Артемьева Е. Б., канд. пед. наук, ученый секретарь Альшевская О. Н., канд. ист. наук, технический
секретарь диссертационного
совета К 003.004.01 В
ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ К 003.004.01 при Государственной публичной
научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук в Действующий диссертационный совет К 003.004.01
утвержден при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского
отделения Российской академии наук (ГПНТБ
СО РАН), г. Новосибирск, приказом Высшей
аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации
08.10.2009, приказ № 2059-2087. Специальности, по которым разрешено принимать
диссертации к защите, 05.25.03
«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», отрасли: педагогические
науки; исторические науки. В Диссертационные работы в области библиотековедения, библиографоведения
и книговедения (педагогические науки) Диссертация Макеевой О. В. «Механизмы адаптации публичных библиотек в
условиях меняющихся социокультурных практик населения». Научные руководители: доктор пед. наук,
проф. Кожевникова Л. А., ГПНТБ
СО РАН, главный научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической
работы; канд. эконом. наук, доцент Гузнер С. С., Сибирский
государственный университет путей сообщения, профессор кафедры мировой
экономики и туризма (г. Новосибирск); официальные
оппоненты: Гендина Н. И. – доктор пед.
наук, проф., Научно-исследовательский институт информационных технологий
социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, директор; Цукерблат Д.
М. – канд. пед. наук, ГПНТБ СО РАН, зам.
директора по библиотечной работе; ведущая
организация: Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств. Диссертационный
совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
разработаны: концептуальная модель механизмов адаптации библиотек, модели механизмов адаптации трех видов (основанных на деятельностно-функциональных, структурных и
инновационных изменениях в деятельности библиотек); предложен методический
инструментарий, позволяющий публичным библиотекам оперативно реагировать на
динамично изменяющиеся условия внешней среды, учитывая два объективных фактора:
виды социокультурных практик
населения и специфику региона, в котором население проживает; доказаны: зависимость адаптивных
процессов публичных библиотек от специфики регионов, целесообразность применения статистического
анализа при проведении библиотековедческих исследований в части разработки методики
изучения макропоказателей внешней среды и определения их воздействия на
деятельность библиотеки; расширена терминологическая система
библиотековедения за счет введения новых понятий и терминов на основе
использования положений теории адаптации, применяемых в других науках.
Сформулированы определения понятий «адаптация библиотеки» и «механизм адаптации
библиотеки», в которых отражена взаимосвязь библиотеки с социокультурными
практиками населения. Теоретическая
значимость исследования обоснована
тем, что: доказаны положения, вносящие вклад в расширение представлений об
изучаемом явлении, расширяющие границы применимости полученных результатов;
результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования,
в том числе численных методов (статистического анализа, в частности корреляционно-регрессионного);
изложены положения, имеющие существенное значение при изучении проблем
адаптации библиотек, факторов и условий, взаимодействующих в адаптивных
процессах; раскрыты несоответствия и проблемные области в адаптивных процессах
библиотек; выявлено и охарактеризовано влияние
региональных особенностей на протекание процессов адаптации библиотек во
внешней среде и на формирование социокультурных практик населения; проведена
модернизация существующих в библиотековедении математических и статистических
методов, обеспечивающих получение новых результатов по теме диссертации, за
счет расширения предметной области применения. Значение полученных соискателем результатов
исследования для практики подтверждается
тем, что: определены минимальные наборы адаптивных норм механизмов адаптации, разработаны их модели, позволяющие библиотекам наиболее
эффективно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды; создана
система практических рекомендаций, имеющих
методическое значение для центральных библиотек регионов Российской Федерации, осуществляющих разработку
стратегий адаптации к условиям внешней среды, планирующих развитие библиотек
отдельных субъектов РФ; представлены рекомендации по обоснованию выбора и
разработке эффективных стратегий адаптации библиотек Сибирского и
Дальневосточного федеральных округов с учетом специфики этих регионов, а также даны предложения
по дальнейшему совершенствованию нормативных показателей размещения
библиотечной сети и критериев эффективности деятельности библиотек с учетом
специфики регионов. Диссертация Огановой
О. А. «Совокупный потенциал
академических библиотек как ресурс развития науки». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Кожевникова
Л. А., ГПНТБ СО РАН,
главный научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической
работы; официальные оппоненты: Дрешер
Ю. Н. – доктор пед. наук, проф., Республиканский медицинский библиотечно-информационный
центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан, директор (г. Казань);
Павлова Л. П. – канд. пед. наук, ГПНТБ СО РАН, зав. лабораторией электронных ресурсов;
ведущая организация: Библиотека
по естественным наукам Российской академии наук (г. Москва). Диссертационный совет отмечает, что на
