На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боброва Елена Ивановна

 

 

Информационно-коммуникационные технологии

в деятельности библиотеки вуза

 

 

Специальность 05.25.03

"Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

 

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово – 2007

 

 

 

Работа выполнена в ФГОУ ВПО Кемеровский государственный университет культуры и искусств

 

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Пилко Ирина Соломоновна

 

Официальные оппоненты:

доктор пед. наук, доцент Бовтенко Марина Анатольевна  

кандидат педагогических наук Редькина Наталья Степановна  

 

 

Ведущая организация:

ФГОУ ВПО "Томский государственный университет" 

 

Защита состоится  «" 14 " ноября 2007 г. в 10 часов »                      на заседании диссертационного совета К 003.004.01 при Государственной публичной научно–технической библиотеке  СО РАН  по адресу: 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке в Государственной публичной научно–технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.

 

Автореферат разослан “                         200 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук                                                       Артемьева Е.Б.

 


Общая характеристика работы

 

Актуальность исследования. В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в целях объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Обновление и укрепление государственности, демократизация общественной жизни, переход на рыночные механизмы экономического развития, децентрализация управления, интеграция в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство стали объективными предпосылками модернизации системы отечественного образования. Содержание и направления образовательной политики России определены в Федеральных Законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. Основной упор делается на создание технически оснащенной, единой информационной образовательной среды, которая должна обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной для использования в учебном процессе.

Важной социальной задачей библиотек вузов является обеспечение равных прав студентов и преподавателей на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Деятельность вузовских библиотек, осуществляющих доступ к широкому спектру информационных источников, независимо от формы предоставления, неразрывно связана с современными образовательными технологиями.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности вузовских библиотек инициировало формирование электронных образовательных ресурсов. Это повлияло на вырабатывание новой ассортиментной политики, ориентированной  на удовлетворение потребностей образовательного процесса. Внедрение ИКТ вызвало изменения в производственных  процессах библиотеки, требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям библиотечных кадров.

Проблемная ситуация. В условиях развития цивилизации – перехода к информационному обществу – научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства, которое базируется на отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные продукты и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний и информации. Основы информатизации общества, в частности, системы высшего образования в России, изложены в ряде имеющих концептуальное значение правительственных документов. Важным компонентом информационной образовательной среды выступает библиотека вуза, включенная в образовательный, научный и педагогический процесс. Адаптация библиотеки вуза к новым задачам, адекватным современной парадигме образования и изменившимся социально-экономическим условиям системы высшего образования, связана с применением информационно-коммуникационных технологий.

В конце ХХ столетия библиотечная отрасль в России развивались в условиях перехода к комплексному использованию традиционных и автоматизированных информационных технологий. Библиотеки вузов осуществляют комплексную автоматизацию, уделяя преимущественное внимание наращиванию и развитию технической базы. В то же время технологическое содержание происходящих изменений, важных для определения целей и решения задач каждой вузовской библиотеки, часто не подвергаются серьезному осмыслению. Создание единого информационного пространства предполагает наличие типовых технологических решений, например, в вопросах формирования и предоставления полнотекстовых электронных ресурсов библиотекой вуза. Информация, сохранённая в цифровом виде на внешних носителях или доступная в сетевом режиме, открывает новые возможности обеспечения учебного процесса. В условиях реализации информационно-коммуникационных технологий в библиотеках вузов ощущается дефицит IT-специалистов, неполнота нормативной базы. Этим обусловлена объективная потребность обозначить направления развития технологических подсистем библиотек вузов на этапе информатизации высшего профессионального образования.

Разработанность проблемы. Целенаправленное изучение вопросов применения автоматизированных информационных технологий в библиотеках началось в середине ХХ в. на основе общих принципов системного подхода. В 19601970-х гг. в США активно проводились библиотековедческие исследования, посвященные проблемам моделирования библиотеки с учетом взаимосвязей всех её компонентов. В зарубежном библиотековедении функциональное назначение библиотек по обеспечению доступа к информации рассматривали М. Бакленд, А. Галлимор, А. А. Беккер, В. Армс и другие. Правомерность такого подхода подтвердилась практическим применением информационно-коммуникационных технологий в библиотечной деятельности отечественных и зарубежных библиотек различного типа. Методологические основы функционального подхода к библиотеке разработаны в трудах А. В. Соколова, Ю. Н. Столярова,
Н. С. Карташова, В. В. Скворцова, Н. И. Тюлиной.
Существенный вклад в формирование целостной технологической концепции библиотеки, в развитие библиотечной технологии как учебной дисциплины внесли Е. Г. Астапович, Н. И. Гендина, И. С. Пилко.

Наряду с осмыслением функций библиотеки на абстрактно-теоретическом уровне происходило накопление прикладного (организационно-методического) знания. Значительная роль в разработке  и реализации информационно-коммуникационных технологий в библиотеках Сибири принадлежит Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), это находит отражение в монографиях, в публикациях различного уровня, а также справочниках. Результаты изучения и изложения технологического понимания библиотеки как объекта автоматизации опубликованы в отечественной печати С. А. Сбитневым, К. В. Таракановым.

Принципы работы автоматизированной библиотеки обоснованы в трудах Я. Л. Шрайберга, М. Ф. Меняева, Л. И. Алешина, А. И. Вислого,
В. В. Мосягина, Ф. С. Воройского, А. И. Земского, Н. Е. Каленова,
С. А. Мамонтова, С. Р. Баженова.

