Оккультный мир Блаватской

Махатмы - Великие Учителя человечества
 и Их ученица Елена Петровна Блаватская
 

Полный текст книги "Оккультный мир Блаватской " в формате arj (407 кВ).

Из книги "Оккультный мир Блаватской"


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
     Говорит Е.П.Б.

     Когда многие годы назад мы в первый раз путешествовали
по Востоку, исследуя его покинутые святилища, наши мысли занимали
два скорбных и неизбежно возникавших вопроса: где, кто, что
такое Бог? Кто когда-либо видел БЕССМЕРТНЫЙ ДУХ человека так,
что смог убедиться в бессмертии человека? Именно в тот момент,
когда мы более всего стремились к разрешению этих сложных проблем,
мы вошли в контакт с определенными людьми, одаренными
столь таинственными силами и таким глубоким знанием, что
мы можем совершенно обоснованно назвать их истинными
мудрецами Востока. И к их учениям мы потянулись всей душой...*113
 
     Я... знаю Адептов, Братьев, не только в Индии и за пределами
Ладакха, но и в Египте, и в Сирии, - ибо там существуют эти Братья
и по сей день... Как бы их ни называли - розенкрейцерами, каббалистами
или йогами, Адепты везде являются Адептами. Спокойные, таинственные,
отрешенные и никогда не раскрывающиеся полностью ни перед кем,
разве что таким способом, как это сделала я, они проходили семь
и десять лет испытаний и предоставляли доказательства абсолютной
преданности и того, что он или она будет хранить молчание даже
в том случае, если ему или ей станут угрожать смертью. Я выполнила
эти требования, и теперь я являюсь тем, что я есть... Все, что
мне было позволено сказать, - истина: за Гималаями существует
центр Адептов различных национальностей, и Таши-лама [Панчен-лама
из Шигацзе, Тибет] знает их. Они действуют совместно, и некоторые
из тех, кто работают с ним, остаются неизвестны в своей истинной
ипостаси для обычного ламы... Мой Учитель Мория, Учитель К.Х. и
еще несколько других, с которыми я знакома лично, находятся
там, приходя и уходя, и все они поддерживают связь с Адептами
в Египте, Сирии и даже в Европе...*114
 
     В течение тысяч лет один Посвященный за другим... снова и
снова исследовал невидимую Вселенную, миры межпланетных областей
на протяжении долгого времени, когда его сознательная душа,
слившаяся воедино с духовной душой и ВСЕМ, свободная и почти
всемогущая, покидала его тело. Эти учения даны нам не только
теми Посвященными, которые принадлежат к Великому Гималайскому
Братству...
     Мистерии жизни и смерти, видимых и невидимых миров исследовались
и познавались посвященными Адептами всех времен и народов.
Они изучали их в моменты торжественного единения их Божественной
монады с универсальным Духом, и они оставили записи о своем
опыте. Таким образом, сравнением и сверкой наблюдений одного
с наблюдениями другого, при отсутствии тех противоречий,
что так часто замечают в медиумических общениях, а наоборот,
при возможности убедиться в том, что видения Адептов, которые
жили 10.000 лет назад, неизменно совпадают с видениями современных
Адептов, которым никогда, до самого последнего времени, не были
известны писания вышеупомянутых, и подтверждаются ими,
- обретается Истина. Таким образом была создана точная наука,
основанная на личных наблюдениях и опыте, подтверждаемая
постоянными демонстрациями, содержащая неопровержимые
доказательства для тех, кто изучает ее.
     Развитием тех способностей, которыми обладаем все мы, но которые только
они одни развили до совершенства... Адепты духовно вступили
в эти разнообразные психодуховные планы и состояния. На протяжении
долгих веков одно поколение Адептов за другим исследовало
таинства Бытия, жизни, смерти и перерождения, и, в свою очередь,
они обучали некоторым фактам из тех, что познали таким образом...*115
 
     ...В 1851 году... я видела моего Учителя в теле, лично, впервые
в своей жизни...
     ...Я видела Учителя в видениях с самого детства. В год визита
первого посла Непала... я видела его в Лондоне и узнала его.
Это произошло дважды. Один раз Он вышел из толпы, а потом Он
приказал мне встретиться с ним в Гайд-парке...
     ...Я почитаю Учителей и поклоняюсь моему УЧИТЕЛЮ - единственному
создателю моего внутреннего "Я", которое только благодаря
его зову пробудилось ото сна и без него никогда не стало бы сознательным
существом - в этой жизни во всяком случае...
     ...Я являюсь в достаточной степени оккультистом, чтобы понимать,
что прежде чем мы найдем Учителя и седьмой принцип в своих собственных
сердцах, - нам нужен внешний Учитель... Он - Спаситель, который
ведет вас к вашему внутреннему Учителю. Вот уже десять лет,
как я молюсь этому внутреннему Учителю и Богу, и я никогда не представляла
наших Учителей как Спасителей в христианском смысле...*116

     ...В разное время я жила в Малом Тибете и в Великом Тибете,
и... в сумме это время составляет более семи лет... Я бывала на
ламаистских служениях... посетила Ци-Гадзе [Шигадзе], территорию
Таши-Лунпо и ее окрестности, и... даже побывала далее, в таких
местах Тибета, где никогда не бывал ни один европеец...*117