основании выполненных соискателем исследований: разработана концептуальная
модель развития совокупного потенциала академических библиотек, позволяющая
библиотекам расширить информационное обеспечение научных исследований
Уральского региона; расширена терминологическая система библиотековедения за
счет введения уточненного понятия
«совокупный потенциал академических библиотек» на основе использования
определений «потенциал», применяемых в других науках. Определены структурные
параметры совокупного потенциала академических библиотек (научный
(интеллектуальный), ресурсный, инновационный и социокультурный, экономический,
включающий материально-техническую базу, документные, информационные,
технологические и трудовые ресурсы), которые отражают взаимосвязь всех видов
ресурсов с инфраструктурой; доказана зависимость воздействия на формирование
совокупного потенциала академических библиотек как факторов экономической
ситуации в научно-исследовательском институте и Отделении Российской академии
наук (РАН), так и факторов внешнего пространства и структуры общественного
производства территории; установлено, что для оптимизации своей деятельности
академические библиотеки нуждаются в усилении и укреплении информационной и
сервисной функций. Теоретическая
значимость исследования обоснована
тем, что: впервые определена
роль и место академических библиотек в структуре базовых экономических и социокультурных
процессов Уральского региона, что позволяет создать механизм согласованных
действий учреждений библиотечного сообщества с учетом развития науки; доказаны
положения, расширяющие научные представления о том, что характеристики совокупного потенциала академических библиотек определяются как основными
целями деятельности библиотек, так и спецификой трансформаций науки; определены
этапы периодизации развития Центральной научной библиотеки и сети библиотек
Уральского отделения РАН (УрО РАН): эволюционный
экстенсивный (1932–1990), динамичный интенсивный (1991–1997) и
современный инновационный (с Значение полученных соискателем результатов
исследования для практики
подтверждается тем, что: материалы диссертационного исследования могут найти
применение в системе академических библиотек различных территорий; выводы и
предложения, представленные в диссертации, могут быть использованы при
подготовке методических рекомендаций для органов управления УрО РАН при принятии
обоснованных решений финансирования академических библиотек; созданная в ЦНБ
УрО РАН нормативно-правовая система документации может быть использована для
многоцелевого применения при определении конфигурации совокупного потенциала
научных библиотек; разработанные критерии оценки совокупного потенциала академических
библиотек являются основой для разработки эффективной стратегии их
деятельности, для координации и взаимодействия всех типов научных библиотек
Уральского региона. Материалы исследования
могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего и
дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и
повышение квалификации специалистов в области библиотечно-информационной
деятельности, в рамках преподавания дисциплин: «Библиотековедение», «Региональное
библиотековедение», «Библиотечный менеджмент» и «Экономика библиотечной
деятельности». Диссертация Рябцевой Л. Н. «Информационное обучение пользователей как
условие развития образовательной функции библиотеки». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Гендина Н. И., Научно-исследовательский
институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного
университета культуры и искусств; официальные
оппоненты: Мазурицкий А. М. – доктор
пед. наук, проф., Московский государственный университет культуры и искусств,
зав. кафедрой библиотековедения и книговедения; Геллер И. С. – канд. пед.
наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, доцент
кафедры социально-массовых коммуникаций; ведущая
организация: Краснодарский государственный университет культуры и
искусств. Диссертационный совет отмечает, что на
основании выполненных соискателем исследований: разработан теоретически обоснованный подход к
трактовке образовательной функции библиотеки в информационном обществе на
рубеже XX–XXI вв.; раскрыты возможности адаптации как продуктивно работающего
средства применительно к задачам организации информационной подготовки учащейся
молодежи в библиотеке; предложен алгоритм адаптации учебной программы «Основы
информационной культуры личности» в условиях библиотеки, обеспечивающий организацию информационного
обучения и верификацию исходной учебной программы к специфике конкретного
учебного заведения и типу библиотеки; выявлены организационно-методические особенности
проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы
информационной культуры личности» в условиях библиотеки; доказана целесообразность
применения концептуального аппарата теории адаптации к решению задач библиотековедческого
исследования в целях разработки научно обоснованных рекомендаций по внедрению
курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы библиотек; введены
рабочие определения понятий «информационное обучение», «информационное
просвещение», дополнено определение понятия «образовательная функция
библиотеки». Теоретическая
значимость исследования обоснована
тем, что: доказаны положения, расширяющие теоретические представления о
влиянии информационно-коммуникационных технологий, модернизации системы
образования, реализации целенаправленного информационного обучения на
изменение образовательной функции библиотек в эпоху информационного общества.
