На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

Крупницкий Дмитрий Владимирович

 

ЧТЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
И РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

В ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

 

 

Специальность 05.25.03 –

«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2008


Работа выполнена в Государственной публичной научно-тех­нической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.

 

 

 

Научный руководитель  доктор педагогических наук, профессор

                                           Кожевникова Лариса Анатольевна

 

 

Официальные оппоненты      доктор исторических наук, профессор

                                           Зверев Владимир Александрович;

 

                                           кандидат педагогических наук

                                           Вихрева Галина Михайловна

 

Ведущая организация     ГУК «Национальная библиотека

                                           Республики Саха (Якутия)»

 

 

Защита состоится           23 декабря 2008 г. в  12.00 часов на заседании диссертационного совета К 003.004.01 при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15.

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.

 

Автореферат разослан 21 ноября 2008 г.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук                         Артемьева Е. Б.


1. Общая характеристика работы

Актуальность темы. Целью образовательной политики государства является достижение современного качества обучения, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества, современным тенденциям мирового развития. Школьная библиотека оказывает содействие в становлении образовательного процесса. Она формирует, развивает и удовлетворяет потребности в чтении, вырабатывает у индивидуума информационную культуру, обусловленную потребностями общества. При осуществлении своих программных целей библиотека учитывает психологические и возрастные особенности учащихся.

Смена государственно-политического и социально-экономиче­ского строя в России привела к изменению парадигмы образования, необходимости обеспечения его адекватности динамичным преобразованиям, происходящим в стране. Стремительное развитие форм массовой информации выдвинули перед школой задачу совершенствования умений самостоятельной работы учащихся с книгой и периодическими изданиями и развития у школьников навыков работы с электронными ресурсами. Особое внимание при этом целесообразно уделять ученикам старших классов, поскольку именно в этом возрасте формируется готовность учащихся к жизни в быстро меняющемся мире, поликультурном социуме и развивающемся обществе знаний.

Результаты социологических исследований, проведенных в конце ХХ – начале ХХI в., свидетельствуют о том, что традиционные навыки чтения  у учащихся постепенно утрачиваются. Падает читательская активность учеников, особенно в старших классах, так как они ориентированы в основном на получение информации из Интернета и недостаточно используют традиционные носители информации. Это означает, что в повседневной практике применяются не все каналы влияния на формирование читательской культуры школьников. Большую роль  в осуществлении этого процесса играют преподаватели и родители. На школьных педагогов, выполняющих функцию связующего звена между родителями и детьми, ложится большая ответственность. Учитель должен уметь не только рекомендовать соответствующую литературу по предмету, но и помогать ученикам осуществлять ее библиографический поиск. В то же время и родители могут оказывать существенную помощь педагогу в руководстве чтением дополнительной литературы. Но все же основная роль в этом процессе принадлежит школьной библиотеке.

Несмотря на наличие определенного количества исследований по читателеведению, нет четкого представления о системе работы школьной библиотеки, построенной на принципе взаимодействия с педагогами и родителями. Поскольку время постоянно выдвигает новые требования к формированию организационных форм руководства чтением, особенно учеников старших классов, создание определенного алгоритма действия системы становится актуальным.  

Степень изученности проблемы. Отечественными специалистами рассматривались отдельные аспекты проблемы чтения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. Они нашли отражение в трудах специалистов Российской национальной библиотеки В. В. Ялышевой и А. С. Степановой, которые сгруппировали проблемы изучения чтения и читателей в зависимости от масштаба территории: 1) на всероссийском уровне; 2) на региональном; 3) в рамках крупного города; 4) в рамках деятельности централизованной библиотечной системы (ЦБС) или отдельной библиотеки. Наше диссертационное исследование находится в русле регионального исследовательского проекта в рамках мегаполиса.

Возрастные особенности школьников, в том числе старшеклассников, рассматривают психологи И. С. Кон, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович и А. В. Петровский, которые считают, что период учебы в старших классах особенно важен для воспитания детей. В 15–17 лет развиваются способности, определяется характер, мировоззрение. Отражением духовных запросов старшеклассников являются читательские интересы индивида, затем группы. Изучение этих интересов дает возможность с большей отдачей использовать книгу для воспитания и образования подрастающего поколения.

Для диссертационного исследования принципиальное значение имеют результаты наблюдений и выводы И. С. Кона и В. А. Сухомлинского о психологических особенностях читателей-старше­классни­ков, а также трактовка различных аспектов воздействия слова на личность, содержащаяся в работах философа В. В. Розанова.