     ...В 1870-м году я находилась... в доме Махатмы К.Х. Я сидела
в углу на коврике, а он расхаживал по комнате в своем костюме
для верховой езды... В ответ на его вопрос о моей умершей тетушке
я ответила: "I remind can t"*. Он улыбнулся и сказал: "Ты говоришь
на очень смешном английском". Тогда я почувствовала себя пристыженной,
свое тщеславие - уязвленным и начала думать о том, что... теперь
я нахожусь здесь и не говорю ни на каком языке, кроме английского.
Может быть, я научусь с Ним разговаривать более хорошо.
     Потом... через три месяца после этого... я стояла перед
Махатмой К.Х. ... Поскольку дома находился Махатма Мория,
я взяла несколько предложений, которые я изучала на сензаре,
в комнате его сестры и попросила его сказать мне, правильно ли
я их перевела, и подала ему листок бумаги, на котором эти предложения
были написаны по-английски. Он прочитал их, кое-что исправил
и, прочитав их еще раз, сказал: "Теперь твой английский становится
лучше - попытайся извлечь из моей головы все до последней крупицы
моего знания языка". И он положил свою руку мне на лоб в области
памяти и сжал пальцы... и с тех пор он проделывал это с моей
головой ежедневно в течение примерно двух месяцев...
     ...Потом я ухожу от Учителя, который посылает меня назад в
Европу. Я прощаюсь с его сестрой, ее ребенком и со всеми челами.
Я слушаю то, что говорит мне Учитель. Потом приходит момент
расставания, и Махатма К.Х., как всегда, смеясь, говорит мне:
"Ну если даже ты и не выучила многого в плане священной науки и
практического оккультизма... то уж во всяком случае ты немного
подучила английский. Теперь ты говоришь на нем почти так же
хорошо, как я!" И он засмеялся*118.
 
     Я нахожусь здесь, в этой стране [Америке], посланная моей
Ложей от имени Истины к современным спиритуалистам. Моей
святой обязанностью является разоблачение того, что
есть, и выявление того, чего нет. Возможно, я приехала сюда
поторопившись на сотню лет....
     Я вас умоляю, не принимайте меня за "слепого фанатика",
ибо если последним я и являюсь, то только не первым. Когда я стала
спиритуалистом, то это произошло не благодаря неизменно лживым,
обманывающим медиумам, жалким игрушкам в руках недоразвитых духов
низшей сферы, древнего царства теней. Моя вера основывается
на кое-чем более древнем, чем рочестерские стуки, и проистекает
из того же самого источника, который использовался Раймундом
Луллием, Пико делла Мирандолой, Корнелием Агриппой, Робертом
Фладдом, Генри Мором... и т.д., и все они искали систему, которая
откроет для них "глубочайшие глубины" божественной природы
и покажет им действительные связи, что скрыты за всеми вещами.
И в конце концов я обнаружила много лет назад, что устремления
моего ума реализовали себя в той теософии, которой учат
Адепты...*119

     Я специально поехала в Америку и была послана к Эдди. Там я нашла
Олькотта... Мне было приказано довести до его сведения то, что эти
психические феномены без философии оккультизма были вещами опасными и
сбивающими с пути. Я доказала ему, что то, что медиум может делать с
помощью духов, другие способны делать по своей воле без каких-либо
духов; что звонов и чтения мыслей, стуков и психических феноменов
может добиться всякий, кто обладает способностью действовать в своем
физическом теле посредством органов своего астрального тела; я
обладала этой способностью с четырехлетнего возраста, о чем знает вся
моя семья. Я могу заставить мебель передвигаться, предметы летать по
воздуху, а мои астральные руки, которые их поддерживали, при этом
оставались невидимыми; все это я делала задолго до того, как узнала о
каких-либо Учителях...*120

     Вы не можете себе вообразить, в каком чудесном мире картин
и видений я живу. Я пишу "Изиду"... Я сижу с открытыми глазами
и внешне вижу и слышу все то, что реально и действительно происходит
со мной, и при этом все же одновременно я вижу и слышу то, что
я описываю. Я затаиваю дыхание, я опасаюсь сделать малейшее движение
из страха, что эти чары могут быть разрушены. Медленно, век за
веком, образ за образом, откуда-то издалека выплывает и проходит
передо мной что-то типа магической панорамы, а я тем временем
совмещаю все это воедино у себя в уме... Расы и нации, страны
и города, которые уже давным-давно пропали во тьме доисторического
прошлого, появляются и исчезают снова... Седая древность уступает
место историческим событиям, мне открывается значение мифов...
Каждое более-менее заметное событие, каждая новая открытая страница
этой многоцветной книги жизни запечатлевается в моем мозгу
с фотографической точностью. Мои собственные расчеты и вычисления
позже представляются мне отдельными раскрашенными кусочками
мозаики, которую я собираю, пытаясь подогнать эти кусочки
один к другому, и в конце концов они всегда собираются в некое
геометрическое целое... Вероятнее всего, делаю это вовсе не
я, а мое Эго, высший принцип, который обитает во мне. И даже он
делает это при помощи моего Гуру и Учителя, который помогает
ему во всем. Если случается так, что я забываю что-то, то я просто
обращаюсь к нему или к другому, ему подобному, мысленно, и
то, что я забыла, немедленно предстает перед моими глазами - иногда
передо мной проходят целые таблицы чисел, огромная лента с
записью событий. Они помнят всё. Они знают всё. Без них - откуда
бы я еще смогла добыть свое знание...*121