Выявлена возможность расширения и развития образовательной функции библиотеки
за счет интеграции как традиционного предоставления ресурсов библиотек для
системы образования, организации информационного просвещения, так и
планомерного и систематического информационного обучения пользователей в
условиях библиотеки; используемый автором подход, интегрирующий достижения
теории адаптации и дидактики, позволил
расширить представление о междисциплинарных связях библиотековедения,
что отражает интегративные тенденции в развитии современного научного знания;
результативно использован комплекс методологических подходов, включая научно-исторический,
культурологический, системный, деятельностный, технологический подходы, и
следующих методов: количественный
анализ документального потока публикаций, формализованный (аспектный)
анализ публикаций, метод терминологического анализа, социологические методы
(анкетирование, наблюдение), педагогический эксперимент; изложены
аргументы, касающиеся теоретического обоснования и разработки
научно-обоснованной методики организации информационного обучения в условиях
библиотеки; раскрыты проблемы отечественной и зарубежной практики организации
информационного обучения в условиях библиотеки: проведенный анализ публикаций
показал доминирование эмпирического подхода и отсутствие научно обоснованных
концепций организации информационной подготовки пользователей библиотеки как
целостного педагогического процесса, преобладание разрозненных библиотечных
уроков и других форм информационного просветительства (экскурсии, выставки и
т. п.); изучены причинно-следственные связи между уровнем информационной
подготовки пользователей и созданием моделей информационного обслуживания
различных категорий пользователей в условиях развития электронных ресурсов и
библиотек; выявлена трансформация профессии библиотекаря, составной частью
которой становится информационное обучение пользователей, преподавание информационной
грамотности и основ информационной культуры личности. Значение полученных соискателем результатов
исследования для практики
подтверждается тем, что: разработан и с Диссертация Плешаковой М. А. «Визуальный
ряд сайтов научных библиотек: разработка принципов системного формирования». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Лаврик О. Л., ГПНТБ СО РАН,
зам. директора по научной работе; официальные
оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор пед. наук, проф.,
Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы
Кемеровского государственного университета культуры и искусств, директор; Захаров В. П.
– канд. филол. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет»,
доцент кафедры математической лингвистики и кафедры социального анализа и
математических методов в социологии; ведущая организация: Институт научной
информации по общественным наукам Российской академии наук (г. Москва). Диссертационный
совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
разработаны принципы формирования визуального ряда библиотечного сайта как знаковой
системы; использован понятийный
аппарат семиотики: понятие о знаке и видах знаков, что позволило выявить
особенности использования на сайтах научных библиотек разновидностей знаков для
визуального выражения информационно-библиотечных понятий; доказано, что
визуальный ряд на сайтах научных библиотек как знаковая система в настоящее
время находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией. Его развитие будет происходить по мере разработки общепринятой
структуры сайтов научных библиотек; уточнены основные термины,
обозначающие элементы визуального ряда библиотечных сайтов: «значок»,
«пиктограмма» и «иллюстрация»; установлено, что они находятся в отношении
соподчинения. Терминологический ряд дополнен родовым и обобщающим для них
термином – «визуальный образ»; получены,
обобщены и систематизированы новые эмпирические данные. Теоретическая
значимость исследования обоснована
тем, что: раскрыто функциональное
назначение визуального ряда сайтов научных библиотек, в том числе выделены
специфические функции для сайтов такого назначения; получен научный результат, касающийся теории
лингвистического обеспечения библиотечно-информационной технологии,
установлено, что иерархические классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ, ДКД)
непригодны для перспективного формирования логической структуры библиотечного
сайта; результативно использован комплекс существующих базовых методов
исследования, в том числе структурно-семиотического
(для анализа способов выражения актуальных понятий и выявления устоявшихся
визуальных образов для определенных понятий) и классификационного анализа (для
систематизации разделов и подразделов, используемых на сайтах научных библиотек
и построения классификационных схем); установлена тенденция в
формировании визуального ряда на сайтах научных библиотек, которая проявляется
в количественных и качественных характеристиках визуальных образов. Значение полученных
соискателем результатов исследования для
практики подтверждается тем, что: на основе классификационного подхода структурирован
материал, отражающий семантическое наполнение сайтов научных библиотек, что
позволяет моделировать структуру контента библиотечных сайтов; выработанные
принципы формирования визуального ряда на
библиотечных сайтах могут быть
использованы для организации деятельности по формированию и модернизации