Роль и место чтения в процессе обучения, формирования и воспитания интересов разных категорий читателей библиотек (старшеклассников, родителей, педагогов); теория и практика обучения чтению – это далеко не полный перечень проблем, которые рассматриваются специалистами библиотечного дела.

Существенным теоретическим источником для разработки научных основ диссертационного исследования явились работы Н. А. Рубакина «Этюды о русской читающей публике», Б. В. Банка «Изучение читателей в России (XIX век)» и «Изучение интересов советских читателей». В постсоветский период вышли монографии И. А. Бутенко «Читатели и чтение на исходе XX века» и «Книга и чтение на исходе ХХ в.», В. Я. Аскаровой «Динамика концепции российского читателя (конец Х – начало ХХI вв.)», в которых авторы исследовали развитие читательских потребностей, определили объем и содержание свободного времени различных читательских категорий. Распространенность чтения, его интенсивность и трансформацию, содержание чтения; чтение в бюджете свободного времени, роль библиотеки как социального института  рассматривают Н. Е. Добрынина, А. И. Рейтблат. Ими также затрагиваются проблемы развития общественных и частных библиотек.

Изучали чтение в жизни старшеклассников, их родителей и педагогов Н. В. Бубекина, И. И. Ганицкая, М. А. Зиганов, Ю. П. Мелентьева, В. В. Нейман, А. С. Павлова, В. Д. Стельмах, И. А. Чернос.

Влияние массовой культуры на развитие чтения, взаимодействие библиотеки с читателями изучалось Н. Е. Добрыниной и С. Г. Матлиной, Л. В. Евдокимовой, О. Л. Кабачек, А. С. Степановой, В. П. Чудиновой, В. В. Ялышевой, Е. А. Бухтияровой.

Концептуальный подход к сути и руководству библиотечным чтением, основанный на теоретических положениях библиотековедения, обоснован в работах А. Н. Ванеева, Л. Г. Жуковой, Ю. П. Мелентьевой и В. И. Терешина,  также он изложен в учебниках под редакцией В. Ф. Сахарова «Работа с читателями» и Н. Н. Житомировой «Руководство чтением детей в библиотеке». Деятельность школьной библиотеки в современный период рассматривали Н. Осетрова и А. Смирнов, Н. В. Крук, специалисты кемеровской школы – Н. И. Гендина, Н. И. Кол­кова, О. И. Алдохина, Г. И. Сбитнева, Г. А. Стародубова, Л. М. Туева, Ю. В. Уленко, А. Г. Гук. Данные их исследований подтверждаются разработками автора диссертации. При изучении ресурсных возможностей школьных библиотек в диссертационном исследовании использовались работы Л. А. Кожевниковой по экономике библиотечной деятельности.

Однако несмотря на значительное количество работ по интересующей нас проблеме, она не получила комплексного освещения и нуждается в дальнейшей разработке.

Источниковая база диссертации включает как опубликованные, так и архивные материалы. Источники исследования:

1. Официальные документы, к которым относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О библиотечном деле», примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения и другие. Они определяют политику государства по отношению к среднему образованию, школьной библиотеке.

2. Публикации по исследуемой теме.

3. Данные библиотечной статистики и социологических опросов, полученные автором диссертации в ходе исследования читательских интересов старшеклассников, их родителей и педагогов, проведенные 2004 и 2006 гг. в г. Новосибирске.

4. Материалы архива управления образованием – приказы по учреждениям образования, отчеты о деятельности школьных библиотек, в том числе статистическая документация.

5. Библиографические указатели, которые были использованы для поиска литературы, рассматривающей отдельные аспекты чтения старшеклассников.

Цель исследования заключается в определении места чтения в жизни старшеклассников и роли школьных библиотек в его организации на современном этапе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– определить состав читателей школьных библиотек и дифференцировать их читательские потребности и предпочтения;

– проанализировать состояние библиотечных ресурсов школьных библиотек и определить их соответствие читательским потребностям учеников-старшеклассников и педагогов;

– изучить практику работы библиотек по формированию читательских интересов старшеклассников и определить приемы работы библиотеки общеобразовательного учреждения по повышению информационной культуры родителей и учителей;

– разработать алгоритм взаимодействия администрации учебного заведения и школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования – педагогическая и семейная среда, определяющая закономерности формирования познавательной и читательской деятельности учащихся старших классов.

