Артемьева Е. Б., канд. пед. наук, ученый секретарь

Альшевская О. Н., канд. ист. наук, технический секретарь

         диссертационного совета К 003.004.01

 

В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ

К 003.004.01 при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук в 2012 г.

 

Действующий диссертационный совет К 003.004.01 утвержден при Государ­ственной публичной научно-технической библиотеке Сибир­ского отделения Рос­сийской академии наук (ГПНТБ СО РАН), г. Новосибирск, приказом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации 08.10.2009, приказ № 2059-2087. Специальности, по которым разрешено принимать дис­сертации к защите, 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», отрасли: педагогические науки; исторические науки.

В 2012 г. было проведено  6 заседаний по защите кандидатских диссертаций.

 

Диссертационные работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения (педагогические  науки)

 

Диссертация Макеевой О. В. «Механизмы адаптации публичных библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения». Научные руководители: доктор пед. наук, проф. Кожевникова Л. А., ГПНТБ СО РАН, главный научный сотрудник отдела научно-исследовательской и мето­дической работы; канд. эконом. наук, доцент Гузнер С. С., Сибирский государственный универ­ситет путей сообщения, профессор кафедры мировой экономики и туризма (г. Новосибирск); официальные оппоненты: Гендина Н. И. – доктор пед. наук, проф., Научно-исследовательский институт инфор­мационных технологий социальной сферы Кемеров­ского государственного университета  культуры и искусств, директор; Цукерблат Д. М. – канд. пед. наук, ГПНТБ СО РАН, зам. директора по библиотечной работе; ведущая организация: Санкт-Петербургский госу­дарственный университет культуры и искусств.

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработаны: концептуальная модель механизмов адаптации библиотек, модели механизмов адаптации трех видов (основанных на деятельностно-функциональных, структурных и инновационных изменениях в деятельности библиотек); предложен мето­дический инструментарий, позволяющий публичным библиотекам оперативно реаги­ровать на динамично изменяющиеся условия внешней среды, учитывая два объективных фактора: виды социокультурных практик населения и специфику региона, в котором население проживает; доказаны: зависимость адаптивных процессов публичных библиотек от специфики регионов, целесообразность применения статистического анализа при проведении библиотековедческих исследований в части разработки методики изучения макропоказателей внешней среды и определения их воздействия на деятельность биб­лиотеки; расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения новых понятий и терминов на основе использования положений теории адаптации, применяемых в других науках. Сформулированы определения понятий «адаптация библиотеки» и «механизм адаптации библиотеки», в которых отражена взаимосвязь биб­лиотеки с социо­культурными практиками населения.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказаны поло­жения, вносящие вклад в расширение представлений об изучаемом явлении, рас­ширяющие границы применимости полученных результатов; результативно использован комплекс существующих базовых методов иссле­дования, в том числе численных методов (статистического анализа, в частности корреляционно-регрессионного); изложены положения, имеющие сущест­венное значение при изучении проблем адаптации библиотек, факторов и условий, взаимодействующих в адаптивных процессах; раскрыты несоответствия и проблемные области в адаптивных процессах библиотек; выявлено и охарактеризовано влияние региональных особенностей на протекание процессов адаптации библиотек во внешней среде и на формирование социокультурных практик населения; проведена модернизация существующих в библио­тековедении мате­матических и статистических методов, обеспе­чивающих получение новых результатов по теме диссертации, за счет расширения предметной области применения.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики под­тверждается тем, что: определены минимальные наборы адаптивных норм механизмов адаптации, разработаны их модели, позволяющие библиотекам наиболее эффективно приспо­сабливаться к меняющимся условиям внешней среды; создана система прак­тических рекомендаций, имеющих методическое значение для центральных библиотек регионов Российской Федерации, осуществляющих разработку стратегий адаптации к условиям внешней среды, планирующих развитие библиотек отдельных субъектов РФ; пред­ставлены рекомендации по обоснованию выбора и разработке эффективных стратегий адаптации библиотек Сибирского  и  Дальне­вос­точного федеральных округов с учетом спе­цифики этих регионов, а также даны предложения по дальнейшему совершенствованию нор­мативных показателей размещения библиотечной сети и критериев эффективности деятельности библиотек с учетом специфики регионов.