Проблемы создания электронных библиотек рассматривались в работах А. И. Земского, Я. Л. Шрайберга, Ф. С. Воройского, А. Б. Антапольского,
Г. А. Кейглер, Т. В. Майстрович, Е. С. Кожевниковой, и других.

Вопросам изучения разнообразных электронных ресурсов, отличающихся по содержанию, характеру информации, ее знаковой природе и способу представления, объему, структуре, типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению, посвящены публикации Т. В. Майстрович,  О. Л. Лаврик, Т. А. Калюжной,  О. С. Булычевой, Е. С. Кожевниковой,
Г. А. Евстигнеевой и других.

Обсуждение проблем применения компьютерной техники и телекоммуникационных технологий в библиотеках, организации обслуживания пользователей в автоматизированном режиме, перспективы развития библиотек, а также нормативно-методическое и правовое обеспечение, регламентирующее их деятельность, отражено в публикациях материалов научно-практических конференций.

Исследованию деятельности вузовских библиотек посвящены диссертации Г. Б. Паршуковой, И. П. Бургер, Г. А. Буевич,
Л. Ю. Кудряшовой, А. О. Федорова, Т. В. Еременко, И. С. Геллер,
Т. В. Коморовской, С. П. Галактионовой   и др.

В структуре документного потока по проблемам библиотековедения, библиографоведения и информатики значительна доля публикаций, посвященных автоматизации библиотечных процессов. Специальные научно-практические журналы «Научные и технические библиотеки», «Информационные ресурсы России» и другие широко освещают проблемы, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий. С 1996 г. практически каждый номер журнала «Университетская книга» рассматривает вопросы освоения вузовскими библиотеками новых форм работы. Существенная часть материалов, публикуемых в журнале "Библиотеки учебных заведений" (http://www.lib-journal.ru) с 2002 г., отражает опыт вузовских библиотек в применении информационно-коммуникационных технологий. События и процессы, происходящие в вузовских библиотеках Западной Сибири на практике, освещаются в информационно-технологических бюллетенях «Диалог» научной библиотеки Томского государственного университета (ТГУ), «Собеседник» научно-технической библиотеки Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) и других. Спецификой изложения проблем, связанных с освоением информационно-коммуникационных технологий вузовскими библиотеками, в профессиональных отечественных журналах является описание опыта работы библиотек, а не анализ и обобщение изменений в производственных процессах.

Информатизация общества в контексте профессиональных проблем перехода современных библиотек к информационному обществу характеризует основную направленность документного потока по теме данного исследования. Происходит интеграция библиографической информации по библиотековедению, библиографоведению и информатике в области применения информационно-коммуникационных технологий в библиотеках вузов, её практически невозможно разграничить. Основные информационные массивы по теме диссертации сосредоточены в следующих предметных областях:

·        техника (компьютерные системы и сети, программное обеспечение);

·        экономика (управление, планирование, финансы);

·        право (юридические аспекты: авторское право, информационное
право);

·        высшее образование. В этой области представлено наибольшее количество публикаций, из которых для вузовских библиотек особого внимания заслуживают;

·        библиотечное дело;

·        психология (психологические аспекты внедрения новых технологий).

Спектр отражаемых проблем достаточно широк, однако до сих пор не было проведено обобщающего исследования по вопросам использования ИКТ в деятельности библиотек. В известных теоретических и прикладных исследованиях отечественных авторов по родственной тематике не получили комплексного освещения проблемы влияния ИКТ на содержание производственных процессов в вузовских библиотеках, а также такие важные аспекты как управление модернизацией технологических подсистем библиотеки. В исследованиях отсутствует характеристика комплекса нормативно-методического обеспечения в условиях применения ИКТ.

Научная задача выявить условия и оценить перспективы технологического развития библиотек вузов на платформе информационно-коммуникационных технологий.

Цель исследования – разработка технологической модели и анализ изменений в технологических подсистемах библиотеки вуза в условиях применения информационно-коммуникационных технологий.

Задачи исследования:

1) определение понятия «информационно-коммуникационные технологии»;

2) выявление компонентной  структуры информационно-коммуникационных технологий;

3) исследование применения компонентов информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки вуза;

4) построение технологической модели библиотеки на базе информационно-коммуникационных технологий;

5) изучение опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственные процессы библиотек вузов;

6) изучение способов и задач формирования информационно-коммуникационных компетенций библиотечного персонала и пользователей вузовских библиотек;

 7) создание модели подсистемы нормативно-методического обеспечения библиотечного производства в условиях применения информационно-коммуникационных технологий.

Объект исследования – информационно-коммуникационные технологии в библиотеке вуза.

Предмет исследования – условия функционирования  технологических подсистем библиотеки вуза на платформе информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза. Технологическое развитие библиотеки вуза на платформе информационно-коммуникационных технологий связано с формированием единого информационного пространства в вузе, которое может являться составляющей единой информационно-образовательной среды для оптимизации доступа к информационным ресурсам, ускорения обмена образовательной и научной информацией.