Предметом исследования является репертуар чтения старшеклассников и их читательские предпочтения; факторы, влияющие на процессы чтения.

Географические рамки и база исследования: исследование проведено на базе 29 школьных библиотек двух промышленных районов г. Новосибирска – крупного мегаполиса, столицы Сибирского федерального округа, в котором проживает более 51 % жителей Новосибирской области (20062,9 тыс. чел.).

Хронологические рамки работы 90-е гг. XX начало XXI в.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения, изложенные в трудах отечественных библиотековедов: Н. А. Рубакина, И. А. Бутенко, И. И. Ганицкой, Н. И. Гендиной, Г. А. Стародубовой, Н. Е. Добрыниной, Л. А. Кожевниковой, В. С. Крей­денко, Ю. П. Мелентьевой, А. С. Павловой, А. С. Степановой, В. В. Ялы­шевой, в которых прослеживаются закономерности эволюции библиотековедения и педагогики как составных частей общего социально-экономического развития России. Также использованы теоретико-методологические положения, изложенные в работах И. Е. Баренбаума, А. А. Гречихина, Е. Л. Немировского, В. Н. Волковой и ряда других книговедов. Эти положения отражают взгляд на книгу, как продукт материальной и духовной культуры общества. В работе применяется универсальный подход к термину «книга». За основу, вслед за И. Г. Моргенштерном, берется сущностное определение книги, включающее различные виды произведений печати. Процесс восприятия человеком книжной информации называется чтением. Чтение – активный процесс, оно не может быть пассивным. И в этом активном процессе потребления информации сама книжная информация производит в человеке определенную работу, которая сказывается как на внутреннем мире читателя, так и на его жизни и деятельности.

В процессе социологического исследования читательских интересов старшеклассников и определении влияния на их формирование педагогов и родителей были применены теоретические положения, изложенные в работах социологов Н. М. Зоркой, В. С. Собкина, Ю. Н. Толстовой, В. А. Ядова и других, педагогов и психологов – Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и И. С. Кона, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и А. В. Петровского.

Таким образом, комплексный характер исследования потребовал использования материалов из различных областей знания: библиотековедения, педагогики, психологии, социологии, составивших теоретико-методическую базу диссертации. В исследовании использованы общенаучные и специальные библиотечные методы:

– социологический – анкетирование учащихся старшего звена, педагогов и родителей, пользующихся библиотечными услугами; наблюдение за работой библиотекарей;

– аналитический – анализ документов, регламентирующих деятельность библиотек и образовательных учреждений на федеральном, региональном и областном уровнях, планово-отчетной документации, дневников работы, тетрадей учета библиотеки, а также читательских формуляров;

– статистический – сбор данных, содержащихся в библиотечной документации.

– метод системного анализа – при изучении деятельности общеобразовательного учреждения в структуре образовательного пространства района и города.

Научная новизна работы и теоретическая значимость. Представлен репертуар и читательские предпочтения старшеклассников, определена роль школьных библиотек в свете меняющихся задач образования и библиотечной деятельности.

Выявлены тенденции и факторы, влияющие на читательские интересы учеников старших классов и определяющие параметры функционирования библиотек общеобразовательных учреждений. Данные диссертационного исследования подтверждают большую роль учителей и родителей в процессе формирования читательских интересов учащихся.

Выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения формирования личности старшеклассника как читателя в общеобразовательном учреждении.

Практическая значимость. Разработанные в процессе исследования рекомендации по взаимодействию школьной библиотеки с педагогами и родителями в целях организации чтения старшеклассников внедрены в деятельность ряда общеобразовательных средних школ г. Новосибирска. Выводы диссертационного исследования могут представлять интерес для руководителей общеобразовательных учреждений, а также родителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для формирования читательских интересов особенно важен период учебы в старших классах, поскольку в 15–17 лет определяется характер, мировоззрение школьника, происходит развитие его духовных запросов.

2. Составной частью информационно-культурного пространства старшеклассников является деловое чтение, позволяющее отделять факты от интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных культурах. В структуре чтения старшеклассников присутствует также досуговое чтение, которое носит развлекательный характер.

3. Формирование читательских интересов старшеклассников зависит от влияния педагогической и семейной среды, которая создает ценностные ориентиры и дает психологическую установку на чтение.