сайтов; разработана и внедрена модель визуального ряда мобильной версии сайта
ГПНТБ СО РАН, которая может быть использована другими библиотеками; материалы
исследования могут быть использованы при подготовке учебных планов, программ,
учебно-методических пособий по курсу «Информационные технологии» в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования,
осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров в области
библиотечно-информационной деятельности. Диссертационные работы в области библиотековедения, библиографоведения
и книговедения (исторические науки) Диссертация
Дусина А. В. «Переводная военная книга в России (1918–1941 гг.)». Научный руководитель: доктор ист. наук, проф. Лютов С. Н., ГПНТБ СО РАН, зав. лабораторией книговедения; официальные оппоненты: Кузнецов И. С. – доктор ист. наук, проф.,
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет,
профессор кафедры отечественной истории; Вишнякова Н. В. – канд. ист. наук, ГПНТБ
СО РАН, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической
работы; ведущая организация:
Московский государственный университет печати. Диссертационный совет отмечает, что на
основании выполненных соискателем исследований: предложены оригинальные
суждения, базирующиеся на междисциплинарном подходе к изучению переводной
книги: с одной стороны, это распространенный элемент межкультурной
коммуникации, с другой – подсистема категории «военная книга»; уточнена
трактовка понятия «переводная военная книга» как подсистема категории «военная
книга», специфика которой заключается в функции обмена информацией о
достижениях военной науки и практики в рамках межкультурной коммуникации; подтверждена
закономерность возрастания востребованности в переводных военных изданиях в
условиях смены принципов военного строительства и проведения военных реформ; установлена
взаимосвязь между тематическими предпочтениями в выпуске переводных военных
изданий и приоритетами военной политики советского государства, выразившаяся,
во-первых, в активизации выпуска переводных военных книг для преодоления
военно-технического отставания в условиях военно-политической и экономической
изоляции, во-вторых, в изменившемся составе читателей за счет притока на командные
должности в армии выходцев из пролетарских и крестьянских кругов, в-третьих, в
жестком влиянии политической конъюнктуры на выбор иностранных трудов для
перевода; выявлено и обосновано разделение переводных военных книг, издававшихся
в рассматриваемый период, на два типа (по отношению к оригиналу), а именно:
переводы с оригинальных книг (непосредственные) и составленные с переводов,
сделанных ранее с оригиналов в других странах (опосредованные); составлен
уточненный перечень изданных в 1918–1941 гг. переводных военных книг,
включающий более 650 наименований, выполнен статистический и тематический
анализ этого массива изданий. Теоретическая
значимость исследования обоснована тем, что: доказана сущностная специфика
переводной военной книги как способа заимствования средствами книжного дела
наиболее значимой и перспективной информации военного назначения, отражающей
достижения иностранной военной науки и практики; результативно использован
комплекс общенаучных методов (статистический, историко-генетический,
историко-типологический, историко-системный, сравнительно-исторический), а
также методов, применяемых в историко-книговедческих исследованиях
(функциональный, библиографический) и исследованиях смежных наук (психологический
метод лингвистики, критический подход межкультурной коммуникации) применительно
к проблематике диссертации; установлены признаки,
отличающие переводную военную книгу в массиве книжных изданий, в том числе:
иностранная военная терминология, большое количество сокращенных обозначений и
рисунков технического характера, справочно-пояснительный аппарат, комментарии и
примечания, терминологические и переводческие словари, списки условных
обозначений и сокращений; изучены основные факторы, определившие
необходимость выпуска переводной военной книги в первые десятилетия советского
военного строительства, в числе которых: строительство армии на новых организационных
принципах в условиях военно-политической и экономической изоляции, значительное
военно-техническое отставание молодого советского государства от западных
держав, отсутствие современного опыта развития военной науки и практики,
уровень образования командного состава Красной армии. Значение полученных соискателем
результатов исследования для практики подтверждается
тем, что они могут быть использованы в исследовательской и образовательной
практике: выявленные материалы будут востребованы исследователями, изучающими
переводческую проблематику в историческом ракурсе; полученные результаты
исследования применяются в преподавании учебных курсов при подготовке по
специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» по направлению
«Перевод и переводоведение» в отдельных дисциплинах исторического профиля в
Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте). Диссертация Савиновой Т. Н. «Библиотеки в контексте социокультурного
пространства трансграничного региона (на
примере Оренбургской губернии) 1865–1919
гг. ». Научный
руководитель: доктор ист. наук
Посадсков А. Л., ГПНТБ СО РАН,
главный научный сотрудник лаборатории книговедения; официальные оппоненты: Косых Е. Н. – доктор ист. наук, профессор,
Томский государственный архитектурно-строительный университет, профессор