Методологическую основу исследования составила концепция
Ю. Н. Столярова, в которой сущностная модель библиотеки определяется как четырехэлементная система; технологический подход к библиотеке, разработанный в трудах Е. Г. Астапович, Н. И. Гендиной, И. С. Пилко, который согласуется с системными представлениями о её деятельности, а также точкой зрения на автоматизированную и электронную библиотеку, представленный в работах Я. Л. Шрайберга, А. И. Вислого, Ф. С. Воройского, А. И. Земского, О. Л. Лаврик.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

·        системный подход для раскрытия целостности объекта исследования и выявления преемственности в развитии традиционной автоматизированной электронной библиотеки;

·        моделирование для определения взаимосвязей системных элементов традиционной автоматизированной электронной библиотеки;

·         анализ публикаций, библиотечной статистики, содержания сайтов по теме исследования для оценки современного состояния информационно-коммуникационных технологий в вузовских библиотеках;

·         контент-анализ  публикаций для определения изменений, которые происходят в технологических подсистемах библиотеки вуза;

·        операционно-технологический анализ традиционной и автоматизированной библиотечной технологии для определения качественных изменений в производственных процессах библиотеки;

·        социологические методы (нестандартизированное интервью, опрос, наблюдение) для верификации выводов, полученных на основе изучения документальных источников.

База исследования. Библиотеки вузов Западно-Сибирского региона (Томской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областей и Алтайского края). Более подробно рассмотрена деятельность Томского методического объединения вузовских библиотек и научной библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств (НБ КемГУКИ).

Результаты исследования апробированы на региональных научно-практических конференциях «Информационные недра Кузбасса»
(г. Кемерово, 2001, 2004, 2006 гг.), научно-методических конференциях КемГУКИ (20002006 гг.), на семинарах различного уровня – Регионального методического объединения библиотек вузов Западной Сибири (г. Томск, 2001–2006 гг.), ГПНТБ СО РАН (г. Новосибирск, 2002–2007 гг.), Некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки», посвященных проблемам информатизации (г. Кемерово, 1996–2007 гг.),  в рамках осуществления проекта «Автоматизированная библиотека вуза» по гранту президента Российской Федерации (1999 г.). В 2001 г. при реализации проекта «Технология библиотечных продуктов и услуг в интегрированных библиотечных системах (корпоративное использование интегрального информационного ресурса)» по гранту Министерства культуры РФ Федеральной целевой программы «Культура России 2001–2005».

В библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств под руководством автора генерируются зарегистрированные в «Информрегистре» базы данных («Публикации преподавателей», «История КемГУКИ», «Дипломные работы студентов», «Книгообеспеченность учебного процесса», «Регламентирующая документация»); с 1996 г. на базе пакета прикладных программ Liber (с 2004 г. Libermedia) осуществляется автоматизация внутрибиблиотечных процессов, открыт доступ к электронному каталогу на созданном web-сайте библиотеки (http://www.library.art.kemerovonet.ru).

В процессе работы над диссертацией разработан «Путеводитель по электронным ресурсам библиотеки», создан «Сводный каталог: издания на CD-ROM в библиотеках г. Кемерово, Новокузнецкой ЦБС». Результаты, полученные в ходе исследования, доступны для пользователей НБ КемГУКИ, используются в учебном процессе факультета информационных технологий КемГУКИ в курсах «Введение в компьютерные технологии»
(1998 г.), «Справочно-поисковый аппарат» (2002 г.), «Информатика» (2006 г.) и др.

Научная новизна. Уточнено понятие ИКТ, предложена адаптированная к деятельности библиотеки вуза компонентная структура информационно-коммуникационных технологий. Разработана технологическая модель библиотеки высшего учебного заведения на платформе информационно-коммуникационных технологий. Изучено влияние ИКТ на технологические подсистемы: производственные процессы, кадровые ресурсы, нормативно-методического обеспечения. Проведен анализ актуальных задач и существующих способов формирования информационно-коммуникационных компетенций библиотечных специалистов и пользователей вузовских библиотек. Предложена модель подсистемы нормативно-методического обеспечения библиотечного производства в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в библиотеке вуза.

Теоретическая значимость исследования. Дано определение информационно-коммуникационных технологий. Представлена компонентная структура ИКТ. Выявлено влияние ИКТ на содержание составляющих технологических подсистем (производственных процессов, продуктов и услуг, нормативно-методического обеспечения, кадровых ресурсов, организационного управления и контроля качества) вузовских библиотек. Обоснованы перспективы технологического развития библиотек вузов в условиях создания единого информационно-образовательного пространства.

Практическая значимость работы. Технологическая модель библиотеки вуза, модель нормативно-методического обеспечения, созданные в ходе  исследования, могут быть применены в целях совершенствования  деятельности библиотек на платформе информационно-коммуникационных технологий. Материалы исследования используются в учебном процессе КемГУКИ, в дисциплинах профессионального и специального циклов для подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны в подготовке учебных пособий для вузов, осуществляющих обучение специалистов библиотечно-информационной деятельности и курсов повышения квалификации библиотечных кадров.

Публикации. По теме исследования опубликовано 14 научных работ, одна из них в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ –  это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов,  интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.

2. Компонентная структура информационно-коммуникационных технологий в технологической модели библиотеки вуза включает технические (аппаратные, коммуникационные) и программные средства, информационные и кадровые ресурсы, нормативную базу, а также информационные продукты и услуги, которые представлены на информационном рынке.