     Не опасайтесь, я не сошла с ума. Все, что я могу сказать,
- это то, что кто-то, несомненно, вдохновляет меня... Более
того: кто-то входит в меня. Говорю и пишу не я: это кто-то внутри
меня, мое высшее, светоносное "Я", которое думает и пишет за меня.
Не спрашивайте меня, мой друг, о том, что я переживаю, я не смогу
вам ясно объяснить это. Я сама не знаю! Единственное, что я знаю,
- это то, что я превратилась во что-то вроде хранилища для чьего-то
знания. КТО-ТО приходит и окутывает меня, как смутное облако,
и сразу же выталкивает меня из себя, и тогда я уже больше не
"я" - не Елена Петровна Блаватская, а кто-то другой, кто-то сильный
и мощный, рожденный в совершенно другом месте мира. А что
касается меня самой, то я как бы почти сплю или лежу, находясь
в полусознании, - не внутри моего собственного тела, но близко
к нему, и только тонкая нить связывает меня с ним. Однако иногда
я достаточно ясно все слышу и вижу: я целиком осознаю, что говорит
и делает мое тело - или, по крайней мере, его новый обладатель.
Я даже понимаю это и помню это настолько хорошо, что впоследствии
я могу повторить и даже записать его слова... В таких случаях
я наблюдаю страх и благоговение на лицах Олькотта и других и
с интересом слежу за тем, как Он полусострадательно смотрит на
них из моих глаз и учит их посредством моей физической речи.
Но пользуется при этом он не моим умом, а своим, который облекает
мой мозг подобно облаку...*122

     Вам кажется странным, что индийский Саиб так легко и просто
общается со мной. Я вполне могу понять вас: люди, не привыкшие
к подобным явлениям, - которые, хотя и происходили ранее,
но их притом полностью игнорировали, - определенно, должны
быть столь недоверчивыми... Вы спросите меня: есть ли вероятность
того, что Он подобным же образом использует и других людей, как
меня? Я ничего совершенно не знаю об этом. Допустите возможность
того, что человеческая душа - его действительная живая душа
- это вещь, совершенно отдельная от всего остального организма,
что его волшебный дух вовсе не прибит гвоздями к этим физическим
"потрохам" и что эта душа... способна действовать свободно и
независимо. Если это делает непосвященный профан, то это происходит
в его сне: посвященный Адепт способен делать это в любой момент
по своему собственному выбору.... То, что медиумы делают бессознательно,
под влиянием внешних сил, овладевающих ими, Адепты способны
делать сознательно, по своему волеизъявлению... Что касается
Саиба, то я знаю его уже долгое время. Двадцать пять лет назад
он приезжал в Лондон вместе с принцем Непала... Он являлся здесь,
в Нью-Йорке, несколько раз не только мне, но и другим людям...
Я всегда знаю и могу узнать Учителя и часто беседую с ним, не
видя его. Как получается так, что он слышит меня отовсюду и
что я тоже слышу его голос через моря и океаны два десятка раз
в день? Я не знаю как, но это происходит. Я действительно
не могу уверенно сказать, лично ли он при этом входит в меня;
если это не Он, то это его сила, его влияние...
     ...Учитель... вполне обычно видим для совершенно посторонних
людей. Иногда Он выглядит так, как живой человек, во всех отношениях...
Он вскоре возьмет всех нас в Индию, и там мы увидим Его в теле,
просто как обыкновенного человека...*123
 
     Я сейчас очень плотно работаю над "Тайной Д[октриной]". То,
что было в Нью-Йорке, повторяется снова, только лучше и яснее.
Я начинаю думать, что это сможет возместить нанесенный нам ущерб.
О, какие картины, панорамы, сцены, доисторические драмы и
все такое! Никогда не видела и не слышала лучше...
     Каждое утро появляется новое место и новое событие. Я снова
веду двойную жизнь. Учитель находит, что мне слишком трудно смотреть
на астральный свет в работе над моей "Т.Д.", находясь в сознании,
и поэтому уже примерно две недели я наблюдаю все, что мне нужно,
как бы во сне. Я вижу огромные, длинные рулоны бумаги, на которых
все написано, и потом восстанавливаю их по памяти...*124
 
     ...Мы можем заявить о том, что представили думающей общественности
логически стройную, гармоничную философскую схему происхождения,
судьбы и эволюции человека - схему, по сравнению с которой
в точном соответствии с истиной блекнут все другие. И что мы способны
расширить критерий нашей истины, распространив наши исследования
на природу менее известных сил - космических и психических.

     Другими словами, единственной нашей целью и желанием является
стремление способствовать, хоть в какой-то степени, установлению
точных научных воззрений на природу человека, которые принесут
нынешнему поколению средства восстановления дедуктивной
метафизической, или трансцендентной, философии, ибо только
она может стать твердым и непоколебимым основанием любой
религиозной философии.
     Теософия, универсальный растворитель, выполняет эту миссию;
блеклые искорки восхода современной психологии смешиваются
воедино и все исчезают на фоне яркого дневного света истины,
когда орбита солнца восточного эзотеризма достигает зенита.
В течение многих лет "великий сирота", человечество, рыдало в
темноте, ища поддержки и света. Среди многочисленных чудес чисто
материального прогресса, науки, что питала интеллект, но оставляла
дух втуне, человечество, смутно ощущая свое происхождение
и мудро предвидя свою судьбу, протягивало к Востоку пустые руки,
которые может наполнить только духовная философия. Страдая от
разделенности, ревности, ненависти, разрывавших в куски
саму его жизнь, оно требовало какого-то твердого основания,
на котором можно было бы построить то единство, что оно предчувствовало,
какой-то метафизический базис, который мог бы обеспечить
развитие самых возвышенных социальных идей. Лишь Учителя восточной
мудрости могут заложить такую основу, удовлетворить одновременно
и разум, и дух, безопасно провести человечество сквозь ночь
"к рассвету долгого дня". Такова цель, которую поставила перед
собой теософия...*125

