Защиты кандидатских диссертаций

        

         23 и 24 мая  2012 г. состоялись  заседания диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук.

 

Диссертация Огановой О. А.  «Совокупный потенциал академических библиотек как ресурс развития науки» (05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).

 Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Кожевникова Лариса Анатольевна; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая биб­лиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), главный научный сотрудник отдела научно-исследовательской и мето­дической работы (г. Новосибирск).

          Официальные оппоненты: Дрешер Юлия Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, Республиканский медицинский библио­течно-информационный центр Министерства здравоохранения Рес­пуб­лики Татарстан, директор (г. Казань); Павлова Лия Павловна – кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибир­ского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), заведующий лабораторией            электронных ресурсов (г. Новосибирск).

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), (г. Москва).

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:

·        разработана концептуальная модель развития совокупного потенциала академических библиотек, позволяющая библиотекам расширить инфор­мационное обеспечение научных исследований Уральского региона;

·        расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения уточненного понятия  «совокупный потенциал академических библиотек» на основе использования определений «потенциал», приме­няемых в других науках. Определены структурные параметры совокупного потенциала академических библиотек (научный (интеллектуальный), ресурсный, инновационный и социокультурный, экономический потенциал, включающий материально-техническую базу, документные, информа­ционные, технологические и трудовые ресурсы), которые отражают взаимосвязь всех видов ресурсов с возможностями инфраструктуры;

·        доказана зависимость воздействия на формирование совокупного потенциала академических библиотек как факторов экономической ситуации в институте и Отделении Российской академии наук (РАН), так и факторов внешнего пространства и структуры общественного производства территории;

·        установлено, что для оптимизации своей деятельности академические биб­лиотеки нуждаются в усилении и укреплении информационной и сервисной функций, преобразования и модификации которых особенно ощутимы для пользователей.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

·        впервые определена реальная роль и место академических библиотек в структуре базовых экономических и социокультурных процессов Уральского региона, что позволяет создать механизм согласованных коллективных действий библиотечного сообщества с учетом развития науки;

·        доказаны положения, расширяющие научные представления о том, что характеристики совокупного потенциала академических библиотек опре­деляются как основными целями деятельности академической библиотеки, так и спецификой трансформаций науки;

·        определены этапы периодизации развития Центральной научной библиотеки и сети академических библиотек Уральского отделения РАН (УрО РАН): эволюционный экстенсивный (1932 – 1990 гг.), динамичный интенсивный (1991 – 1997 гг.) и современный инновационный  (1998 – по настоящее время);

·         применительно к проблематике диссертации результативно (эффективно, то есть с получением обладающих новизной результатов) использован комплекс методологических подходов (системный, социально-экономический и региональный) и методов (терминологический, логико-методологический, экономический и факторный анализ, мониторинг и диагностика, системный анализ, контент-анализ, SWOT-анализ);

·        изучены причинно-следственные связи между развитием территории, трансформацией науки и конфигурацией совокупного потенциала академических библиотек.

            Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:

·        материалы диссертационного исследования могут найти применение в системе академических библиотек различных территорий;

·        выводы и рекомендации, изложенные в диссер­тации, могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для органов управ­ления УрО РАН при приня­тии обоснованных решений финансиро­вания акаде­мических биб­лиотек;

·        созданная в ЦНБ УрО РАН нормативно-правовая система документации может быть использована для многоцелевого применения при определении конфигурации совокупного потенциала научных библиотек;

·        разработанные критерии оценки совокупного потенциала академических библиотек являются базовой основой для разработки эффективной стратегии их деятельности, для координации и взаимодействия всех типов научных библиотек Уральского региона.

Значение работы для педагогических наук связано с тем, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего и дополнительного професси­онального образо­вания, осущест­вляющих подготовку и повы­шение квалификации специалистов в области библиотечно-инфор­мационной деятельности, в рамках преподавания дисцип­лин библиотековедческого профиля, а именно: «Библиотековедение», «Регио­нальное библиотековедение», «Библиотечный менеджмент» и «Экономика библиотечной деятельности».

Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:

·        результаты исследования воспроизводимы в различных условиях, могут быть использованы другими исследователями для изучения процессов развития совокупного потенциала других библиотек;

·        теория построена на известных, проверяемых данных и фактах, согласуется с опубликованными экспериментальными показателями по теме диссертации и по смежным отраслям науки; результаты, полученные автором, соотносятся со сведениями, полученными ранее по рас­смат­риваемой тематике;

·        установлено качественное совпадение авторских результатов с результатами, представленными в независимых источниках по данной тематике, в тех случаях, когда такое сравнение является обоснованным;

·        использованы современные методики сбора и обработки исходной информации, представлены научно обоснованные совокупности анали­зируемых показателей и объектов (единиц) наблюдения.

Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии соискателя в получении исходных данных и апробации результатов исследования; обработке и интерпретации теоретических и эмпирических данных; подготовке двадцати четырех публикаций, четыре из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.

 

   Диссертация Рябцевой Л. Н. «Информационное обучение пользователей как условие развития образовательной функции библиотеки» (05.25.03 – «Библио­тековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Гендина Наталья Ивановна;  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (КемГУКИ), Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы, директор (г. Кемерово).

       Официальные оппоненты: Мазурицкий Александр Михайлович – доктор педагогических наук, профессор; Федеральное государственное бюджетное учреж­дение высшего профес­сионального образования «Москов­ский государ­ственный университет куль­туры и искусств», заведующий кафедрой библиотеко­ведения и книговедения (г. Москва); Геллер Инесса Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент; Феде­ральное государственное бюд­жет­ное образовательное учреждение высшего профес­сионального образо­вания «Новосибирский государ­ствен­ный технический университет», доцент кафедры социально-массовых коммуни­каций (г. Ново­­си­бирск).

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (г. Краснодар).

 Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:

·       разработан теоретически обоснованный подход к трактовке образовательной функции библиотеки в информационном обществе на рубеже XX–XXI вв.;

·      раскрыты возможности адаптации как продуктивно работающего средства применительно к задачам организации информационной подготовки учащейся молодежи в библиотеке;

·      предложен алгоритм адаптации учебной программы «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки,  обеспе­чива­ющий организацию информационного обучения и верификацию исход­ной учебной программы применительно к специфике конкретного учебного заведения и типу библиотеки; выявлены организационно-методические осо­бен­ности проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библио­теки;

·      доказана целесообразность применения концептуального аппарата теории адаптации к решению задач библиотековедческого исследования в целях разработки научно обоснованных рекомендаций по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы библиотек;

·      введены рабочие определения понятий «информационное обучение», «информационное просвещение», дополнено определение понятия «образовательная функция библиотеки»;

·      проведена адаптация учебной программы курса «Основы информа­ционной культуры личности».

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

·                    доказаны положения, расширяющие теоретические пред­ставления о влиянии информационно-коммуникационных технологий, модер­­низации системы образования, реализации целенаправленного информационного обучения на изменение образовательной функции библиотек в эпоху информационного общества. Выявлена возможность расширения и развития образовательной функции библиотеки за счет интеграции как традиционного предоставления ресурсов библиотек для системы образования, организации информационного просвещения, так и планомерного и систематического информационного обучения пользователей в условиях библиотеки;

·                    используемый автором подход, интегрирующий достижения теории адаптации и дидактики, позволил  расширить представление о междисциплинарных связях библиотековедения, что отражает интегративные тенденции в развитии современного научного знания;

·                    применительно к проблематике диссертации результативно (с получением обладающих новизной результатов) использован комплекс методологических подходов, включая научно-исторический, культуро­логи­ческий, системный, деятельностный, техноло­гический подходы, и следу­ющих методов:  количественный анализ документального потока публи­ка­ций, формализованный (аспектный) анализ публикаций, метод тер­ми­ноло­гического анализа,  социологические методы (анкетирование, наблюдение), педагогический эксперимент;

·                    изложены аргументы, касающиеся теоретического обоснования и разработки научно-обоснованной методики организации информационного обучения в условиях библиотеки;

