Защиты кандидатских
диссертаций 23 и 24 мая Диссертация Огановой О. А. «Совокупный
потенциал академических библиотек как ресурс развития науки» (05.25.03
«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки). Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Кожевникова Лариса Анатольевна;
Федеральное государственное
бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), главный научный
сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы (г. Новосибирск). Официальные оппоненты: Дрешер Юлия Николаевна – доктор педагогических наук, профессор,
Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства
здравоохранения Республики Татарстан, директор (г. Казань); Павлова Лия
Павловна – кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное
учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского
отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), заведующий лабораторией электронных ресурсов (г. Новосибирск). Ведущая
организация: Федеральное
государственное бюджетное учреждение науки Библиотека
по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), (г. Москва). Диссертационный
совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: ·
разработана концептуальная модель развития совокупного потенциала
академических библиотек, позволяющая библиотекам расширить информационное
обеспечение научных исследований Уральского региона; ·
расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения
уточненного понятия «совокупный
потенциал академических библиотек» на основе использования определений
«потенциал», применяемых в других науках. Определены структурные параметры
совокупного потенциала академических библиотек (научный (интеллектуальный), ресурсный, инновационный и социокультурный,
экономический потенциал, включающий материально-техническую базу, документные,
информационные, технологические и трудовые ресурсы), которые отражают
взаимосвязь всех видов ресурсов с
возможностями инфраструктуры; ·
доказана зависимость
воздействия на формирование
совокупного потенциала академических библиотек как факторов экономической
ситуации в институте и Отделении Российской академии наук (РАН), так и факторов внешнего пространства и структуры
общественного производства территории; ·
установлено, что для оптимизации своей деятельности академические библиотеки
нуждаются в усилении и укреплении информационной и сервисной функций,
преобразования и модификации которых особенно ощутимы для пользователей. Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: ·
впервые определена реальная роль и
место академических библиотек в структуре базовых экономических и социокультурных
процессов Уральского региона, что позволяет создать механизм согласованных
коллективных действий библиотечного сообщества с учетом развития науки; ·
доказаны положения, расширяющие
научные представления о том, что характеристики совокупного потенциала
академических библиотек определяются как основными целями деятельности
академической библиотеки, так и спецификой трансформаций науки; ·
определены этапы периодизации развития Центральной научной библиотеки и
сети академических библиотек Уральского отделения РАН (УрО РАН): эволюционный экстенсивный (1932 – 1990
гг.), динамичный интенсивный (1991 – 1997 гг.) и современный инновационный (1998 – по настоящее время); ·
применительно к проблематике
диссертации результативно (эффективно, то есть с получением обладающих новизной
результатов) использован комплекс методологических подходов (системный,
социально-экономический и региональный) и методов (терминологический,
логико-методологический, экономический и факторный анализ, мониторинг и диагностика,
системный анализ, контент-анализ, SWOT-анализ); ·
изучены причинно-следственные связи между развитием территории,
трансформацией науки и конфигурацией совокупного потенциала академических библиотек. Значение полученных
соискателем результатов исследования для
практики подтверждается тем, что: ·
материалы диссертационного исследования могут найти применение в системе
академических библиотек различных территорий; ·
выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть использованы
при подготовке методических рекомендаций для органов управления УрО РАН при
принятии обоснованных решений финансирования академических библиотек; ·
созданная в ЦНБ УрО РАН нормативно-правовая система документации может
быть использована для многоцелевого применения при определении конфигурации
совокупного потенциала научных библиотек; ·
разработанные критерии оценки совокупного потенциала академических
библиотек являются базовой основой для разработки эффективной стратегии их
деятельности, для координации и взаимодействия всех типов научных библиотек
Уральского региона. Значение работы для
педагогических наук связано с тем, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе
учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих
подготовку и повышение квалификации специалистов в области библиотечно-информационной
деятельности, в рамках преподавания дисциплин библиотековедческого профиля, а
именно: «Библиотековедение», «Региональное библиотековедение», «Библиотечный менеджмент»
и «Экономика библиотечной деятельности». Оценка достоверности результатов исследования выявила, что: ·
