассамблея Евразии, Американская, Британская, Российская  и др. библиотечные ассоциации. Деятельность ЮНЕСКО и т.д. Библиотечные ассоциации (общества) территорий. Определить необходимость участия конкретных библиотек в библиотечных объединениях разного уровня.
21. «Система непрерывного библиотечного образования в России». Цель семинара: Познакомить слушателей с состоянием и основными компонентами системы непрерывного библиотечного образования, определить оптимальные варианты обучения персонала и индивидуального обучения.
22. «Технологии информационного поиска» (для читателей, в том числе студентов). Цель курса состоит в ознакомлении с основными методами традиционного поиска информации для научной работы и элементами анализа профильного документопотока. Слушатель должен также овладеть навыками компьютерного сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, оформления научной рукописи и элементами компьютерной верстки. 

Выездные Высшие библиотечные курсы (220–300 часов)

Высшие библиотечные курсы (ВБК) – одна из форм обучения специалистов с высшим небиблиотечным образованием в Сибирском региональном библиотечном центре непрерывного образования. ВБК работают на базе ГПНТБ СО РАН с 1963 г., с 2002 г. по заявкам библиотек региона проводятся специалистами ГПНТБ СО РАН и в городах Сибирского федерального округа. Преподаватели выезжают в города для обучения слушателей. Длительность обучения: 6 – 7 недель (45 часов в неделю). Программа занятий может корректироваться. 
Учебная программа ВБК приближена к учебным программам библиотечно-информационных специальностей вузов культуры и искусств, рассчитана на 300 часов (14 дисциплин). Слушатели получают знания по следующим дисциплинам: история книжной культуры России; история библиотечного дела России; общее библиотековедение; библиотечные фонды; библиотечные каталоги; библиотечно-информационное обслуживание; система патентно-конъюнктурной информации и научно-технической документации в России; технические средства автоматизации библиотечных процессов; информатика; новые информационные технологии; общее библиографоведение; организация и методика библиографической работы библиотеки;  отраслевое библиографоведение, экономика библиотечной деятельности; инновационные технологии в библиотечном деле. Помимо теоретических занятий слушатели имеют возможность практически ознакомиться с работой отделов библиотек, получить необходимые консультации у специалистов. По окончании курсов слушатели сдают выпускной экзамен и получают свидетельство. Теоретические и практические занятия ведут специалисты ГПНТБ СО РАН – доктора и кандидаты наук, опытные педагоги и практики.


Укажите, пожалуйста, наиболее заинтересовавшие Вас темы и оперативно сделайте заявку на проведение семинаров на территории Вашего региона  (библиотеки) (для включения в план деятельности Центра).
Письма просим направлять по адресу artem@spsl.nsc.ru

С уважением и надеждой на сотрудничество, Е. Артемьева, канд. пед. наук, зав. отделом научно-исследовательской и методической работы, директор Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН.

 
© 1998-2004 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Текущие новости
Rambler's Top100