·                    раскрыты проблемы отечественной и зарубежной практики орга­низации информационного обучения в условиях библиотеки: про­веденный анализ публикаций показал доминирование эмпирического подхода и отсутствие научно обоснованных концепций организации инфор­мационной подготовки пользователей библиотеки как целостного педа­гогического процесса, преобладание разрозненных библиотечных уроков и других форм информационного просветительства (экскурсии, выставки и т. п.);

·                    изучены причинно-следственные связи между уровнем инфор­мационной подготовки пользователей и созданием моделей инфор­маци­онного обслуживания различных категорий пользователей в условиях разви­тия электронных ресурсов и электронных библиотек; выявлена трансфор­мация  профессии библиотекаря, составной частью которой стало инфор­мационное обучение пользователей, преподавание информационной грамот­ности и основ информационной культуры личности, усиление роли библио­текаря в образовательном процессе.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:

·      разработан и с 2009 г. внедрен в учебный процесс ГОУ СПО «Кемеровский государ­ственный профессионально-педагогический колледж учебный курс «Основы информа­ционной культуры личности» – для студентов, обучающихся по специальностям «Физическая культура», «Социальная педагогика», «Стро­ительство и эксплуатация зданий и сооружений»; выяв­лена сово­купность факторов, влияющих на адаптацию учебной программы курса «Основы информационной культуры личности», внедряемого в условиях библиотеки;

·      определены пределы и перспективы использования теории на практике: материалы диссертации могут быть востребованы работниками библиотек, преподавателями вузов, обеспечивающих подго­товку библио­течных кадров; исследование имеет методическое значение и может стать руководством по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в библиотеках образовательных учреждений; материалы иссле­дования могут быть использованы в системе  высшего образования, в дисциплинах профессионального цикла для подготовки специалистов по направлению «071900 Библиотечно-информационная деятельность», а также в системе повышения квалификации  работников библиотек;

·                    созданы  теоретически обоснованные  информационные модели адаптации инвариантной и вариативной части учебного курса «Основы информационной культуры личности»;

·                    представлены перспективы дальнейших исследований, направ­ленных на развитие предлагаемой автором диссертации идеи развития образовательной функции за счет системного, целенаправленного инфор­мационного обучения пользователей в условиях библиотеки.

Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:

·                    теория построена на использовании в работе положений, изло­женных в трудах ведущих специалистов по библиотековедению, фило­софии, культурологии, концепции формирования информационной куль­туры личности; на применении комплекса методов, обеспечивающих анализ  раз­вития образовательной функции библиотеки под влиянием инфор­ма­ционно-коммуникационных технологий и изменения парадигмы образо­вания;

·                    идея информационного обучения в условиях библиотеки базируется на анализе документального потока авторефератов диссертаций, монографий и статей, отражающих теорию и практику инфор­мационного обучения в библиотеке, а также научных публикаций, раскры­вающих сущность теории адаптации. Проанализирован опыт библиотек по организации информационной подготовки пользователей, выявлены досто­инства и недостатки информационного обучения в условиях библиотеки; 

·                    использованы результаты сопоставительного анализа тематики библиотечных уроков, используемых в практике отечественных библиотек, с программой целостного курса «Основы информационной культуры личности»;

·                    установлено противоречие между образовательным потенциалом библиотек и степенью его практической реализации, которое проявляется в отсутствии научно-обоснованного подхода к информационному обучению  в условиях информационного общества;

·                    использован педагогический эксперимент для проверки возмож­ности внедрения разработанного алгоритма адаптации учебной про­граммы курса «Основы информационной культуры личности» к условиям библио­теки.

Личный вклад соискателя состоит в  вычленении документального потока по библиотековедению, междисциплинарному направлению по «информационной культуре» и  теории адаптации; постановке педагогического эксперимента и теоретического осмысления образовательной функции библиотеки в условиях вхождения в информационное общество;  в апробации результатов исследования в ходе научных конфе­ренций и семинаров; подготовке одиннадцати публикаций по выполненной работе,  три из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК; разработке обучающих материалов для библиотекарей  системы начального и среднего профессионального обра­зования Кемеровской облас­ти: по теме «Информационная культура библиотекаря», «Форми­рование информационной культуры педагогов и обучающихся в условиях библиотек учреждений профобразования» (г. Кеме­рово, 2009 г., г. Кемерово, 2011 г.).