результаты исследования воспроизводимы в различных условиях, могут быть
использованы другими исследователями для изучения процессов развития
совокупного потенциала других библиотек; ·
теория построена на известных, проверяемых данных и фактах, согласуется
с опубликованными экспериментальными показателями по теме диссертации и по
смежным отраслям науки; результаты, полученные автором, соотносятся со
сведениями, полученными ранее по рассматриваемой тематике; ·
установлено качественное совпадение авторских результатов с результатами,
представленными в независимых источниках по данной тематике, в тех случаях,
когда такое сравнение является обоснованным; ·
использованы современные методики сбора и обработки исходной информации,
представлены научно обоснованные совокупности анализируемых показателей и
объектов (единиц) наблюдения. Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии соискателя в
получении исходных данных и апробации результатов исследования; обработке и
интерпретации теоретических и эмпирических данных; подготовке двадцати четырех
публикаций, четыре из которых опубликованы в рецензируемых изданиях,
рекомендованных ВАК. Диссертация Рябцевой Л. Н. «Информационное обучение пользователей как условие развития
образовательной функции библиотеки» (05.25.03 – «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение» (педагогические науки). Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Гендина Наталья Ивановна; Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
(КемГУКИ), Научно-исследовательский институт информационных технологий
социальной сферы, директор (г. Кемерово). Официальные оппоненты: Мазурицкий Александр
Михайлович – доктор педагогических наук, профессор; Федеральное государственное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский
государственный университет культуры и искусств», заведующий кафедрой
библиотековедения и книговедения (г. Москва); Геллер Инесса Сергеевна –
кандидат педагогических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный технический университет», доцент кафедры
социально-массовых коммуникаций (г. Новосибирск). Ведущая организация: Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (г. Краснодар).
Диссертационный совет отмечает, что на
основании выполненных соискателем исследований: ·
разработан
теоретически обоснованный подход к трактовке образовательной функции библиотеки
в информационном обществе на рубеже XX–XXI вв.; ·
раскрыты возможности адаптации как
продуктивно работающего средства применительно к задачам организации
информационной подготовки учащейся молодежи в библиотеке; ·
предложен алгоритм адаптации учебной
программы «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки, обеспечивающий организацию информационного
обучения и верификацию исходной учебной программы применительно к специфике
конкретного учебного заведения и типу библиотеки; выявлены
организационно-методические особенности
проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы
информационной культуры личности» в условиях библиотеки; ·
доказана целесообразность применения
концептуального аппарата теории адаптации к решению задач библиотековедческого
исследования в целях разработки научно обоснованных рекомендаций по внедрению
курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы библиотек; ·
введены рабочие определения понятий
«информационное обучение», «информационное просвещение», дополнено определение
понятия «образовательная функция библиотеки»; ·
проведена адаптация учебной программы
курса «Основы информационной культуры личности». Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: ·
доказаны положения, расширяющие теоретические представления о влиянии
информационно-коммуникационных технологий, модернизации системы образования,
реализации целенаправленного информационного обучения на изменение
образовательной функции библиотек в эпоху информационного общества. Выявлена
возможность расширения и развития образовательной
функции библиотеки за счет интеграции как традиционного предоставления ресурсов
библиотек для системы образования, организации информационного просвещения, так
и планомерного и систематического информационного обучения пользователей в
условиях библиотеки; ·
используемый автором подход, интегрирующий достижения теории адаптации
и дидактики, позволил расширить
представление о междисциплинарных связях библиотековедения, что отражает
интегративные тенденции в развитии современного научного знания; ·
применительно к проблематике диссертации результативно (с получением
обладающих новизной результатов) использован комплекс методологических
подходов, включая научно-исторический, культурологический,
системный, деятельностный, технологический подходы, и следующих
методов:
количественный анализ документального потока публикаций,
формализованный (аспектный) анализ публикаций, метод терминологического анализа, социологические методы (анкетирование, наблюдение),
педагогический эксперимент; ·
изложены аргументы, касающиеся теоретического обоснования и разработки
научно-обоснованной методики организации информационного обучения в условиях
библиотеки; ·
раскрыты проблемы отечественной и зарубежной практики организации
информационного обучения в условиях библиотеки: проведенный анализ публикаций