4. В настоящее время сформировались три модели школьных библиотек. Первая – библиотека в средних общеобразовательных учреждениях. Вторая – библиотечно-информационный центр (БИЦ), имеющий элементы медиатеки. Третья – библиотека в гимназиях и лицеях, где функционируют медиатеки. Наиболее рациональной является вторая модель, которая в настоящее время активно внедряется в общеобразовательных учреждениях.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались на межрегиональных научных конференциях: «Сибирь – территория чтения» (Иркутск, декабрь 2002 г.); «Шестые Макушинские чтения» (Новосибирск, май 2003 г.), «Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе» (Новосибирск, октябрь 2008 г.) и ХI открытых городских педагогических чтениях «Качество социального проектирования в дополнительном образовании детей» (Новосибирск, февраль 2008 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 научных работ, одна из них – в научном журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Достоверность результатов исследования обусловлена широким привлечением научных публикаций по теме исследования, применением совокупности методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, качественным анализом исходных данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных результатов исследования научному сообществу в рамках научных конференций и в профессиональной печати.

Структура работы определена целью и задачами предпринятого исследования, отражает его ключевые этапы. Диссертация состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, включающего 176 наименований, а также 7 приложений, которые содержат разработанные документы, тексты анкет. Общий объем диссертации 211 страниц, основная часть работы изложена на 188 страницах.


2. Основное содержание диссертации

 

Во введении обоснована теоретическая и практическая необходимость изучения чтения старшеклассников и определения роли школьной библиотеки в его организации; представлена степень изученности темы. Сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, методологическая основа, охарактеризованы методы сбора и анализа информации, представлена эмпирическая база, определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; приведена структура диссертации.

В первой главе «Старшеклассники как читатели. Интересы, потребности, факторы влияния» рассматривается значимость изучения учеников старших классов как читателей. Для того чтобы выяснить читательские интересы учащихся старшего звена и ту роль, которую занимает в их жизни книга, были проведены социологические исследования. Полученные данные подтверждаются рядом других опросов, проведенных в различных регионах нашей страны. Нарастающий поток информации, прежде всего телевидение, уменьшает ощущаемую учащимися необходимость читать. Книга давно уже не основной и не единственный источник жизненного опыта школьников. В то же время среди старшеклассников прагматическое чтение остается постоянным элементом использования свободного времени. Об этом свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ, проведенные в русле изучения общественного мнения населения.

Чтение в среде старшеклассников можно условно разделить на два вида: прагматическое – к нему относится работа с учебником, а также чтение внеклассного материала по обязательной программе и досуговое (свободное).

Руководство чтением исключает любое принуждение, запрещение, наказание. Оно должно оказывать на читателя только педагогическое воздействие, и, прежде всего, путем возбуждения интереса к книге. Библиотекарь, педагог должен практически доказать старшеклассникам, что книга имеет большое познавательное значение. Внедрение навыков чтения, а затем их закрепление – процесс не прямолинейный, а довольно сложная комплексная деятельность. Для этого надо использовать такие методы и формы, которые в состоянии обеспечить данный процесс. Это касается как наглядных форм, так и печатных, в том числе устных в процессе массовой, групповой или индивидуальной работы. Многие из этих форм устарели. Целесообразна их модернизация за счет превращения библиотеки школы в библиотечно-инфор­мационный центр, что приведет к расширению функций и возможностей в информационном обслуживании читателей школьной библиотеки.

Читательский контингент школ можно разделить на три группы: учащиеся (основная группа), преподаватели и администрация данного общеобразовательного учреждения и в некоторой степени родители этих учеников. Все они участвуют в организации процесса чтения.

В 15–17 лет у человека закладываются те качества, которые формируют личность достойного гражданина нашего государства. Педагоги школы в возрасте от 19 (в основном это учителя начальных классов, закончившие педагогические училища) до 70 лет (пенсионеры), также являются активными участниками процесса руководства чтением
и оказывают весьма весомое влияние на старшеклассников. Родители в этом процессе участвуют периодически. Взаимодействие между этими категориями читателей и школьной библиотекой дает возможность воспитать полноценную личность.

В диссертационном исследовании проанализированы наиболее типичные, направления чтения, характеризующие старшеклассников в целом. Очевидно, что характер чтения учащихся старшего звена зависит от многих факторов. Среди них возраст, неумение, а иногда
не желание работать с книгой и т. д.

На базе данных, полученных в результате исследования, автор считает возможным сделать следующие выводы. В начале ХХI в. авторитет чтения в среде старшеклассников стал ниже, чем в конце ХХ в. Чтение носит в основном прагматичный, то есть деловой характер – оно тесно связано учебой и самообразованием. Полученный объем знаний зависит только от индивида и разнообразия источников информации. Большую долю в структуре чтения, как показывают материалы исследования, занимает развлекательное, компенсаторское (досуговое) чтение.