3. В условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий в библиотеке вуза сохраняется содержание производственных библиотечных процессов (комплектования, обработки, обслуживания и других), но изменяются алгоритмы их реализации, таким образом обеспечивается  преемственность в применении традиционных, автоматизированных и информационно-коммуникационных технологий.

4. Применение ИКТ ориентирует на потребность включения в модель подсистемы нормативно-методического обеспечения новых регламентов работы, пристального внимания к повышению уровня информационной компетентности библиотечного персонала и пользователей, стратегического планирования, внедрения системы менеджмента качества для совершенствования подсистемы управления и контроля качества библиотеки вуза.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Список литературы включает 363 названия: монографии, статьи из сборников материалов конференций и научно-практических журналов, ГОСТы, ресурсы Интернета. Приведен список сокращений. Работа имеет 9 приложений. Диссертация проиллюстрирована 30 таблицами и 6 рисунками. Основной текст диссертации изложен на 154 страницах, её общий объем составил 248 страниц.

Основное содержание работы

В первой главе рассмотрены тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в библиотеке вуза.

Информационно-коммуникационные технологии связанны с использованием вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов в целях оперативной и эффективной работы с информацией. В производственном аспекте ИКТ представляют совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов,  интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.

Ключевые понятия, связанные с ИКТ, проиллюстрированы с позиций технологического подхода (рис. 1).

Подпись: Информационные потребности

Рисунок 1. Ключевые понятия, характеризующие ИКТ с позиций технологического подхода

 

Понятие «информационно-коммуникационные технологии» является вышестоящим по отношению к информационно-телекоммуникационным технологиям, новым информационным технологиям, информационным технологиям. ИКТ включают: соответствующую законодательную базу; информационные ресурсы; квалифицированный персонал, владеющий механизмами, способами, алгоритмами обработки информационных ресурсов; инфраструктуру по производству и эксплуатации различных технических, телекоммуникационных и программных средств.

Анализ структурных компонентов информационно-коммуникационных технологий с позиций исследователей различных отраслей (Международного союза электросвязи, Министерства экономического развития и торговли РФ) позволил выявить их состав.

Таблица 1 - Компонентная структура ИКТ

 

Оборудование

ПО

ИТ–услуги

ИТ-продукты

ПК (настольные, портативные), серверы, периферийные устройства  (мониторы, принтеры и др.), комплектующие, телеком–

муникационное оборудование

(беспроводные решения, телефония, активное оборудование, пассивное оборудование),

специальное аудио и видео оборудование.

Инфраструктурное/ системное ПО, «коробочное» ПО, инструментальные средства разработки, прикладное ПО.

Программные средства для контроля и измерения уровня знаний.

Электронные тренажеры.

Средства автоматизации профессиональной деятельности (АИБС).

 

Телеком–

муникационные услуги. Сетевая интеграция (разработка, внедрение). Эксплуатация (ПО,

ИТ-аутсорсинг).  Обслуживание технических

средств, поддержка ПО, «заказное» ПО, обслуживание транзакций.

Обучение и тренинги.

Разработка и интеграция системы хранения данных.

ИT-консультирование (в области ИТ,

по информационной безопас–

ности).

Дизайн, реклама и маркетинг.

Веб-сайт (контент, сервисы),

средства коммуникации,

дизайн и технологии.

Web–портал.

Электронная библиотека.

Электронный каталог в сетевом доступе.

БД (интернет–ресурсов, организаций, персоналий, конференций). Интерактивные сервисы.

Информационно-поисковые справочные системы.

 

Предложенная компонентная структура несколько упрощена, однако она помогает наглядно демонстрировать основные тенденции движения ИКТ в библиотеках. Для библиотек вузов как потребителей продуктов и услуг ИКТ имеют значение следующие компоненты: оборудование, ПО, сопровождение и поддержка средств ИКТ, телекоммуникационные услуги, информационные ресурсы.

Структурные компоненты информационно-коммуникационных технологий, применяемых в деятельности библиотек вузов, определены на основе анализа сайтов и анкетирования библиотек вузов Западной Сибири.  Большая часть – 74 % из 54 библиотек вузов работают в различных АИБС,
72 % имеют Web-сайт, 57 % предоставляют электронный каталог в сети Интернета, 27,7 % разрабатывают проекты электронных библиотек. Эффективными средствами хранения и передачи учебного материала являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Несмотря на очевидные преимущества информационно-коммуникационных технологий, их применение затруднено по материально-техническим основаниям. По результатам анкетирования, на недостаточное количество компьютерной техники указывают большинство библиотек вузов Западной Сибири.

Библиотеки вузов используют компьютеры для автоматизации библиотечных процессов, работы с текстами, электронной почтой и поиска в ресурсах Интернета, применяют издательские, мультимедийные технологии. Электронные ресурсы стали неотъемлемой частью информационного обеспечения учебного процесса в высшей школе, они используются для предоставления:

·                    электронных версий учебных изданий;

·                    полнотекстовых баз лекционных материалов, практических заданий, вариантов контрольных, тестов и т. д.;

·                    электронных версий периодических изданий;

·                    информационно-справочных и библиографических баз данных (правовых, профильных);

·                    списков полезных ссылок на ресурсы Интернета.