показал доминирование эмпирического подхода и отсутствие научно обоснованных
концепций организации информационной подготовки пользователей библиотеки как
целостного педагогического процесса, преобладание разрозненных библиотечных
уроков и других форм информационного просветительства (экскурсии, выставки и т. п.); ·
изучены
причинно-следственные связи между уровнем информационной подготовки
пользователей и созданием моделей информационного обслуживания различных
категорий пользователей в условиях развития электронных ресурсов и электронных
библиотек; выявлена трансформация
профессии библиотекаря, составной частью которой стало информационное
обучение пользователей, преподавание информационной грамотности и основ
информационной культуры личности, усиление роли библиотекаря в образовательном
процессе. Значение полученных
соискателем результатов исследования для
практики подтверждается тем, что: ·
разработан и с ·
определены пределы и перспективы
использования теории на практике: материалы диссертации могут быть востребованы
работниками библиотек, преподавателями вузов, обеспечивающих подготовку библиотечных
кадров; исследование имеет методическое значение и может стать руководством по
внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в библиотеках
образовательных учреждений; материалы исследования могут быть использованы в
системе высшего образования, в
дисциплинах профессионального цикла для подготовки специалистов по направлению
«071900 Библиотечно-информационная
деятельность», а также в системе повышения квалификации работников библиотек; ·
созданы теоретически
обоснованные информационные модели
адаптации инвариантной и вариативной части учебного курса «Основы
информационной культуры личности»; ·
представлены перспективы дальнейших исследований, направленных на
развитие предлагаемой автором диссертации идеи развития образовательной функции
за счет системного, целенаправленного информационного обучения пользователей в
условиях библиотеки. Оценка достоверности результатов исследования выявила, что: ·
теория построена на использовании в работе положений, изложенных в трудах
ведущих специалистов по библиотековедению, философии, культурологии, концепции
формирования информационной культуры личности; на применении комплекса
методов, обеспечивающих анализ развития
образовательной функции библиотеки под влиянием информационно-коммуникационных
технологий и изменения парадигмы образования; ·
идея информационного обучения в условиях библиотеки базируется на
анализе документального потока авторефератов диссертаций, монографий и статей,
отражающих теорию и практику информационного обучения в библиотеке, а также
научных публикаций, раскрывающих сущность теории адаптации. Проанализирован
опыт библиотек по организации информационной подготовки пользователей, выявлены
достоинства и недостатки информационного обучения в условиях библиотеки; ·
использованы результаты сопоставительного анализа тематики библиотечных
уроков, используемых в практике отечественных библиотек, с программой
целостного курса «Основы информационной культуры личности»; ·
установлено противоречие между образовательным потенциалом библиотек и
степенью его практической реализации, которое проявляется в отсутствии
научно-обоснованного подхода к информационному обучению в условиях информационного общества; ·
использован педагогический эксперимент для проверки возможности
внедрения разработанного алгоритма адаптации учебной программы курса «Основы
информационной культуры личности» к условиям библиотеки. Личный вклад соискателя состоит в вычленении документального потока по
библиотековедению, междисциплинарному направлению по «информационной культуре»
и теории адаптации; постановке
педагогического эксперимента и теоретического осмысления образовательной
функции библиотеки в условиях вхождения в информационное общество; в апробации результатов исследования в ходе
научных конференций и семинаров; подготовке одиннадцати публикаций по
выполненной работе, три из которых
опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК; разработке
обучающих материалов для библиотекарей
системы начального и среднего профессионального образования Кемеровской
области: по теме «Информационная культура библиотекаря», «Формирование
информационной культуры педагогов и обучающихся в условиях библиотек учреждений
профобразования» (г. Кемерово, Диссертация Плешаковой М. А. «Визуальный ряд сайтов
научных библиотек: разработка принципов системного формирования» (05.25.03 – «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение» (педагогические науки). Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Лаврик Ольга Львовна; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения
Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), заместитель директора по научной
работе (г. Новосибирск). Официальные оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор педагогических наук, профессор;
Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры
и искусств», директор (г. Кемерово). Захаров Виктор Павлович – кандидат
филологических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры
математической лингвистики филологического факультета и кафедры социального
анализа и математических методов в социологии социологического факультета (г.