     Раз теософия... затрагивает глубоко скрытые струны в умах
и сердцах людей, если ее учения о реинкарнации и карме, или,
другими словами, о надежде и ответственности, занимают подобающее
им место в жизни новых поколений, то тогда, конечно, наступит
день радости и удовольствия для тех, кто сейчас страдает и отвержен
всеми. Ибо настоящая теософия - это АЛЬТРУИЗМ, и это невозможно
повторять слишком часто. Это братская любовь, взаимная помощь,
непреклонное служение Истине. Если бы люди хотя бы раз осознали
то, что только в этих вещах можно найти истинное счастье, а
вовсе не в богатстве, владениях или эгоистическом удовольствии,
тогда разошлись бы черные тучи и на Земле зародилось бы новое
человечество. И тогда, несомненно, наступил бы ЗОЛОТОЙ
ВЕК.
     Но если этого не произойдет, то разразится гроза, и наша хваленая
западная цивилизация и просвещение потонут в таком страшном
водовороте ужаса, описание которого не найдешь в анналах истории*126.
 
     Есть путь, нелегкий и тернистый, изобилующий всевозможными
опасностями, но все же существующий, и ведущий к самому
сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти тех, кто укажет
вам тайные врата, открывающиеся только внутрь, но тутже и
навсегда захлопывающиеся за неофитом, ступившим за них.
Нет опасности, не преодолимой бесстрашной отвагой; нет испытания,
которое не могла бы пройти безупречная чистота; нет трудности,
с коей не справитлся бы сильный разум. Тех, кто побеждает,
ждет впереди награда, которую не описать никакими словами,
- власть благословить и спасти человечество; для тех,
кто проиграл, впереди - множество жизней, в которых еще
может прийти успех*127.
 
     Мир еще не готов воспринять философию оккультных наук - пусть
он сначала убедится в том, что в невидимом мире есть существа
- духи ли это умерших или элементалы, и что в человеке сокрыты
способности, которые могут сделать его Богом здесь, на Земле.
     Когда я умру и меня уже не будет, люди, возможно, воздадут
должное моим бескорыстным стремлениям. Я дала клятву помогать
людям на пути к Истине, пока я живу, - и я сдержу свою клятву.
Пусть они поносят меня и оскорбляют меня. Пусть кто-то назовет
меня МЕДИУМОМ и спиритуалистом, а кто-то - мошенником. Придет
тот день, когда будущие поколения научатся лучше понимать меня*128.
 
     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     Говорят Махатмы

     Один или двое из нас надеялись, что мир достаточно хорошо
развит, если и не интуитивно, то хотя бы умственно, чтобы оккультное
учение было интеллектуально принято и дало импульс новому
витку оккультных исследований... Просматривая все вокруг,
мы нашли человека, способного стать лидером - он обладал огромным
моральным мужеством, был неэгоистичен и имел множество
других хороших качеств. Он был далеко не лучшим из возможных,
но... лучшим из всех, кто был. С ним мы связали Е.П.Б. - она
обладала совершенно чудесными и исключительными дарованиями.
Вместе с тем у нее было множество явных личных недостатков,
но и в том виде, как она была, не было никого из живущих, кто
мог бы сравниться с ней по степени пригодности для этой
работы. Мы послали ее в Америку, свели их вместе - и испытание
началось. - Мория*129.

     ...Хотя наш видимый посредник несовершенен - и часто совсем
несовершенен и непригоден, - тем не менее Е.П.Б. является ныне
наилучшим из возможных, и ее феномены уже примерно полсотни
лет ставят в тупик самые ярчайшие умы века... - Кут Хуми*130.

     Я четко осознаю тот факт, что обычная непоследовательность...
утверждений Е.П.Б. - особенно когда она распаляется - и странные
способы самовыражения делают ее в ваших глазах очень нежелательным
передатчиком наших посланий. Тем не менее... если... вы однажды
узнали истину, высказанную этим неуравновешенным умом, кажущаяся
негармоничность ее речей и идей, ее нервного возбуждения, короче,
все вызывающее возмущение чувств трезвомыслящих людей, которые
со своими понятиями о скромности и манерах шокируются подобными
странными взрывами того, что они рассматривают как ее темперамент...
- как только однажды... вы узнаете, что ничто из этого не ее
вина ни в малейшей степени, то вы, возможно, сможете посмотреть
на нее в совсем ином свете... Мне позволено продемонстрировать
вам на мгновение то, что скрыто под вуалью. Это ее состояние
тесно связано с ее обучением в Тибете и с тем, что она послана
в мир в одиночестве, чтобы постепенно подготовить путь для
других. После почти века бесплодных поисков нашим руководителям
пришлось использовать единственную возможность послать
европейское тело на европейскую землю для того, чтобы оно послужило
связующим звеном между той страной и нашей собственной.
Помните... о факте семи принципов в полном человеческом
существе. Сейчас ни один мужчина и ни одна женщина, если только
они не являются Посвященными пятого круга, не смогут покинуть
пределов Бод-Лхас и возвратиться назад в мир в своем интегральном
целом... По крайней мере, одному из семи спутников придется
остаться позади по двум причинам: во-первых, для того, чтобы образовать
необходимое связующее звено, провод для передачи; а во-вторых,
в качестве наилучшей гарантии того, что для толпы никогда
не откроются определенные вещи. Она не является исключением
из правила... Состояние и статус оставшихся шести принципов
зависят от внутренних качеств, психофизиологических особенностей
личности. - Кут Хуми*131.