Характер чтения педагога во многом зависит от влияния различных факторов, которые определяют направления чтения, формируют читательские интересы. Назовем некоторые из них: стаж работы педагога, возраст, работа классного руководителя, недостаток свободного времени. И это притом, что, по мнению диссертанта, учитель должен разбираться в идейно-художественных особенностях произведений и уметь их рекомендовать школьникам. Этим достигается две цели: во-первых, заинтересовать ученика данным предметом, а во-вторых, углубить знания тех школьников, которые уже проявили интерес к нему. Неосведомленность учеников старших классов о литературе является следствием недостаточной подготовки не только учителей, но и недоработки школьных библиотекарей. Материалы исследования показали, что уменьшилась роль домашних библиотек, которые в настоящее время не пополняются в основном из-за недостатка материальных средств.

Налицо разобщенность между учебно-воспитательным процессом и библиотечной деятельностью, которая характерна для современной школы. Нет организационно сформированной эффективной системы обогащения знаний старшеклассников, полученных ими на уроках на основе использования печатных или электронных изданий. Задача школьных библиотек в данной ситуации заключаются в том, чтобы активнее приучать учащихся старшего звена к работе с книгой и с другими источниками, предоставлять необходимую информацию и таким образом помогать старшеклассникам в выработке самостоятельного мышления. В результате полученные знания смогут предоставить возможность старшеклассникам применить их на практике, при участии в школьных олимпиадах и научно-практических конференциях.

Опираясь на материалы исследования, диссертант пришел к выводу, что только под контролем администрации учебного заведения и на основе разработанной программы, при тесном взаимодействии библиотеки с преподавательским составом и родителями учеников, возможно эффективно осуществлять руководство чтением в среде старшеклассников.

Итоги исследования показали, что для становления читательских интересов особенно важен период учебы в старших классах, поскольку в это время определяется характер, мировоззрение школьника, происходит развитие его духовных запросов. Как показали социологические опросы учеников старших классов, в этот период в их чтении преобладает прагматическое чтение – 90 % обращений школьников в библиотеку с конкретным запросом относится к сфере делового чтения. Оно позволяет отделять факты от их интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных культурах. Для прагматичного чтения важно соблюдение правила аутентичности содержания, предполагающего судить о тексте по самому тексту, а не по его переложению. Деловое или прагматичное чтение обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, газетной или журнальной статьей, навыки поиска и переработки информации. Именно в сфере прагматичного чтения актуальна дидактическая установка «научить учиться». Умение учиться не дано личности изначально. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в детстве и юности.

В то же время надо отметить, что деловое или нормативное чтение предлагает сделать выбор: что читать и как читать, как относиться к прочитанному. Прагматичное чтение предусматривает умение и привычку пользоваться современными информационно-поисковыми системами. Именно поэтому оно является составной частью современного информационно-культурного образовательного пространства. Основными организаторами прагматичного чтения являются педагоги и библиотека.

Полученные нами в 2004 и 2006 гг. данные социологических исследований показали, что формирование читательских интересов старшеклассников зависит от влияния психолого-педагогической и семейной среды. Согласно нашим наблюдениям, особое влияние на взаимоотношения и сотрудничество в семье оказывает чтение вслух. Отцы являются лидерами семейного чтения, именно они дают ценностные ориентиры, в то же время матери создают психологическую установку на чтение, оказывают реальную помощь ученикам старших классов в получении литературы в библиотеках. В репертуаре чтения подростков преобладают развлекательные жанры. Отсутствие контроля со стороны некоторых родителей и педагогов над досуговым чтением школьников приводит к преобладанию в их чтении бульварной литературы, которая уводит читателя от действительности, решения сложных проблем – в мир иллюзий, красивой жизни. В то же время она способствует релаксации, расслаблению и снятию напряженности в среде старшеклассников. Задача школьной библиотеки в данной ситуации – привести их к работе с учебной и художественной литературой.

Как известно, отражением духовных запросов старшеклассников являются читательские интересы индивидов и групп. Постоянный их мониторинг дает возможность с большей отдачей использовать книгу для воспитания и образования подрастающего поколения. Развитие читательских характеристик в изучаемом нами возрасте идет в следующем направлении: от интереса к отдельным поступкам героя – к восприятию и анализу отдельных черт характера, а затем – образу героя в целом. Позднее на смену наивно реалистическому отношению к произведениям художественной литературы приходит субъективизм. Школьники в произведениях, прежде всего, ценят описание переживаний, чувств, мыслей, созвучных собственным.