кафедры истории России и политологии; Сергеева Е. Ф. – канд. ист. наук, доцент, Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, начальник управления; ведущая организация: Алтайская государственная
академия культуры и искусств (г. Барнаул). Диссертационный
совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:
разработана оригинальная периодизация истории библиотечного дела XIX –
начала XX в. в трансграничном регионе,
каковым являлась Оренбургская губерния; определено, что первым периодом в
развитии региональных библиотек явились 1865–1905 гг., когда в результате
реформ произошло массовое открытие большинства школьных, народных и общественных
библиотек, сложилась структура их типо-видового разнообразия. Второй период –
1906–1913 гг. – ознаменован, в первую очередь, воздействием Первой русской
революции, отразившимся, в том числе, и на развитии культуры. В Оренбургской губернии
в это время создаются библиотеки просветительных обществ и национальные (в
основном татарские); осуществляется значительное пополнение фондов местными периодическими
изданиями, в том числе на восточных языках, возрастает интерес к печатному
слову. В третий период, время военного кризиса 1914–1919 гг., библиотеки
стали информационными, культурными и образовательными центрами, прежде всего
в сельской местности. Состоялся переход к осознанию библиотечной
деятельности как профессии, получила дальнейшее развитие краеведческая
библиография, начинают формироваться региональные библиотечные сети; установлено,
что общедоступные библиотеки Оренбургского региона мало чем отличались от аналогичных
библиотек других губерний России, имея только некоторые особенности, связанные
с социокультурным развитием пространства; специальные библиотеки имели больше
региональных особенностей, чем общедоступные, так как их организация зависела
от специфики территории, уровня существовавшего образовательного, культурного,
научного потенциала; приведена классификация библиотек российской провинции на
примере Оренбургского региона в конце XIX – начале XX в.; подтверждена взаимосвязь
между развитием библиотек трансграничного региона и наличием в нем различных этнических, конфессиональных,
сословных и других групп населения (казачество, организованные и стихийные
переселенцы, старообрядцы, сектанты).
Теоретическая
значимость исследования обоснована
тем, что: доказано положение о единстве тенденций развития библиотечного дела
восточных регионов России (в частности, Оренбургской губернии) как в
предреволюционные годы, так и во время Гражданской войны 1918–1919 гг.,
когда социокультурный потенциал региона позволил продолжать развитие
библиотечного дела. Частая смена власти в регионе тормозила, но не прекращала
деятельности по совершенствованию работы библиотек, что дает право утверждать,
что к этому времени библиотечное дело в регионе заняло прочное место в
культурном строительстве; использован и
результативно применен комплекс общенаучных методов историко-книжного
исследования, включающий локализацию «функционального культурного региона»,
историко-сравнительный, историко-генетический, историко-типологический,
статистический методы, а также специальные методы, применяемые в
библиотековедческих и книговедческих исследованиях; изложены тенденции,
характерные для развития типо-видовой структуры библиотечного дела
трансграничного региона России в XIX – начале XX в.: количественное преобладание общедоступных
библиотек (в том числе народно-школьных, общественных организаций и земских),
возникших в конце XIX в.; сознательное и планомерное
расширение круга станичных библиотек Оренбургского казачьего войска с
перспективой создания локальной «казачьей» библиотечной сети; создание после Значение полученных соискателем результатов
исследования для практики
подтверждается тем, что они могут быть востребованы исследователями, изучающими
историю книжной культуры и библиотечного дела в регионах России; могут служить основой для создания
обобщающих трудов по истории книжного и библиотечного дела; полученные
результаты могут быть использованы при разработке учебных материалов по
дисциплине «История библиотечного дела России» и спецкурса «Библиотечное
краеведение» в вузах и учреждениях
дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и
повышение квалификации кадров по специальности «Библиотечно-информационная
деятельность»; при создании баз данных по истории провинциальных библиотек;
формировании музейных экспозиций по истории книги и библиотек региона. Таким образом, в диссертационном совете в отчетном году защитили кандидатские диссертации
шесть сотрудников научных библиотек и гуманитарных факультетов высших учебных
заведений Сибирского и Уральского федеральных
округов, все диссертации утверждены ВАК. В октябре Таблица 1 Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН, по отраслям науки (1996–2012 гг.)
Таблица 2 Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН (1996–2012 гг.)
В настоящее время ГПНТБ СО РАН ведет
работу по созданию объединенного диссертационного совета по
защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, соискание
ученой степени доктора наук по
специальности: 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»
(отрасли: педагогические науки, исторические науки). Хочется надеяться на
положительный результат в решении такой важной проблемы. |
© 1998-2013 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
![]() |