Диссертация Огановой О. А. «Совокупный потенциал акаде­мических биб­лиотек как ресурс развития науки». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Кожевникова Л. А., ГПНТБ СО РАН, главный научный сотрудник отдела научно-иссле­довательской и мето­дической работы; официальные оппоненты: Дрешер Ю. Н. – доктор пед. наук, проф., Республиканский медицинский библио­течно-информационный центр Министерства здравоохранения Рес­пуб­лики Татарстан, директор (г. Казань); Павлова Л. П. – канд. пед. наук, ГПНТБ СО РАН, зав. лабораторией электронных ресурсов; ведущая организация: Библиотека по естест­венным наукам Российской академии наук (г. Москва).

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработана концептуальная модель развития совокупного потенциала академических библиотек, позволяющая библиотекам расширить инфор­мационное обеспечение научных исследований Уральского региона; расширена терминологическая система библиотековедения за счет введения уточненного понятия  «совокупный потенциал академических биб­лиотек» на основе использования определений «потенциал», приме­няемых в других науках. Определены структурные параметры совокупного потенциала академических библиотек (научный (интеллектуальный), ресурсный, инно­вационный и социокультурный, экономический, вклю­чающий мате­риально-техни­ческую базу, документные, информа­ционные, технологические и трудовые ресурсы), которые отражают взаимосвязь всех видов ресурсов с инфраструктурой; доказана зави­симость воздействия на формирование совокупного потенциала академических библиотек как факторов экономической ситуации в научно-исследовательском институте и Отде­лении Российской академии наук (РАН), так и факторов внешнего пространства и структуры общест­венного производства территории; установлено, что для оптимизации своей деятельности академические биб­лиотеки нуждаются в усилении и укреплении информационной и сервисной функций.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: впервые определена роль и место академических библиотек в струк­туре базовых экономических и социо­культурных процессов Уральского региона, что позволяет создать механизм согла­со­ванных действий учреждений библиотечного сообщества с учетом развития науки; дока­заны положения, расширяющие научные представления о том, что харак­теристики сово­купного потенциала академических библиотек опре­деляются как основ­ными целями деятельности библиотек, так и спецификой трансформаций науки; опре­делены этапы периодизации развития Центральной научной библиотеки и сети биб­лиотек Уральского отделения РАН (УрО РАН): эволюционный экстенсивный (1932–1990), динамичный интенсивный (1991–1997) и современный инновационный  1998 г. по настоящее время); применительно к проб­лематике дис­сертации результативно исполь­зован комплекс методологических подходов (системный, социально-эконо­мический и региональный) и методов (терминологический, логико-мето­доло­гический, экономический и факторный анализ, мониторинг и диагностика, системный анализ, контент-анализ, SWOT-анализ); изучены причинно-следственные связи между развитием территории, транс­формацией науки и конфигурацией совокупного потенциала акаде­мических биб­лиотек.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что: материалы диссертационного исследования могут найти применение в системе академических библиотек различных территорий; выводы и предложения, представленные в диссертации, могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для органов управ­ления УрО РАН при приня­тии обосно­ванных решений финансиро­вания акаде­мических биб­лиотек; созданная в ЦНБ УрО РАН нормативно-правовая система докумен­тации может быть использована для многоцелевого применения при определении конфигурации совокупного потенциала научных библиотек; разработанные критерии оценки совокупного потенциала академи­ческих библиотек являются основой для разработки эффективной стратегии их деятельности, для координации и взаимодействия всех типов научных библиотек Уральского региона.