Как показали исследования, снижается культура чтения, у школьников не развиваются, а утрачиваются навыки глубокого чтения. Чем старше подросток, тем реже он читает и обращается в библиотеку.

Надо отметить, что влияние информационной культуры на чтение подростка многообразно: и зачастую статус чтения приобретает символический характер, утрачивается его престиж, а также меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится поверхностным, фрагментарным, «мозаичным». Одновременно меняются репертуар чтения и читательские предпочтения, под влиянием телевидения и видеопросмотров трансформируется мотивация и усиливается интерес к тем жанрам, которые представлены на телевизионном экране, особенно к приключенческим – детективам, триллерам, «ужасам», комиксам. У подростков вызывают большой интерес иллюстрированные журналы. В настоящее время чтение как вид отдыха и развлечения стремительно вытесняют музыка, телевизионные и видеопрограммы, компьютерные игры.

Давно известно: оттого, какую литературу читает молодежь, зависит интеллектуальный и экономический потенциал общества. Большинство старшеклассников отметили, что они не испытывают трудностей при выборе литературы для досугового чтения. Основные темы, которые актуальны для школьников, следующие: взаимоотношения взрослых и детей, права и свободы человека, будущее человечества, развитие современных технологий и т. д. Исследование показало, что в целях самообразования, а также подготовки к урокам, старшеклассники посещают в основном школьную, изредка – общедоступную публичную библиотеку. Библиотека общеобразовательного учреждения должна максимально приблизить и предоставить информационные услуги потребителю-ученику.

Таким образом, на основе результатов социологических исследований, проведенных в 2004 и 2006 гг. на базе школ двух крупных промышленных районов г. Новосибирска, в целях определения читательских интересов старшеклассников и роли школьных библиотек в организации этого процесса, были сделаны следующие выводы:

1) среди старшеклассников авторитет чтения ниже, чем в конце ХХ в., и оно носит в основном деловой характер;

2) значительную долю в структуре чтения занимает развлекательное, компенсаторское чтение;

3) в чтении отраслевой литературы наибольший интерес представляет литература по истории, искусству, философии, естествознанию;

4) в периодике предпочтение отдается изданиям развлекательного характера;

5) основной целью посещения библиотеки для значительной части школьников является прагматическое чтение, а затем – чтение «для души» и расширения кругозора.

Во второй главе «Школьная библиотека и её роль в организации чтения юношества в современных социокультурных условиях» анализируется деятельность и возможности школьной библиотеки и определяется ее роль в воспитании читательского вкуса у старшеклассников. Анализ законодательной базы сферы образования в хронологических рамках диссертационного исследования было обусловлено изменениями государственно-политического устройства и социально-эконо­мических условий общественной жизни России. Как известно, образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность отдельного индивида или совокупности индивидов по получению знаний, умений и навыков, и их совершенствование. Школьная библиотека является одним из инструментов, способствующим достижению основной цели образовательного процесса, суть которого заключается в приобщении индивида к достижениям мировой человеческой цивилизации. Библиотека общеобразовательного учреждения способствует ретрансляции и сохранению культурного достояния народа. В процессе обучения происходит передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка их к самостоятельной творческой деятельности. От качества образования во многом зависят темпы экономического и политического развития общества, а также его нравственная составляющая.

На современном этапе главная задача общеобразовательной школы, исходя стандарта образования – дать учащимся три важнейших составляющих эталона знания: информатику (включая умение вести поиск и отбор информации), иностранные языки и базовые социальные дисциплины (экономику и право). Решение поставленных выше задач возможно только при взаимодействии школы и библиотеки. Важная роль школьной библиотеки в жизнедеятельности общества обусловливает необходимость изучения ситуации, сложившейся в настоящее время в библиотеке общеобразовательного учреждения; определении ее роли в образовательном чтении в среде старшеклассников, анализа последствий для библиотек, которые появились в результате ухудшения финансирования, резкого снижения объема комплектования библиотечных фондов, и иных, не всегда благоприятных, перемен в библиотечном деле.