     Дух силен, но плоть слаба; настолько слаба,
что иногда она даже побеждает сильный дух, "который знает всю
Истину". И теперь, практически потеряв контроль над своим несчастным
телом, Е.П.Б. пытается что-то делать... Если вы когда-либо
получали урок о двойственности человеческой природы и о
возможности посредством оккультной науки вывести невидимое,
но настоящее "Я" из спячки в состояние независимого существования,
то хватайтесь за этот шанс. Смотрите и учитесь... Сейчас я могу
действовать через Е.П.Б. лишь в крайне редких случаях, и то
при соблюдении величайших предосторожностей. - Кут Хуми*132.

     Если Е.П.Б. когда-либо и совершала действительный, намеренный
обман... то это происходило тогда, когда при выполнении оккультных
феноменов она постоянно отрицала - кроме случаев, связанных
с такими пустяками, как звоны и стуки,- что она каким-либо образом
связана с их выполнением лично... Да, в этом и только в этом
случае она заслуживает обвинения в том, что она постоянно обманывала
своих друзей. Ее совершенно невозможно было заставить осознать
абсолютную бесполезность и опасность подобного увлечения; и
как глубоко заблуждалась она, полагая, что тем самым она укрепляет
нашу славу, тогда как на самом деле, очень часто приписывая нам
феномены самой глупейшей природы, она лишь принижала нас в
глазах общественности и предоставляла своим врагам возможность
провозглашать, что она была "всего лишь медиумом"! Все было
бесполезно. В соответствии с нашими правилами Мория не мог
запретить ей действовать таким образом. Необходимо было предоставить
ей полную и исчерпывающую свободу действий, свободу в создании
причин, которые по истечении определенного срока становились
ее бичом, ее клеймом в глазах общества. В лучшем случае он мог
запретить ей производить феномены, и к этой крайней мере он прибегал
так часто, как только было возможно, к великому неудовольствию
со стороны ее друзей и теософов... Является ли это недостатком
интеллектуального восприятия у нее? Определенно, нет.
Это психологическая болезнь, которую она практически не контролирует.
Ее импульсивная натура... постоянно готова вынести ее за пределы
истины в область преувеличения. Она и не подозревает даже,
что обманывает своих друзей... Она способна производить оккультные
феномены и производила их благодаря своим естественным силам,
в совокупности с несколькими долгими годами регулярного
обучения, и ее феномены получаются иногда лучше, чудеснее
и совершеннее, чем феномены некоторых высоких посвященных чел
[учеников]... Таким образом, приписывая нам авторство всевозможных
глупых, неуклюжих и подозрительных феноменов, она в то же
время совершенно точно помогала нам во многих случаях, давая
нам возможность сэкономить примерно две трети используемой силы.
Когда же мы говорили ей - поскольку часто мы не могли предотвратить
феномен на ее конце линии, - что не стоило этого делать, то она
отвечала, что для нее единственной радостью было оказаться
полезной для нас. И таким способом она продолжала дюйм за дюймом
приносить себя в жертву, готовая отдать - как она думала, ради
нашей пользы и славы - всю свою кровь по капельке, и притом
отрицая перед свидетелями, что она имеет к этому какое-либо отношение.
Можете ли вы назвать это тонкое, хотя и глупое самоотречение "обманом"?
Мы - нет...
     ...Совершенно вне всякого сомнения, что она вообще склонна
к преувеличению, и когда заходит речь о "раздувании величия"
тех, ради кого она существует, то тут ее энтузиазм не знает
пределов... Мы не можем временами не сердиться по этому поводу,
а еще чаще - не смеяться над ней. Все же то чувство, которое заставляет
ее совершать все это, настолько преданно, искренне и истинно, что
его невозможно не уважать или относиться к нему с равнодушием.
Думаю, я никогда в жизни не был ничем так глубоко тронут, как
тем экстатическим взрывом восторга, когда мы недавно встречались
с ней в наших естественных телах, в первый раз - после трех лет,
а в другой - после двух лет отсутствия и разделения во плоти.
Даже наш флегматичный М. был выведен из равновесия таким
представлением, главным героем которого был он. Ему пришлось
использовать свою власть и погрузить ее в глубокий сон, в противном
случае она разорвала бы себе какой-нибудь кровеносный сосуд...
в своей горячечной попытке расплющить нос о его верховой костюм,
забрызганный сиккимской грязью!.. Вы никогда не узнаете ее такой,
какой знали ее мы, и потому вы никогда не сможете судить о ней
справедливо и беспристрастно. Вы наблюдаете лишь поверхность
вещей... В ваших глазах Е.П.Б., в лучшем случае, для тех, кто
любит ее вопреки самой себе, - это странная, чудн ая женщина,
психологическая головоломка; импульсивная и добросердечная,
но тем не менее и не избавленная от пороков. Мы, с другой стороны,
под покровом эксцентричности и дурачества, находим в ее внутреннем
"Я" мудрость более глубокую, чем вы сами когда-либо сможете воспринять...
- Кут Хуми*133.