 

 

Диссертация Плешаковой М. А.   «Визуальный ряд сайтов научных библиотек: разработка принципов системного формирования»  (05.25.03 – «Библио­тековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Лаврик Ольга Львовна; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), заместитель директора по научной работе (г. Новосибирск).

Официальные оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор педагогических наук, профессор; Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», директор (г. Кемерово). Захаров Виктор Павлович – кандидат филологических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры математической лингвистики филологического факультета и кафедры социального анализа и математических методов в социологии социологического факультета (г. Санкт-Петербург).

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (г. Москва).

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:

·        разработаны принципы формирования визуального ряда библиотечного сайта как знаковой системы;

·        использован понятийный аппарат семиотики: понятие о знаке и видах знаков, что позволило выявить особенности использования на сайтах научных библиотек разновидностей знаков для визуального выражения информационно-библиотечных понятий;

·        доказано, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек как знаковая система в настоящее время находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией. Его развитие будет происходить по мере разработки общепринятой структуры сайтов научных библиотек;

·        уточнены основные термины, обозначающие элементы визуального ряда библиотечных сайтов: «значок», «пиктограмма» и «иллюстрация»; установлено, что они находятся в отношении соподчинения. Терминологический ряд дополнен родовым и обобщающим для них термином «визуальный образ»;

·        получены, обобщены и систематизированы новые эмпирические данные – массив визуальных образов, отражающих актуальные разделы сайтов научных библиотек, которые характеризуют современный уровень развития визуального ряда сайтов.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

·        раскрыто функциональное назначение визуального ряда сайтов научных библиотек, в том числе выделены специфические функции для сайтов такого назначения;

·        получен научный результат, касающийся теории лингвистического обес­печения библиотечно-информационной технологии, – установлено, что иерархические классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ, ДКД) непригодны для перспективного формирования логической структуры библиотечного сайта;

·        применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе структурно-семиотического (для анализа способов выражения актуальных понятий и выявления устоявшихся визуальных образов для определенных понятий) и классификационного анализа (для систематизации разделов и подразделов, используемых на сайтах научных библиотек и построения классификационных схем);

·        установлена тенденция в формировании визуального ряда на сайтах научных библиотек, которая проявляется в количественных и качественных характеристиках визуальных образов, используемых на сайтах научных библиотек;

·        доказано, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек может обладать свойствами, характерными для знаковых систем: 1) возможность перечислить все знаки системы; 2) наличие базисного знака; 3) возможность включения в его структуру синтаксических и логических знаков.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:

·        на основе классификационного подхода структурирован материал, отражающий семантическое наполнение сайтов научных библиотек, что позволяет моделировать структуру контента библиотечных сайтов;

·        выработанные принципы формирования визуального ряда на библиотечных сайтах могут быть использованы библиотеками для организации деятельности по формированию и модернизации визуального ряда сайтов;

·        разработана и внедрена модель визуального ряда мобильной версии сай­та ГПНТБ СО РАН, которая может быть использована другими библиотеками;

·        материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных планов, программ, учебно-методических пособий по курсу «Ин­формационные технологии» в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квали­фикации кадров в области библиотечно-информационной деятель­ности.

Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:

·        результаты исследования воспроизводимы в различных условиях, могут быть использованы другими исследователями для изучения визуального ряда сайтов;

·        теория построена на известных, проверяемых данных и фактах, согласуется с опубликованными экспериментальными данными в смежных отраслях;

·        выводы, полученные в исследовании, основаны на анализе визуального материала 422 сайтов научных библиотек; репрезентативной выборке данных анкетирования и экспертных оценок;

·        использованы современные методики сбора и обработки исходной информации, представлены научно обоснованные совокупности анализируемых показателей и объектов.

Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии соис­кателя в сборе исходных данных, их систематизации и анализе; выяв­лении нового источника пополнения и актуализации лексики современных ИПЯ посредством сравнения актуальных библиотечно-информа­ционных терминов и понятий, отражаемых на сайтах научных библиотек, с алфавитно-пред­метными указателями иерархических классификаций (УДК, ББК, ГРНТИ и т. д.); использовании подхода в изучении визуального ряда (ви­зуальной информации) сайтов научных библиотек, заключающегося в его неотрывном рассмотрении от семантического наполнения (вербальной ин­формации); рассмотрении визуального ряда сайтов научных библиотек как особой знаковой системы, которая обладает свойствами невербального ИПЯ; апробации результатов исследования при разработке визуальной модели мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН; подготовке девяти публикаций, две из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.

 

Диссертация Савиновой Т. Н. «Библиотеки в контексте социокультурного пространства трансграничного региона  (на примере Оренбургской губер­нии) 1865–1919 гг. » (05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки).

Научный руководитель: доктор исторических наук Посадсков Алек­сандр Леонидович; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибир­ского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), главный научный сотрудник лаборатории книговедения (г. Новосибирск).

       Официальные оппоненты: Косых Евгений Николаевич – доктор исторических наук, профессор; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профес­сионального образования «Томский государственный архитектурно-строи­тельный университет», профессор кафедры истории России и политологии (г. Томск). Сергеева Елена Фаритовна – кандидат исторических наук, доцент; Федеральное государ­ственное бюджетное образо­вательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеров­ский государственный университет культуры и искусств», начальник управления (г. Кемерово).

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное обра­зо­вательное учреждение высшего профессионального образования «Алтай­ская государ­ственная академия культуры и искусств» (г. Барнаул).

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:

·        разработана оригинальная периодизация истории библиотечного дела XIX – начала  XX в. в трансграничном регионе, каковым являлась Оренбургская губерния; определено, что первым периодом в развитии региональных библиотек явились 1865–1905 гг., когда в результате реформ произошло массовое открытие большинства школьных, народных и общест­венных библиотек, сложилась структура их типо-видового разно­образия. Следующий период – 1906–1913 гг. – ознаменован, в первую очередь, воздействием Первой русской революции, отразившимся, в том числе, и на развитии культуры. В Оренбургской губернии в это время создаются библиотеки просветительных обществ и национальные (в основном татар­ские); осуществляется значительное пополнение фондов местными периодическими изданиями, в том числе и на восточных языках, возрастает интерес к печатному слову. В третий период, время военного кризиса 1914–1919 гг., библиотеки стали информационными, культурными и образова­тельными центрами, прежде всего в сельской местности. Состоялся переход к осознанию библиотечной деятельности как профессии, получила даль­нейшее развитие краеведческая библиография, начинают формироваться, пока только в рамках ведомств, региональные библиотечные сети;

·        установлено, что общедоступные библиотеки Оренбургского региона мало чем отличались от аналогичных библиотек других губерний России, имея только некоторые особенности, связанные с социокультурным разви­тием пространства; специальные библиотеки имели больше региональных особенностей, чем общедоступные, так как их организация зависела от специфики территории, уровня существовавшего образовательного, культур­ного, научного потенциала;

·        приведена классификация библиотек российской провинции на примере Оренбургского региона в конце XIX – начале XX в., выстроенная на основе регламентации книжного фонда общероссийскими и местными законодательно-правовыми документами, корпуса учредителей, состава фондов и читательского назначения; основой для создания типо-видовой структуры библиотек Оренбургской губернии 1865–1919 гг. послужили теоретические разработки М. Ю. Матвеева для народных библиотек в дореволюционной России (вторая половина XIX – начало XX века), интерпретированные автором диссертации применительно ко всем типам и видам провинциальных библиотек;

·        подтверждена взаимосвязь между развитием библиотек трансграничного региона и наличием в нём различных этнических, конфессиональных, сословных и других групп населения (казачество, организованные и стихийные переселенцы, мусульманские народы, старообрядцы, сектанты).