Наряду с решением задач учебного процесса, в библиотеках высших учебных заведений на страницах Web-сайтов создаются условия для саморазвития личности, совершенствования способностей обучаемых. Применение информационно-коммуникационных технологий в обеспечении учебно-воспитательной работы библиотеки вуза сводятся к реализации нескольких основных мер, в числе которых:

·                    новые формы и направления деятельности, адекватные современным ценностным ориентациям студенчества в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;

·                    система средств информирования студентов и профессорско–преподавательского состава о внеучебных мероприятиях;

·                    информационное обеспечение повышения профессионализма кураторов в целях совершенствования и координации их работы.

Общими проблемами в использовании ЭР являются: высокая стоимость оборудования и его обслуживания, недостаток рабочих станций, квалифицированных кадров и финансовых средств, невысокий уровень компьютерной грамотности студентов, недостаточная мощность каналов Интернета для обеспечения удаленного доступа к ресурсам, а также использование соответствующих мощностей не для учебных целей. Вместе с тем, внедрение ИКТ в деятельность библиотеки вуза положительно влияет на эффективность обеспечения учебного процесса.

Технологические модели библиотек, функционирующих на базе традиционных, автоматизированных или  информационно-коммуникационных технологий имеют схожий набор подсистем. Они различаются в содержании отдельных компонентов (номенклатурой оборудования, кадровым составом, ассортиментом продуктов и услуг и т. д.) Так, информационные ресурсы традиционных технологий представлены печатными материалами, в автоматизированных технологиях присутствуют печатные материалы и электронный каталог, на базе ИКТ представлены только электронные ресурсы. Технологическая модель библиотеки на базе ИКТ, представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Технологическая  модель библиотеки вуза  на базе ИКТ

 

На технологической модели отражены структурные компоненты  ИКТ, которые выявлены в результате контент-анализа микропотока публикаций по теме исследования.

Подавляющее число, выделенных  ключевых слов относится к подсистеме «Информационные ресурсы», где лидирующие позиции занимают ресурсы Интернета. Кроме этого информационные ресурсы включают: приобретенные правовые, тематические, библиографические и фактографические базы данных, коллекции оптических дисков различного содержания, базы данных собственной генерации. А также полнотекстовые базы данных, среди которых называют электронные версии внутривузовских изданий, публикаций преподавателей.

К подсистемам технических и программных средств относится техническое оборудование (ПК, принтеры, модемы, локальная сеть и др.), и программное обеспечение для автоматизации библиотек  (MARК, Библиотека, ИРБИС, ALEPH, Tinlib, VTLS, LiberMedia) как структурные компоненты ИКТ.

Влияние информационно-коммуникационных технологий на подсистему «Кадровые ресурсы» проявляется в потребности обучения сотрудников работе с компьютерными технологиями, изучения электронных ресурсов, привлечения IT-специалистов: инженеров-программистов, техников, системных администраторов, администраторов баз данных, менеджеров информационных систем и ряда других. Изменения в организационной структуре вузовских библиотек выражаются в открытии залов доступа к электронным ресурсам, создании отделов компьютеризации. Автоматизация производственных процессов повлекла за собой создание автоматизированных рабочих мест для сотрудников библиотеки, организация доступа к электронным ресурсам создание читальных залов с рабочими местами для пользователей. Доступ пользователей к информационным ресурсам необходим не только в читальном зале библиотеки, но, в первую очередь, на кафедре, в лаборатории, дома. Эту потребность обеспечивают сетевые технологии Интернета и Интранета.

Анализ влияния ИКТ на технологическую модель библиотеки позволил выявить изменения в каждой подсистеме, проанализировать технологическую преемственность в развитии традиционной, автоматизированной, информационно-коммуникационной технологий.

В результате проведенного контент-анализа документных источников с целью изучения характера влияния ИКТ на технологические подсистемы вузовских библиотек определено наибольшее воздействие на подсистему «Информационные ресурсы». Наряду с печатными изданиями фонды библиотек вузов пополняются приобретенными и генерируемыми электронными ресурсами в виде баз данных, изданий на оптических дисках, в том числе и полнотекстовых, обеспечивается доступ к информационным ресурсам Интернета, предоставляется собственная информация на Web-сайтах.

Значительно модернизирована номенклатура оборудования и технических средств (ПК, принтеры, модемы, телекоммуникационные сети и др.). Лидирующие позиции в вузовских библиотеках, по результатам контент-анализа микропотока публикаций, занимает программное обеспечение АИБС: MARК, Библиотека, ИРБИС.

Влияние информационно-коммуникационных технологий на подсистему «Кадровые ресурсы» проявляется в потребности обучению сотрудников работе с компьютерными технологиями, изучению электронных ресурсов, привлечению IT-специалистов: инженеров-программистов, техников, системных администраторов, администраторов баз данных, менеджеров информационных систем и ряда других.

Во второй главе – рассмотрено влияние информационно-коммуникационных технологий на технологические подсистемы: производственных процессов, нормативно-методического обеспечения, организационного управления и контроля качества вузовских библиотек.

В производственных процессах библиотеки складываются методы учета, хранения и предоставления электронных информационных  ресурсов.