Основные задачи библиотеки исходя из трех ведущих функций: образовательной, информационной, культурной, можно сформулировать так: школьная библиотека должна осуществлять информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования, расширять и повышать качество информационных услуг, а также формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя, способствовать совершенствованию традиционных и освоению новых библиотечных технологий.

Вопросы организации и управления библиотечными ресурсами в образовательной среде являются наиболее важными. Библиотечное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информа­цион­ных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и уставом общеобразовательного учреждения. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор общеобразовательного учреждения. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который назначается руководителем общеобразовательного учреждения, он является членом педагогического коллектива, но на практике это часто происходит номинально. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образования. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: положение о библиотеке
и правила пользования ею; структуру и штатное расписание, которые разрабатываются на основе учета объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием межотраслевых норм времени на библиотечные процессы; положение о платных услугах библиотеки; планово-отчетную и технологическую документацию.

Анализ статистики школьных библиотек показал, что основное внимание в ее деятельности уделяется ученикам младших классов, старшеклассникам внимания уделяется значительно меньше. В планах школьных библиотек в обязательном порядке введен урок по работе старшеклассников с каталогами, но при анализе отчетов выясняется, что в ряде школьных библиотек систематический каталог отсутствует, несмотря на то, что данные учреждения существуют в среднем пятнадцать – тридцать лет.

Исследования показывают, что в чтении юношества различных стран наблюдаются сходные тенденции. Уменьшается время, отводимое на чтение; идет спад активности по отношению к печатному слову в пользу телевизионной культуры, происходит видимый рост числа покупателей аудиокассет и столь же заметный спад числа покупателей книг. Чтение становится, с одной стороны, все более легким, развлекательным занятием, а с другой стороны, растет число молодых людей, для которых понимание даже простых текстов сопряжено с трудностями. Книга перестала быть единственным средством получения информации. Она уже не является сейчас темой для разговора в семье между родителями и детьми, как это было раньше. Большинство исследователей видят тесную связь между юношеским чтением и уровнем образования в стране, а значит – интеллектуального богатства. В развитых странах читают заметно больше. Эта же тенденция сохраняется и в отношении семьи: в обеспеченных семьях читают больше.

Школьная библиотека находится в кризисе. Спасение – в разработке специальной правительственной программы и ее федеральном финансировании. У местных органов власти отсутствуют необходимые средства, которые целесообразно направить на пополнение библиотечного фонда и создание в каждой школе медиатеки. Данному вопросу в последнее время уделяется особое внимание. Об этом свидетельствует принятая Городским советом г. Новосибирска программа «Школьная библиотека и медиатека».

Всестороннее и гармоническое развитие современного растущего человека требует единства всех факторов, целенаправленно воздействующих на формирование его личности. Сам процесс пропаганды литературы и руководства чтением становится все менее однозначным и протекает по различным каналам, в школе – на уроке и в процессе разнообразных внеклассных занятий; во внешкольной среде – в детской, общедоступной публичной библиотеке, среде массовой информации, в семье и т. д. Очевидно, что объединение усилий всех звеньев необходимо для повышения эффективности системы воспитательной работы библиотек в целом. Согласно данным учителей, в школьных и общедоступных публичных библиотеках наиболее распространенными среди учащихся старших классов являются тематические запросы на современную литературу. Запросов больше наблюдается в библиотеке общеобразовательного учреждения, но подчас они не выполнимы. Основные причины: устаревший малоэкземплярный фонд, отсутствие современной литературы и т. д. Учащиеся хорошо понимают назначение школьной библиотеки и ждут от нее в первую очередь помощи в учебе. В то же время надо отметить, что школьная библиотека
не обеспечивает всех потребностей, связанных с изучением школьных программ, особенно в старших классах. Очевидно, этим в основном и объясняется, что запросы на книги научно-познавательной тематики читатели предпочитают значительно чаще удовлетворять не в школьной, а в общедоступной публичной библиотеке.

Максимально приблизит и предоставит информационные услуги потребителю-старшекласснику библиотечно-информационный центр, а в особенности медиатека. Это позволит сэкономить свободное время старшеклассника и решит проблему его самообразования. Подростки в основном не умеют работать с источниками, а это приводит к тому, что на выполнение домашнего задания тратится слишком много времени, что не позволяет эффективно развивать и использовать творческий потенциал ребенка. Педагоги не меньше старшеклассников нуждаются в том, чтобы информационные услуги им предоставлялись
по месту работы, что сэкономит их время.