Материалы иссле­дования могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего и дополнительного професси­онального образо­вания, осущест­вляющих подго­тов­ку и повы­шение квалификации специалистов в области библиотечно-инфор­мационной деятель­ности, в рамках преподавания дисцип­лин: «Библиотековедение», «Регио­нальное библио­тековедение», «Библиотеч­ный менеджмент» и «Экономика библиотечной деятель­ности».

Диссертация Рябцевой Л. Н. «Информационное обучение пользо­вателей как условие развития образовательной функции библиотеки». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Гендина Н. И., Научно-исследо­вательский институт инфор­мационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств; официальные оппоненты: Мазу­рицкий А. М. – доктор пед. наук, проф., Москов­ский государ­ственный университет куль­туры и искусств, зав. кафедрой библиотеко­ведения и книговедения; Геллер И. С. – канд. пед. наук, доцент, Ново­сибирский государ­ствен­ный технический университет, доцент кафедры социально-массовых коммуни­каций; ведущая организация: Красно­дарский государственный универ­ситет культуры и искусств.

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:  разработан теоретически обоснованный подход к трактовке образова­тель­ной функции библиотеки в информационном обществе на рубеже XX–XXI вв.; раскрыты возможности адаптации как продуктивно работающего средства применительно к задачам организации информационной подготовки учащейся молодежи в библиотеке; предложен алгоритм адаптации учебной программы «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки,  обеспе­чива­ющий организацию информационного обу­чения и ве­ри­фи­кацию исход­ной учебной программы к специфике кон­кретного учебного заведения и типу библиотеки; выявлены организационно-мето­дические осо­бен­ности проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библио­теки; доказана целе­сообразность применения концептуального аппарата теории адаптации к решению задач библио­тековедческого исследования в целях разработки научно обоснованных рекомен­даций по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы биб­лиотек; введены рабочие определения понятий «информационное обучение», «инфор­мационное просвещение», дополнено определение понятия «образо­вательная функция библиотеки».

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказаны поло­жения, расширяющие теоретические пред­ставления о влиянии информационно-коммуни­каци­онных технологий, модер­­низации системы образования, реализации целе­направ­ленного информационного обучения на изменение образо­вательной функции библиотек в эпоху информационного общества. Выявлена возможность расширения и развития образо­вательной функции библиотеки за счет интеграции как традиционного предо­ставления ресурсов библиотек для системы образования, организации информационного просве­щения, так и планомерного и систематического инфор­мационного обучения пользова­телей в условиях библиотеки; используемый автором подход, интегрирующий дости­жения теории адаптации и дидактики, позволил  расширить представление о меж­дисциплинарных связях библиотековедения, что отражает интегра­тивные тенденции в развитии современного научного знания; результативно использован комплекс мето­дологических подходов, включая научно-исторический, культуро­логи­ческий, системный, деятельностный, техноло­гический подходы, и следу­ющих методов:  коли­чественный анализ документального потока публи­ка­ций, фор­ма­лизованный (аспектный) анализ публи­каций, метод тер­ми­ноло­гического анализа, социологические методы (анкети­рова­ние, наблюдение), педаго­гический экспе­римент; изложены аргументы, касающиеся теоретического обоснования и разработки научно-обоснованной методики организации информационного обучения в условиях библиотеки; раскрыты проблемы отечественной и зарубежной практики орга­низации инфор­мационного обучения в условиях библиотеки: про­веденный анализ публикаций показал доминирование эмпирического подхода и отсутствие научно обоснованных концепций организации инфор­мационной подготовки пользователей библиотеки как целостного педа­гогического процесса, преобладание разрозненных библиотечных уроков и других форм инфор­мационного просветительства (экскурсии, выставки и т. п.); изучены причинно-след­ственные связи между уровнем инфор­мационной подготовки пользо­вателей и созданием моделей инфор­маци­онного обслуживания различных категорий пользователей в условиях разви­тия электронных ресурсов и библиотек; выявлена трансфор­мация профессии библиотекаря, составной частью которой становится инфор­мационное обучение пользователей, преподавание информа­ционной грамот­ности и основ информационной культуры личности.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что: разработан и с 2009 г. внедрен в учебный процесс Кемеровского государ­ственного профессионально-педагогического колледжа курс «Основы информа­ционной культуры личности»; выяв­лена сово­купность факторов, влияющих на адаптацию учебной программы курса «Основы информационной культуры личности», внедряемого в условиях библиотеки; определены пределы и перспективы использования теории на практике: материалы диссертации могут быть востребованы работниками библиотек, преподавателями вузов, обеспечивающих подго­товку библио­течных кадров; исследование имеет методическое значение и может стать руководством по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в библиотеках образовательных учреждений; мате­риалы иссле­дования могут быть использованы в системе  высшего образования, в дисциплинах профессионального цикла для подготовки специалистов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», а также в системе повышения квали­фикации  работников библиотек; созданы теоретически обоснованные  информа­ционные модели адаптации инвариантной и вариативной части учебного курса «Основы инфор­мационной культуры личности»; представлены перспективы дальнейших иссле­дований, направ­ленных на развитие предлагаемой автором диссертации идеи развития образо­вательной функции за счет системного, целенаправленного инфор­мационного обучения пользователей в условиях библиотеки.