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 
     Почему госпожа Блаватская проявляла психические феномены?

[В этом разделе приведены выдержки из трудов Е.П.Б. и ее Учителей,
которые помогают дать ответ на поставленный вопрос, а также
дают ценные сведения о значимости и важности психических
феноменов в свете теософии, оккультизма и духовного Пути.
- Прим. ред.]

     С самого начала мир не видел в теософии ничего, кроме некоторых
чудесных феноменов, в которые не верят две трети не-спиритуалистов.
Очень скоро к Теософскому обществу стали относиться как к группе,
которая провозглашает обладание некоторыми "волшебными"
силами. Мир никогда не осознавал то, что Общество учило абсолютному
неверию в чудеса и даже в саму возможность таковых, что лишь
очень немногие в Обществе обладали подобными психическими
способностями и немногие вообще обращали на них внимание.
Не понималось также то, что оккультные феномены никогда не
производились публично, они делались лишь для друзей просто
в качестве способа напрямую продемострировать, что такие
психические вещи можно проводить без темных комнат, духов, медиумов
и вообще без всего того, что применяется в спиритизме...
- Е.П.Блаватская*135.
 
     Оккультным феноменам... не удалось произвести желательный
эффект, но они не были "чудесами" ни в каком смысле этого слова.
Предполагалось, что мыслящие люди, и особенно ученые мужи,
по меньшей мере, осознают существование новой, весьма интересной
области  исследований и опытов, став свидетелями физических
эффектов, которые выполняются по волеизъявлению человека
и которые они не смогут объяснить. Предполагалось, что теологи
с радостью примут доказательство, в котором они так сильно нуждаются
в эти времена агностицизма, что душа и дух не являются простыми
творениями их фантазии в силу невежества физической составляющей
человека, что эти сущности реальны настолько же, насколько
и тело, и притом гораздо более важны.
     Эти ожидания не оправдались. Оккультные феномены были
неправильно поняты и представлены, как в отношении их
природы, так и в отношении их цели.
     Это неприятное обстоятельство нетрудно объяснить в свете
того опыта, который теперь накопился по данному вопросу. Ни
наука, ни религия не признают существования оккультизма в
том смысле, как этот термин используется и понимается в теософии;
в смысле, я хочу сказать, сверхматериальной, но не сверхъестественной
области, управляемой законом; также они не признают
скрытых в человеке сил и возможностей.
     Любое вмешательство в повседневную рутину материального
мира приписывается религией произвольному волеизъявлению
божественного или дьявольского автократа, обитающего в недоступной
человеку запредельной области, который не подчиняется
никаким законам ни в своих действиях, ни в своем составе,
в плане знания идей и желаний которого смертные полностью зависят
от вдохновенных проповедей через доверенного посланника...
     Когда в наши дни люди наблюдают чудеса, то чувство, возникающее
в их умах, - это уже не почитание и благоговение, а любопытство.
Именно идея возбудить и использовать это любопытство привела
к демонстрации оккультных феноменов. Предполагалось, что эта
манипуляция силами природы, которые сокрыты под ее поверхностью...
приведет к исследованию природы и законов этих сил, неизвестных
науке, но отлично известных оккультизму.
     Эти феномены действительно возбуждали любопытство в
умах тех, кто становился их свидетелем, но оно, к несчастью,
по большей части было праздным. У все большего числа свидетелей
возникал ненасытный аппетит на феномены сами по себе, безо всякой
мысли об изучении науки и философии, для которых истинность и
сила этих феноменов были простой тривиальностью и, так сказать,
случайными иллюстрациями. Совсем не часто разбуженное таким
образом любопытство рождало серьезное стремление изучить науку
и философию сами по себе, независимо от этого...
     ...Современная наука... в отношении исследования оккультизма
работает под давлением не менее тяжелых предрассудков, чем религия;
ибо тогда как религия неспособна воспринять представление о приложимости
естественного закона к сверхчувственной Вселенной, то наука
вообще не допускает существования какой-либо сверхчувственной
Вселенной, на которую можно было бы распространить
силу закона; не может она и вообразить себе возможность существования
состояния сознания, отличающегося от нашего теперешнего земного...
Поэтому она спокойно продолжает посмеиваться над этими феноменами;
а когда ее принуждают выразить по этому поводу какое-нибудь мнение,
то она без колебаний, без изучения, на основании сделанных понаслышке
докладов, приписывает все это мошенническим хитростям - проводам,
дверям-ловушкам и тому подобному...
     Феномены никогда не представлялись в каком-либо другом виде,
кроме как проявлений сил, являющихся совершенно естественными
и тем не менее неизвестных, и при этом иногда они принадлежат определенным
индивидуумам, достигшим большего и высшего знания Вселенной,
чем ученые или теологи, и которого последние вряд ли смогут достигнуть
на избранном ими пути. Однако эта сила скрыта в каждом человеке,
и, может быть, со временем кто-то сможет научиться пользоваться
ею, развив это умение и достигнув условий, необходимых для
ее роста. Тем не менее только в редчайших отдельных случаях
все это воспринималось не как "чудо", проделка дьявола или
вульгарный трюк... И теософию и теософов злобно и жестоко атаковали
со всех сторон, вопреки всем фактам и логике, с такой ненавистью,
непримиримостью и немилосердностью, которые были бы
совершенно непонятны, если бы история религии не учила нас,
какими мерзкими и неразумными скотами становятся невежественные
люди, когда дело доходит до лелеемых ими суеверий; и если
бы история научных исследований, в свою очередь, не преподала
нам урок о том, насколько похожим может стать поведение ученого
и поведение невежды, когда под вопрос ставится правильность его
теорий.
     Оккультизм может производить феномены, но он не способен снабдить
мир мозгами, интеллектом и доброй волей, необходимыми для
того, чтобы понять и оценить их правильно. И поэтому вряд ли
стоит удивляться тому, что слово [Учителей] о том, что нужно оставить
в покое феномены и позволить идеям теософии проявить свои собственные
достоинства. - Е.П.Блаватская*136.
 