В процессе комплектования фонда, наряду с традиционными источниками комплектования (каталоги, прайсы издательств), появились альтернативные, реализованные на базе ИКТ (информация на серверах издательств, подписных агентств, рассылка прайсов по e-mail), увеличилась оперативность обмена информацией о заказе с поставщиками. Реализация в  АИБС процесса организации и ведения каталогов повлияла на порядок операций. Сведения (автор, заглавие, ISBN, количество экземпляров, цена и др.) вносятся в модуль комплектования при формировании заявки на литературу, в процессе приема и учета документов дополняются сведениями в соответствии с шаблонами библиографической записи, в результате формируется электронный каталог. Ввод сведений осуществляется один раз, при этом сокращается время на обработку изданий. В производственном процессе приема и учета документов появилась новая для библиотек технология штрихкодирования. В процессе обеспечения сохранности фонда изменились операции электронной инвентаризации на базе технологии штрихкодирования.

В процессе обслуживания читателей в АИБС оформляется «электронный формуляр», который включает традиционные сведения (ФИО, адрес, категорию читателя, телефон, факультет, форму обучения, группу, место работы), и дополняются адресом электронной почты. В автоматизированной системе средства параметризации позволяют установить сроки пользования документами, ограничить доступ при задолженности, определить максимальное количество выдаваемых изданий, контролировать продление абонемента, регулировать штрафные санкции, распечатывать письма задолжникам или отправлять их по электронной почте, это позволяет значительно сократить время на операции, активизировать работу с задолжниками, проводить анализ статистики чтения.

Организованный для пользователей доступ к электронному каталогу позволяет осуществлять поиск по доступным параметрам (автору, заглавию, предметной рубрике и др.), автоматически заполнять и распечатывать требования, что значительно сокращает время работы пользователя с каталогом. Электронный заказ книг из хранилища обеспечивает оперативность выполнения, сокращает процедуру оформления заказа, позволяет определить местонахождение книги, ее статус (выдана, заказана), разрешает бронировать литературу, резервировать книги. Меняется характер такого традиционного вида обслуживания, как абонементное, предполагающее выдачу изданий на дом. Теперь пользователь может получить полный текст документа через Интернет. На сайтах вузовских библиотек организуются подборки ссылок на ресурсы Интернет, библиотечные чаты, клубы, литературные гостиные.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии в вузовских библиотеках влияют в целом на все производственные процессы, при этом не изменяется их функциональное содержание. Автоматизация производственных процессов библиотеки вуза (комплектования фонда, приема и учета, обработки документов и др.) вносит коррективы в последовательность и номенклатуру технологических операций. Применение ИКТ (Интернет-технологии, появление электронных ресурсов) отражается на конечном результате – увеличении ассортимента продуктов и услуг:  электронные каталоги, Web-сайты, электронная доставка документов,  дистанционные образовательные услуги.

Библиотечный персонал вузовских библиотек постоянно повышает квалификацию, чтобы  соответствовать уровню технологического развития. Несмотря на существующее многообразие новых способов обучения персонала вузовских библиотек на конференциях, семинарах, тренингах, с помощью консультаций, на базе непрерывного обучения, самообразование является преобладающей формой. Распространение дистанционного обучения для повышения квалификации библиотечного персонала позволит не только учиться у лучших преподавателей, но и оперативно обмениваться передовым опытом работы.

Увеличивающийся ассортимент электронных информационных ресурсов, освоение ИКТ в вузовских библиотеках требует от пользователя, умения самостоятельно ориентироваться в электронных каталогах, БД, полнотекстовых электронных коллекциях. Перспективными способами формирования информационно-коммуникационных компетенций пользователей обладают мультимедийные, интерактивные средства обучения. Создание интерактивных обучающих систем и размещение их на web-сайте библиотеки, облегчает самостоятельную работу пользователей. Мероприятия по ознакомлению студентов с электронными ресурсами требуют затрат рабочего времени, но эти вложения вполне оправданы. Ранее обучение студентов основам информационной культуры нередко рассматривалось вузами в качестве частной задачи библиотеки, теперь в условиях информатизации общества, она объективно перерастает в общевузовскую задачу подготовки специалистов.

Наличие обоснованных норм выработки на все производственные процессы влияет на эффективность деятельности библиотеки, облегчает процесс управления, повышает его качество и оперативность, способствует росту производительности труда. Анализ и контроль производственной деятельности вузовских библиотек на базе информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основе статистических данных, полученных из отчетов АИБС, анализа посещаемости сайта.

Внедрение ИКТ в вузовских библиотеках стимулировало развитие подсистемы нормативно-методического обеспечения производственных процессов. Проведенный анализ наполнения подсистемы нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникационных технологий вузовских библиотек, выявил дефицит регламентов различных уровней (не закончено формирование правовой базы, не определены нормативы при работе с ИКТ). Это сказывается на технологических решениях по развитию электронных ресурсов в вузовских библиотеках. Наибольшее количество (20 %), от всей нормативно-методической базы, приходится на технологическую документацию, которая разрабатывается в каждой вузовской библиотеке для типа инсталлированной системы автоматизации. Разработка системы нормативно-методической документации, связанной с внедрением информационно-коммуникационных технологий, имеет непродолжительную историю, поэтому решает в основном частные вопросы отдельных структурных подразделений или внутрибиблиотечных процессов. Ключевое значение имеет выработка четких критериев предоставления доступа к ресурсам Интернета.  