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

·        доказано положение о единстве тенденций развития библиотечного дела восточных регионов России (в частности, Оренбургской губернии) как в предреволюционные годы, так и в условиях Гражданской войны 1918–1919 гг., когда социокультурный потенциал региона позволил продолжать развитие библиотечного дела. Частая смена власти в регионе тормозила, но не прекращала деятельности по совершенствованию работы библиотек, что даёт право утверждать, что к этому времени библиотечное дело в регионе заняло прочное место в культурном строительстве;

·        использован и результативно применён комплекс общенаучных методов историко-книжного исследования, включающий локализацию «функционального культурного региона», историко-сравнительный, истори­ко-генетический, историко-типологический, статистический методы, а также специальные методы, применяемые в библиотековедческих и книго­ведческих исследованиях;

·        изложены тенденции, характерные для развития типо-видовой струк­туры библиотечного дела трансграничного региона России в XIX – начале XX в.: количественное преобладание общедоступных библиотек (в том числе народно-школьных, общественных организаций и земских), возникших в конце XIX в.; сознательное и планомерное расширение круга станичных библиотек Оренбургского казачьего войска с перспективой создания ло­кальной «казачьей» библиотечной сети; создание после 1905 г. нацио­нальных библиотек  для нерусских этнических групп, с преобладанием татарских; постепенное расширение функций библиотек образовательных учреждений, которые в конце XIX в. начали действовать  как общественные, обеспечивая удовлетворение читательских потребностей всех жителей региона;

·        установлена различная степень влияния на социокультурные процессы провинциального региона деятельности специальных библиотек (церковных, войсковых, учрежденческих);

·        определены основные факторы, негативно влиявшие на эффективность социальной роли библиотек научных обществ, обладавших крупными и ценными книжными фондами и являвшихся инициаторами составления региональных библиографических пособий. Среди них: ограниченное финансирование, отсутствие профессиональных библиотекарей, собственных помещений (и соответственно – ограниченность количества читателей), слабая организация самого библиотечного обслуживания науки.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть использованы в исследовательской и образовательной деятельности:

·        выявленные материалы будут востребованы исследователями, изу­чающими историю книжной культуры и библиотечного дела в регионах России; они могут служить основой для создания обобщающих трудов по истории книжного и библиотечного дела;

·        полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных материалов по дисциплине «История библиотечного дела России» и спецкурса «Библиотечное краеведение»  в вузах и учреждениях допол­нительного профессионального образования, осуществляющих подго­товку и повышение квалификации кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»; при создании баз данных по истории провинциальных библиотек; формировании музейных экспозиций по истории книги и библиотек региона.

Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:

·        исследование основывается на использовании большого количества архивных материалов, сведений из периодической печати изучаемой эпохи, опубликованных и неопубликованных библиографических источников, то есть имеет под собой значительную документальную базу;

·        теоретические суждения согласуются с положениями фунда­мен­тальных исследований по истории книги и библиотечного дела, истории российской культуры, теории социокультурных процессов;

·        результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, соот­ветствуют данным смежных наук, их концептуальным положениям и подходам;

·        результаты исследования верифицируются с данными других исследований по истории книжной культуры и библиотечного дела регионов России; совпа­дение принципиальных оценок подтверждает достоверность выводов работы;

·        современные методы анализа и подходы, использованные при интерпретации данных, позволили выявить объективную картину  исторической действительности и дать аргументированное объяснение изучаемым процессам.

Личный вклад соискателя состоит в непосредственном поиске и выявлении исходных данных, их изучении, систематизации, научной интерпретации и апробации. Автором лично проведён источниковедческий, статистический и фактографический анализ первичных данных, сформу­лированы обобщения и выводы. Результаты исследований отражены в восемнадцати публикациях, из которых три – в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.

Диссертационный совет принял решение присудить О. А. Огановой, Л. Н. Рябцевой, М. А. Плешаковой – ученую степень кандидата педагогических наук, Т. Н. Савиновой – ученую степень кандидата исторических наук. 

Поздравляем соискателей с успешной защитой кандидатских диссертаций!

Канд. ист. наук О. Н. Альшевская, с. н. с. лаборатории книговедения, технический  секретарь диссертационного совета при ГПНТБ СО РАН

 

 
© 1998-2012 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Rambler's Top100