     Цель стремящегося к духовной мудрости - это выход на высший
план существования, где он должен стать новым человеком...
и если ему это удастся, то его способности и возможности получат
соответствующее увеличение диапазона и силы... Именно таким
образом Адепт становится одаренным чудесными способностями,
которые так часто описываются, но здесь нужно помнить о главном
факте - что эти силы являются естественными составляющими
на более высоком плане эволюции, так же как обычные способности
человека являются естественными составляющими существования
на обыкновенном человеческом плане.
     Кажется, многие полагают, будто адептство не столько является
результатом радикального развития, сколько постепенного
построения; кажется, они воображают, что Адепт - это человек,
который, пройдя определенный четко проложенный курс обучения,
состоящий из строгого следования набору произвольных правил, приобрел
сначала одну способность, потом другую; и когда, наконец,
он достиг определенного числа этих способностей, то получил
с этого момента право называться Адептом.
     Действуя согласно этому ошибочному представлению, они
считают, что первое, что необходимо сделать при достижении
адептства, - это приобрести "способности", среди которых наиболее
восхитительными являются ясновидение и способность покидать
физическое тело и путешествовать на расстояние.
     Тем, кто желает приобрести подобные способности ради своего
собственного успеха, нам сказать нечего; их тоже ждет участь
всех тех, кто действует из чисто корыстных соображений...
- Е.П.Блаватская*137.
 
     ...Теософское общество должно бороться со всеми, кто под его
прикрытием стремится приобрести волшебные способности ради
своих собственных корыстных устремлений и причинения зла другим.
Многие люди вступили в наше Общество только из любопытства
и ни по какой другой причине. Психические оккультные феномены
- вот к чему они стремились, и они не желают поступиться хотя бы
йотой собственного удовольствия и привычек для того, чтобы приобрести
эти способности. Такие очень быстро уходят прочь с пустыми руками.
Теософское общество никогда не было и никогда не будет школой
нахватанных отовсюду теургических ритуалов.
     Но существуют десятки мелких оккультных обществ, которые
очень многословно вещают о магии, оккультизме, Розенкрейце,
Адептах и тому подобном. Под прикрытием философии мудрости-религии
[теософии] они умудряются использовать в своих целях мистический
жаргон, который действует некоторое время и позволяет им
с помощью небольшого количества ясновидения одурачить
"оккультизмом" мистически настроенных, но невежественных
ищущих, и вести их как стадо овец практически в любом направлении...
Но горе тем, кто пытается превратить благородную философию
в пристанище отвратительной аморальности, жадных корыстных
интересов и производства денег под эгидой теософии. - Е.П.Блаватская*138.

     ...Это Общество не было основано в качестве приюта для поддержания
потока оккультистов - фабрики по производству Адептов. В его
намерения входило ослабление потока материализма, а также
спиритического феноменализма... Оно должно было возглавить духовное
пробуждение, которое теперь началось, а не потакать психическим
курьезам, которые являются всего лишь еще одной разновидностью
материализма... - Е.П.Блаватская*139.

     Психизм со всеми своими привлекательными и опасными сторонами,
неизбежно разовьется среди вас, но вы должны опасаться, чтобы
психическое развитие не подавило собой манасическое и духовное.
Психические способности, находящиеся под совершенным контролем,
сдерживаемые и управляемые манасическим принципом, являются
полезными инструментами для развития.
     Но если эти способности захватывают господство, контролируют
сами вместо того, чтобы быть контролируемыми, используют
вместо того, чтобы быть используемыми, то они приведут ученика
к самым опасным иллюзиям и к неизбежному моральному краху.
- Е.П.Блаватская*140.

     По мере подготовки к началу нового цикла, по мере того, как
предвестники новой субрасы появляются на Американском континенте,
скрытые психические и оккультные способности человека начинают
зарождаться и расти... Поймите раз и навсегда, что нет ничего
духовного или божественного ни в одном из этих проявлений... Этика
теософии более важна, чем какое-либо откровение психических законов и
фактов. Последние относятся целиком к материальной и мимолетной
составляющей... человека, а этика схватывает и погружается в
настоящего человека - перевоплощающееся Эго... - Е.П.Блаватская*141.
 