Совершенствование подсистемы организационного управления и контроля качества библиотеки вуза Западной Сибири опирается на стратегические приоритеты высшей школы и ориентировано на внедрение ИКТ в рамках инновационных проектов, об этом свидетельствует опыт библиотек крупных вузов Западной Сибири. Участие в проектах в свою очередь инициирует развитие ИКТ библиотеки вуза:

- привлечение методов стратегического планирования определяет приоритетные направления внедрения ИКТ;

- внедрение стандартов системы менеджмента качества нацелено на повышение эффективности и контроль результативности, применяемых информационно-коммуникационных технологий;

- становление системы управления знаниями направлено на повышение продуктивности взаимосвязей библиотеки и внутривузовских подразделений.

Проекты по внедрению ИКТ, как правило, охватывают следующие аспекты: приобретение и установка оборудования, обоснование выбора программного обеспечения и его инсталляция, повышение квалификации персонала. Ежегодное увеличение парка компьютеров в библиотеках вузов направлено преимущественно на автоматизацию рабочих мест библиотечного персонала, а не читателей. Постоянное финансирование - необходимое условие для развития начатых проектов, поэтому вузовские библиотеки, наряду с бюджетными средствами вуза, изыскивают дополнительные финансовые возможности поддержки на грантовой основе.

Применение ИКТ обусловило изменения в организационной структуре библиотек, появились новые отделы: компьютеризации и материально-технического обеспечения, электронные читальные залы. Можно предположить, что развитие электронной библиотеки вуза также потребует структурных и штатных изменений. Создание электронной библиотеки вуза предполагает наличие соответствующей системы управления персоналом и ресурсами. В высших учебных заведениях электронные ресурсы распределены между различными подразделениями. Функции управления электронными ресурсами может взять на себя как библиотека вуза, так и любая другая или новая структурная единица (отдел, центр и т. д.).

В заключении диссертации сформулированы основные результаты проведенного исследования.

Глобальный интерес к использованию информационно-коммуникационных технологий находит свое выражение и в библиотечной деятельности.  В производственном аспекте применение ИКТ в деятельности вузовских библиотек Западной Сибири тесно связано с решением задач, стоящих перед высшей школой (удовлетворение требований реформы образования, развитие информационной образовательной среды, реорганизация системы учебного книгоиздания). Понятие «информационно-коммуникационные технологии является вышестоящим к компьютерным, телекоммуникационным и информационным технологиям. Компонентная структура ИКТ включает совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов,  интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.

ИКТ применяются в вузовских библиотеках преимущественно для следующих целей:

- внедрение систем автоматизации библиотек (две трети функционируют в различного типа АИБС);

- создание и предоставление собственной продукции (БД, Web-сайтов, больше пятидесяти процентов библиотек вузов Западной Сибири открыли доступ к электронному каталогу в сети Интернета);

- обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернета;

- формирование распределенных электронных библиотек.

ИКТ оказывают наибольшее влияние на подсистемы «Информационные ресурсы», «Материально–техническая база», «Кадровые ресурсы», в меньшей степени на подсистему «Пользователи».

Технологическая модель библиотеки вуза на базе ИКТ содержит те же структурные компоненты, что на базе традиционных и автоматизированных технологий.

С применением систем автоматизации в библиотеках существенно изменился порядок и количество технологических операций, но в целом это не повлияло на сущность библиотечных процессов комплектования, обработки информационных ресурсов, поиска информации, обслуживания пользователей. Совершенствование системы библиотечного обслуживания связано с последовательным переводом в электронный вид справочно-поискового аппарата библиотек, обеспечению доступности полнотекстовых документов в электронном виде. 

Воспитание информационной культуры пользователей, в условиях применения ИКТ требует обучения пользователей работе с электронными ресурсами, этому могут способствовать использование новых форм дистанционного обучения организованных на Web- сайте библиотеки вуза в материалах рубрик: как стать читателем, правила пользования, практические советы. В то же время использование электронных ресурсов образования во многом зависит от состояния ИКТ в вузе, компетентности студентов и преподавателей. Формирование информационно-коммуникационных компетенций  требует постоянного повышения квалификации, самообразования библиотечного персонала, организации непрерывного обучения не только традиционными средствами, но и на базе ИКТ, в том числе услуг Интернет-сервиса.  Информационная культура пользователя становится общевузовской задачей в подготовке специалиста.

Модель подсистемы нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникационных технологий для вузовских библиотек, позволила выявить дефицит регламентов на различных уровнях:

- определена политика государства в области ИКТ, но не закончено формирование законодательной базы в применения ИКТ;

- ведомственные нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ, определяют требования к наличию электронных ресурсов в библиотеках вузов, но не определяют регламентов для вузовских библиотек при работе с ИКТ;

- региональные и локальные акты вузов представлены различными концепциями и программами информатизации, но в них не всегда отражается деятельность библиотеки вуза;

- общебиблиотечные документы библиотеки вуза, регламентирующие функциональные направления, представлены наиболее полно технологической документацией, которая разрабатывается самостоятельно каждой вузовской библиотекой. Это сказывается на технологических решениях по применению ИКТ в различных библиотеках. Внедрение ИКТ в библиотеках вузов стимулировало развитие подсистемы нормативно-методического обеспечения производственных процессов. Дальнейшего исследования требуют вопросы учета и отчетности за ведение работ на базе ИКТ. Требуют разработки нормы труда, затрат времени на выполнение операций в условиях применения ИКТ.

Внедрение ИКТ совершенствует подсистему организационного управления и контроля качества в библиотеке вуза, инициирует участие в инновационных проектах. Участие в проектах активизирует привлечение методов стратегического планирования,  внедрение стандарта системы менеджмента качества; системы управления знаниями, которые направлены на повышение продуктивности взаимосвязей библиотеки и подразделений вуза.