Санкт-Петербург). Ведущая организация: Федеральное
государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по
общественным наукам Российской академии наук (г. Москва). Диссертационный совет отмечает, что на
основании выполненных соискателем исследований: ·
разработаны принципы формирования
визуального ряда библиотечного сайта как знаковой системы; ·
использован понятийный аппарат семиотики:
понятие о знаке и видах знаков, что позволило выявить особенности использования
на сайтах научных библиотек разновидностей знаков для визуального выражения
информационно-библиотечных понятий; ·
доказано, что визуальный ряд на сайтах
научных библиотек как знаковая система в настоящее время находится в агрегатном
состоянии и характеризуется высокой энтропией. Его развитие
будет происходить по мере разработки общепринятой структуры сайтов научных
библиотек; ·
уточнены основные термины, обозначающие
элементы визуального ряда библиотечных сайтов: «значок», «пиктограмма» и
«иллюстрация»; установлено, что они находятся в отношении соподчинения. Терминологический
ряд дополнен родовым и обобщающим для них термином –
«визуальный образ»; ·
получены, обобщены и систематизированы
новые эмпирические данные – массив визуальных образов, отражающих актуальные
разделы сайтов научных библиотек, которые характеризуют современный уровень
развития визуального ряда сайтов. Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: ·
раскрыто функциональное назначение
визуального ряда сайтов научных библиотек, в том числе выделены специфические
функции для сайтов такого назначения; ·
получен научный результат,
касающийся теории лингвистического обеспечения
библиотечно-информационной технологии, – установлено, что иерархические
классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ, ДКД) непригодны для перспективного
формирования логической структуры библиотечного сайта; ·
применительно к проблематике диссертации результативно использован
комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе структурно-семиотического (для анализа
способов выражения актуальных понятий и выявления устоявшихся визуальных
образов для определенных понятий) и классификационного анализа (для
систематизации разделов и подразделов, используемых на сайтах научных библиотек
и построения классификационных схем); ·
установлена тенденция в формировании визуального ряда на сайтах научных
библиотек, которая проявляется в количественных и качественных характеристиках
визуальных образов, используемых на сайтах научных библиотек; ·
доказано, что визуальный ряд на сайтах
научных библиотек может обладать свойствами, характерными для знаковых систем: 1) возможность перечислить
все знаки системы; 2) наличие базисного знака; 3) возможность включения
в его структуру синтаксических и логических знаков. Значение полученных
соискателем результатов исследования для
практики подтверждается тем, что: ·
на основе классификационного подхода
структурирован материал, отражающий семантическое наполнение сайтов научных
библиотек, что позволяет моделировать структуру контента библиотечных сайтов; ·
выработанные принципы формирования визуального ряда на библиотечных
сайтах могут быть использованы
библиотеками для организации деятельности по формированию и модернизации
визуального ряда сайтов; ·
разработана и внедрена модель визуального
ряда мобильной версии сайта ГПНТБ СО РАН, которая может быть использована
другими библиотеками; ·
материалы исследования могут быть
использованы при подготовке учебных планов, программ, учебно-методических
пособий по курсу «Информационные технологии» в
учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования,
осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров в области
библиотечно-информационной деятельности. Оценка достоверности результатов исследования выявила, что: ·
результаты исследования воспроизводимы в различных условиях, могут быть
использованы другими исследователями для изучения визуального ряда сайтов; ·
теория построена на известных, проверяемых данных и фактах, согласуется
с опубликованными экспериментальными данными в смежных отраслях; ·
выводы, полученные в исследовании, основаны на анализе визуального
материала 422 сайтов научных библиотек; репрезентативной выборке данных
анкетирования и экспертных оценок; ·
использованы современные методики сбора и обработки исходной информации,
представлены научно обоснованные совокупности анализируемых показателей и
объектов. Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии соискателя в
сборе исходных данных, их систематизации и анализе; выявлении нового источника