     Не становясь неким Махатмой, Буддой или Великим Святым, пусть...
стремящийся изучит философию теософии и Науку Души; и он
станет одним из скромных благодетелей человечества, безо всяких
сверхчеловеческих способностей. Сиддхи (способности Архата)
предназначены только для тех, кто способен "управлять жизнью",
и приносить ужасные жертвы в процессе обучения, и следовать
этим требованиям до последней буквы... Поймите сразу и помните
всегда, что истинный оккультизм, или теософия, состоит в Великом
Отречении от СЕБЯ, безоговорочном и абсолютном, как в мыслях,
так и в действиях. Это - АЛЬТРУИЗМ. "Не себя ради, но для мира
он живет..." Его личность должна исчезнуть, и он должен стать
просто добродетельной силой природы... - Е.П.Блаватская*142.
 
     ...Постарайтесь пройти сквозь эту великую майю [иллюзию],
о которой всегда во всем мире предупреждали изучавших оккультизм
их учителя, - избежать охоты за оккультными феноменами. Подобно
жажде и опиуму, она растет по мере удовлетворения. Спириты
упиваются ею... Если вы не можете быть счастливы без феноменов,
вы никогда не познаете философию теософии... Я говорю вам совершеннейшую
истину, что... если вы изберете истину, то все остальное к
ней приложится - со временем. Наши метафизические истины
не становятся крепче оттого, что наши письма падают из воздуха
к вам на колени или появляются у вас под подушкой. Если наша философия
ложна, то чудо не поможет ей стать истинной. - Мория*143.
 
     ...Люди, вступающие в Теософское общество, ведомые одним
лишь корыстным стремлением достичь власти, используя оккультную
науку только себе во благо или главным образом на это, с таким
же успехом могли бы и не вступать в Общество - они обречены
на разочарование... Сколько еще раз нужно повторять, что те,
кто вступают в Общество с единственной целью войти с нами в
контакт, и если не приобрести, то, по крайней мере, убедиться
в реальности подобных сил и в объективности нашего существования,
- гонятся за миражом?..
     Только тот, кто несет любовь к человечеству в своем сердце,
кто способен тщательно усвоить представление о возрождении
практического Братства, может получить доступ к нашим тайнам.
Только такой человек никогда не употребит свою силу во зло, и
только с ним можно не опасаться, что он повернет ее во благо лишь
себе одному. Человек, для которого добро для человечества
не сто'ит выше добра для себя, не достоин стать нашим челой [учеником]
- он не достоин обрести более высокое знание, чем его сосед.
Если ему нужны феномены, пусть доставляет себе удовольствие
спиритическими штучками...
     Мы находимся среди людей враждующих, упрямых и невежественных,
которые ищут истину, не будучи способными познать ее, ибо каждый
стремится к ней лишь ради своей собственной пользы и удовлетворения,
не задумываясь ни на секунду при этом о других... -  Мория*144.

     ...Вы способны принести огромную пользу, помогая предоставить
народам Запада прочную основу, на которой они смогут восстановить
свою рушащуюся веру. Им нужно доказательство, которое может
дать только азиатская психология. Эра слепой веры прошла, наступила
эра исследования. Такое исследование, которое только лишь разоблачает
ошибки, не открывая ничего, на чем можно было бы построить душу,
не добивается ничего, кроме свержения идолов. Свержение идолов
по своей разрушительной природе не может дать ничего - оно лишь
сметает все подряд. Но человек не может удовлетвориться голым
всё-отрицанием. Агностицизм - это лишь временное прибежище.
     Сейчас наступает время, когда вскоре должен появиться неизменный
импульс, который повлечет век по направлению к крайнему атеизму
или оттянет его назад к крайней религиозности, раз он не привел
к простой и душеспасительной философии Ариев. Тот, кто наблюдает
события сегодняшнего дня, с одной стороны, среди католиков,
которые разводят чудеса так же быстро, как белые муравьи свое
потомство, и, с другой стороны, среди свободных мыслителей,
которые пачками становятся агностиками, - увидит, к чему
все это движется. Век стал свидетелем разгула феноменов. Те чудеса,
о которых твердят спиритуалисты в противовес догмам о вечных
муках ада и искуплении, католики умудряются приводить в
качестве мощного доказательства своей веры в чудеса.
     Скептики смеются и над теми, и над другими. Все они слепы,
и нет того, кто мог бы стать их проводником! Вы и ваши коллеги
можете предоставить достаточно материалов для столь необходимой
всеобщей религиозной философии, неуязвимой для атак со стороны
науки, потому что она сама является вершиной точных наук, и
для религии, которая, конечно, стоит своего имени, потому
что включает в себя отношения между человеком психическим
и человеком физическим, и их обоих - ко всему, что находится
выше и ниже их...
     Теософское общество - это не клуб чародеев, оно не занимается
отдельно изучением феноменов. Его главная цель состоит в
выкорчевывании современных суеверий и скептицизма, и
освобождении из-под семи замков древнего источника того
доказательства, на котором человек сможет построить свою
будущую судьбу и точно узнать о том, что он будет жить после этой
жизни, если только захочет, и что все феномены - это не
что иное, как проявление природного закона, и попытаться понять,
в чем состоит долг каждого мыслящего существа... - Кут Хуми*145.

 
 

© 1998-2004 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Текущие новости
Rambler's Top100

  на главную
Автор и webmaster Владислав Шпурик   Webmaster - Владислав Шпурик