В настоящее время сформировались три модели школьных библиотек. Первая – библиотека в средних общеобразовательных учреждениях. Вторая – библиотечно-информационный центр в учебных заведениях, имеющий элементы медиатеки. Третья – библиотека в гимназиях и лицеях, где функционируют медиатеки. С нашей точки зрения, наиболее рациональной является вторая модель, которая в настоящее время активно внедряется в общеобразовательных учреждениях. В БИЦ библиотекарь может самостоятельно проводить консультации по работе с ресурсами Интернета, обучать педагогов и учащихся старших классов работе с электронными учебниками и другими электронными ресурсами, не будет пренебрегать работой в области справочно-библиографического обслуживания, информационного обеспечения учеников и учителей на основе изучения их информационных потребностей и т. д.

Целый ряд услуг библиотека может предоставлять своим читателям за плату. В число платных услуг должны входить: ксерокопирование при наличии технических средств, абонемент выходного дня, особо сложный поиск литературы при подготовке реферата, оформление библиографических списков к исследовательским работам, предоставляемым на конференциях районного, городского и всероссийского уровня, учебно-консультационные услуги. Учебно-консультационные услуги оказываются практически каждой библиотекой. Это библиотечные уроки, консультации: «Как работать над рефератом», «Справочный аппарат библиотеки», лектории: «Что такое «культура чтения?», экскурсии по библиотеке и т. д. Многие библиотеки проводят «Дни библиографии», в ряде библиотек существуют кружки быстрого чтения; «университеты библиотечно-биографических знаний». В этом заинтересованы не только старшеклассники, но и учителя-предметники.

В заключении сформулированы основные результаты проведенного исследования, позволяющие определить основные требования к руководству чтением старшеклассников, которые позволят снизить остроту противоречий, возникающих между учащимися, преподавателями и родителями, конкретизирована роль школьной библиотеки.

 

По теме диссертации опубликованы работы:

– в рецензируемом научном журнале, включенном в список Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Крупницкий, Д. В. Читатели школьных библиотек г. Новосибирска / Д. В. Крупницкий // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 5. – С. 224–233.

– в других научных журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций:

2. Крупницкий, Д. В. Взаимовлияние читательских интересов учителей и старшеклассников и роль школьной библиотеки в этом процессе / Д. В. Крупницкий // Гуманитарные исследования СГУПСа : сб. науч. тр. – Новосибирск, 2004. – С. 224–233.

3. Крупницкий, Д. В. Организация чтения старшеклассников и факторы влияния на этот процесс в современных условиях / Д. В. Крупницкий // Региональное книговедение: Сибирь и Дальний Восток : сб. науч. статей. – Новосибирск, 2008. – С. 453–461.

4. Крупницкий, Д. В. Проектный метод в развитии презентационной культуры воспитанников историко-философского общества «Дерзай знать» / Д. В. Крупницкий // Качество социального проектирования в дополнительном образовании детей : материалы ХI открытых городских педагогических чтений 19–20 февраля 2008 г. – Новосибирск, 2008. –  С. 86–89.

5. Крупницкий, Д. В. Учитель как читатель / Д. В. Крупницкий // Шестые Макушинские чтения : тез. докл. науч. конф., 22–23 мая 2003 г., Новосибирск. – Новосибирск, 2003. – С. 252–255.

6. Крупницкий, Д. В. Читательские интересы старшеклассников / Д. В. Крупницкий // Сибирский учитель.– 2003. – № 4 (27). – С. 46–47.

7. Крупницкий, Д. В. Читательские интересы учеников старших классов / Д. В. Крупницкий // Книга, общество, читатель. – Новосибирск, 2004. – С. 181–189.

8. Крупницкий, Д. В. Читательские интересы учителей / Д. В. Крупницкий // Книга, общество, читатель : сб. науч. тр. – Новосибирск, 2004. – С. 153–157.

9. Крупницкий, Д. В. Школьная библиотека и ее роль в образовательной политике России / Д. В. Крупницкий // Библиотечный вестник Прибайкалья. – 2003. – № 3. – С. 28–30.

10. Крупницкий, Д. В. Работа школьников в ГПНТБ СО РАН: зачем, почему и что это дает? / Д. В. Крупницкий // Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе : сб. тезисов докл. – Новосибирск, 2008. – C. 81–83.

11. Крупницкий, Д. В. Школьная библиотека и читатели-старше­классники / Д. В. Крупницкий // Образование в современной школе. – 2008. – № 8. – С. 53–59.

 

 
© 1998-2008 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Rambler's Top100