пополнения и актуализации лексики современных ИПЯ посредством сравнения актуальных
библиотечно-информационных терминов и понятий, отражаемых на сайтах научных
библиотек, с алфавитно-предметными указателями иерархических классификаций
(УДК, ББК, ГРНТИ и т. д.); использовании подхода в
изучении визуального ряда (визуальной информации) сайтов научных библиотек,
заключающегося в его неотрывном рассмотрении от семантического наполнения
(вербальной информации); рассмотрении визуального ряда сайтов научных
библиотек как особой знаковой системы, которая обладает свойствами невербального
ИПЯ; апробации результатов исследования при разработке
визуальной модели мобильной версии
сайта ГПНТБ СО РАН; подготовке девяти публикаций, две из которых опубликованы в
рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК. Диссертация Савиновой Т. Н. «Библиотеки в контексте социокультурного пространства трансграничного
региона (на примере Оренбургской губернии) 1865–1919 гг. » (05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и
книговедение» (исторические науки). Научный руководитель: доктор исторических наук Посадсков Александр Леонидович; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения
Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), главный научный сотрудник лаборатории
книговедения (г. Новосибирск). Официальные оппоненты: Косых
Евгений Николаевич – доктор исторических наук, профессор; Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет», профессор кафедры истории России и политологии (г.
Томск). Сергеева Елена Фаритовна –
кандидат исторических наук, доцент;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств», начальник управления (г. Кемерово). Ведущая
организация:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и
искусств» (г. Барнаул). Диссертационный совет отмечает, что на
основании выполненных соискателем исследований: ·
разработана оригинальная периодизация истории библиотечного дела XIX –
начала XX в. в трансграничном
регионе, каковым являлась Оренбургская губерния; определено, что первым периодом
в развитии региональных библиотек явились 1865–1905 гг., когда в
результате реформ произошло массовое открытие большинства школьных, народных и
общественных библиотек, сложилась структура их типо-видового разнообразия.
Следующий период – 1906–1913 гг. – ознаменован, в первую
очередь, воздействием Первой русской революции, отразившимся, в том числе, и на
развитии культуры. В Оренбургской губернии в это время создаются библиотеки
просветительных обществ и национальные (в основном татарские);
осуществляется значительное пополнение фондов местными периодическими
изданиями, в том числе и на восточных языках,
возрастает интерес к печатному слову. В третий период, время военного
кризиса 1914–1919 гг., библиотеки стали
информационными, культурными и образовательными центрами, прежде всего
в сельской местности. Состоялся переход к осознанию библиотечной
деятельности как профессии, получила дальнейшее развитие краеведческая
библиография, начинают формироваться, пока только в рамках ведомств,
региональные библиотечные сети; ·
установлено, что общедоступные библиотеки
Оренбургского региона мало чем отличались от аналогичных библиотек других
губерний России, имея только некоторые особенности, связанные с социокультурным
развитием пространства; специальные библиотеки имели больше региональных
особенностей, чем общедоступные, так как их организация зависела от специфики
территории, уровня существовавшего образовательного, культурного, научного
потенциала; ·
приведена классификация библиотек российской провинции на
примере Оренбургского региона в конце XIX – начале XX в., выстроенная на основе регламентации книжного фонда общероссийскими и местными
законодательно-правовыми документами, корпуса учредителей, состава
фондов и читательского назначения; основой для создания типо-видовой структуры
библиотек Оренбургской губернии 1865–1919 гг. послужили теоретические разработки
М. Ю. Матвеева для народных
библиотек в дореволюционной России (вторая половина XIX – начало XX века),
интерпретированные автором диссертации применительно ко всем типам и видам
провинциальных библиотек; ·
подтверждена взаимосвязь между развитием библиотек
трансграничного региона и наличием в нём различных этнических,
конфессиональных, сословных и других групп населения (казачество,
организованные и стихийные переселенцы, мусульманские народы, старообрядцы,
сектанты). Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: ·
доказано положение о единстве тенденций развития библиотечного дела
восточных регионов России (в частности, Оренбургской губернии) как в