Создание электронной библиотеки информационных ресурсов вуза – наиболее актуальная и востребованная концепция, которая является перспективой и утвержденной на государственном уровне стратегией развития библиотек образовательных учреждений. Библиотека совместно с другими подразделениями вуза способна стать организационной структурой, обеспечивающей формирование, организацию и предоставление доступа к коллекции электронных ресурсов. Совершенствование правового, кадрового и финансового обеспечения информатизации библиотечной сферы позволит создать эффективную информационную составляющую образовательного пространства на платформе информационно-коммуникационных технологий. Формирование единого информационного пространства вуза на базе ИКТ может являться предпосылкой интеграции в единую информационно-образовательную среду в целях оптимизации распределенного доступа к информационным ресурсам, ускорения обмена образовательной и научной информацией. 

 

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

 

1.      Боброва, Е. И. Автоматизированные информационные технологии в деятельности вузовских библиотек (на примере методического объединения Западно–Сибирского региона) // Информатика и образование. – 2007. – № 5. – С. 114–116.

2.      Боброва, Е. И. Современные компьютерные и телеком–муникационные технологии в деятельности вузовских библиотек (на примере методического объединения Западно–Сибирского региона) // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет–журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Электрон. журн. – М.: МГУКИ, 2006. – № гос. регистрации 0420600016. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Bobrova.pdf,
свободный. – Загл. с экрана.

3.      Боброва, Е. И. Результаты анализа содержания сайтов библиотек высших учебных заведений Западно–Сибирского региона // Недра Кузбасса. Инновации : посвящается 15–летию образования Центров НИТ в России: труды V всероссийской научно–практической конференции 29-31 января 2006, г. Кемерово / Федеральное агентство по образованию РФ; Администрация Кемеровской области; Институт вычислительных технологий СО РАН; ГОУ ВПО Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2006. – С. 216–218.

4.      Боброва, Е. И. Web сайты вузовских библиотек // Новые технологии и новые формы сотрудничества: поиск оптимальной модели: материалы IV ежегодной сессии конференции НБП «Кузбасские библиотеки» 7–8 декабря 2004, г. Кемерово. – Кемерово, 2005. –
С. 94–99.

5.      Боброва, Е. И. Оптимизация информационно–библиотечного обеспечения самостоятельной работы студентов / Е. И. Боброва,
Н. Н. Григоренко, под. ред. Е. Л. Кудриной // Образовательный процесс и особенности самостоятельной работы студентов в вузах культуры и искусств : сб. науч. статей. – Кемерово, 2004. –
С. 133–141.

6.      Боброва, Е. И. Взгляд на проблему качества обслуживания НБ КемГУКИ / Е. И. Боброва, Л. Н. Рябцева // Библиотечная жизнь Кузбасса : вып. 3 (45) / Департамент культуры Кемеровской обл.; Государственное учреждение «Кемеровская областная науч. б–ка им.
В. Д. Федорова». – Кемерово, 2004. – С. 11–13.

7.      Боброва, Е. И. Базы данных научной библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств как краеведческий электронный ресурс // Библиотечная жизнь Кузбасса : сб. / Департамент культуры Кемеровской обл. ; Государственное учреждение «Кемеровская областная науч. б–ка им.
В. Д. Федорова». – Кемерово, 2004. – Вып. 2 (44). –  С. 68–71.

8.      Боброва, Е. И. Электронная библиотека творческого вуза // Информационные недра Кузбасса: труды III региональной научно–практической конференции. – Кемерово : ИНТ, 2004. – С. 122–124.

9.      Боброва, Е. И. Проект создания электронной библиотеки творческого вуза // Современные библиотеки в инновационном образовательном процессе: материалы Всероссийской научнопрактической конференции 16–17 октября 2003 г. –  Тюмень : ТГУ, 2003. – С. 55–63.

10.  Боброва, Е. И. Содержание и формы повышения квалификации персонала вузовских библиотек // Вторая областная научная конференция «Молодые ученые Кузбассу» : сб. тр. – Кемерово,
2003. – С. 56–57.

11.  Боброва, Е. И. Издания на CD–ROM как интегральная составляющая современных информационных ресурсов региона // Библиотечная жизнь Кузбасса: период. сб. / Департамент культуры Кемеровской обл.; Кемеровская обл. науч. б–ка. – Кемерово, 2002. – Вып.3 (37). – С. 57–65.

12.  Сводный каталог: издания на CD-ROM в библиотеках г. Кемерово, Новокузнецкой ЦБС / Сост. Е. И. Боброва. – Кемерово, 2002. – 72 с.

13.  Боброва, Е. И. Электронные ресурсы вузовских библиотек // Информационные Недра Кузбасса: Первая региональная науч.–практ. конф: Сб. сообщений / КемГУ; СО РАН; КемГТУ и др. – Кемерово : Полиграф, 2001. – С. 54–55.

14.  Боброва, Е. И. Внедрение новых технологий в работу вузовской библиотеки // Библиотечная жизнь Кузбасса: сб./ Кемеровская обл. науч. б–ка. –  Кемерово, 2000. –  Вып. 3 (29). – С. 102–106.

 
© 1998-2007 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Rambler's Top100