предреволюционные годы, так и в условиях Гражданской войны 1918–1919 гг.,
когда социокультурный потенциал региона позволил продолжать развитие
библиотечного дела. Частая смена власти в регионе
тормозила, но не прекращала деятельности по совершенствованию работы библиотек,
что даёт право утверждать, что к этому времени библиотечное дело в регионе
заняло прочное место в культурном строительстве; ·
использован и результативно применён комплекс общенаучных методов
историко-книжного исследования, включающий локализацию «функционального
культурного региона», историко-сравнительный, историко-генетический,
историко-типологический, статистический методы, а также специальные методы,
применяемые в библиотековедческих и книговедческих исследованиях; ·
изложены тенденции, характерные для развития типо-видовой структуры
библиотечного дела трансграничного региона России в XIX – начале XX в.:
количественное преобладание общедоступных библиотек (в том числе народно-школьных,
общественных организаций и земских), возникших в конце XIX в.; сознательное и
планомерное расширение круга станичных библиотек Оренбургского казачьего войска
с перспективой создания локальной «казачьей» библиотечной сети; создание после
·
установлена различная степень влияния на социокультурные процессы
провинциального региона деятельности специальных библиотек (церковных,
войсковых, учрежденческих); ·
определены основные факторы, негативно влиявшие на эффективность
социальной роли библиотек научных обществ, обладавших крупными и ценными
книжными фондами и являвшихся инициаторами составления региональных
библиографических пособий. Среди них: ограниченное
финансирование, отсутствие профессиональных библиотекарей, собственных
помещений (и соответственно – ограниченность количества читателей), слабая
организация самого библиотечного обслуживания науки. Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть использованы в
исследовательской и образовательной деятельности: ·
выявленные материалы будут востребованы исследователями, изучающими
историю книжной культуры и библиотечного дела в регионах России; они могут служить основой для
создания обобщающих трудов по истории книжного и библиотечного дела; ·
полученные результаты исследования
могут быть использованы при разработке учебных материалов по дисциплине
«История библиотечного дела России» и спецкурса «Библиотечное краеведение» в вузах и учреждениях дополнительного
профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение
квалификации кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»;
при создании баз данных по истории провинциальных библиотек; формировании
музейных экспозиций по истории книги и библиотек региона. Оценка достоверности результатов исследования выявила, что: ·
исследование основывается на использовании большого количества архивных
материалов, сведений из периодической печати изучаемой эпохи, опубликованных и
неопубликованных библиографических источников, то есть имеет под собой
значительную документальную базу; ·
теоретические суждения согласуются с положениями фундаментальных
исследований по истории книги и библиотечного дела, истории российской
культуры, теории социокультурных процессов; ·
результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, соответствуют
данным смежных наук, их концептуальным положениям и подходам; ·
результаты исследования верифицируются с данными других исследований по
истории книжной культуры и библиотечного дела регионов России; совпадение
принципиальных оценок подтверждает достоверность выводов работы; ·
современные методы анализа и подходы, использованные при интерпретации
данных, позволили выявить объективную картину
исторической действительности и дать аргументированное объяснение
изучаемым процессам. Личный вклад соискателя состоит в непосредственном поиске и выявлении
исходных данных, их изучении, систематизации, научной интерпретации и
апробации. Автором лично проведён источниковедческий, статистический и
фактографический анализ первичных данных, сформулированы обобщения и выводы.
Результаты исследований отражены в восемнадцати публикациях, из которых три – в
рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК. Диссертационный совет принял решение
присудить О. А. Огановой, Л. Н. Рябцевой, М. А. Плешаковой – ученую
степень кандидата педагогических наук, Т. Н. Савиновой – ученую степень кандидата исторических
наук. Поздравляем
соискателей с успешной защитой кандидатских диссертаций! Канд.
ист. наук О. Н. Альшевская, с. н. с.
лаборатории книговедения, технический секретарь диссертационного совета при ГПНТБ СО
РАН |
© 1998-2012 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
![]() |