Диссертация Плешаковой М. А. «Визуальный ряд сайтов научных библиотек: разработка принципов системного формирования». Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Лаврик О. Л., ГПНТБ СО РАН, зам. директора по научной работе; официальные оппоненты: Гендина Наталья Ивановна – доктор пед. наук, проф., Научно-исследовательский институт информационных техно­логий социальной сферы Кеме­ровского государственного университета культуры и искусств, директор; Заха­ров В. П. – канд. филол. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры математической лингвистики и кафедры социального анализа и математических методов в социологии; ведущая организация: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (г. Москва).

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработаны принципы формирования визуального ряда биб­лио­течного сайта как знаковой системы; использован понятийный аппарат семиотики: понятие о знаке и видах знаков, что позволило выявить особенности использования на сайтах научных библиотек разновидностей знаков для визуального выражения информационно-библиотечных понятий; доказано, что визуальный ряд на сайтах научных библиотек как знаковая система в настоящее время находится в агрегатном состоянии и характеризуется высокой энтропией. Его развитие будет происходить по мере разработки общепринятой структуры сайтов научных библиотек; уточнены основные термины, обозначающие элементы визуального ряда библиотечных сайтов: «значок», «пиктограмма» и «иллю­страция»; установлено, что они находятся в отношении соподчинения. Терми­нологический ряд дополнен родовым и обобщающим для них термином «визуальный образ»; получены, обобщены и систематизированы новые эмпирические данные.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: раскрыто функ­циональное назначение визуального ряда сайтов научных биб­лиотек, в том числе выделены специфические функции для сайтов такого назначения; получен научный результат, касающийся теории лингвистического обес­печения библиотечно-инфор­мационной технологии, установлено, что иерархические класси­фикационные ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ, ДКД) непригодны для перспективного формирования логической структуры библиотечного сайта; резуль­тативно исполь­зован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе структурно-семиотического (для анализа способов выражения актуальных понятий и выявления устоявшихся визуальных образов для определенных понятий) и клас­сификационного анализа (для систематизации разделов и подразделов, используемых на сайтах научных библиотек и построения класси­фикационных схем); установлена тенденция в формировании визуального ряда на сайтах научных библиотек, которая проявляется в количественных и качественных харак­теристиках визуальных образов.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что: на основе классификационного подхода структурирован мате­риал, отражающий семантическое наполнение сайтов научных библиотек, что позволяет моделировать структуру контента библиотечных сайтов; выработанные принципы формирования визуального ряда на биб­лиотечных сайтах могут быть использованы для организации деятельности по формированию и модернизации сайтов; разработана и внедрена модель визуального ряда мобильной версии сай­та ГПНТБ СО РАН, которая может быть использована другими библиотеками; материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных планов, программ, учебно-методических пособий по курсу «Ин­формационные технологии» в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и повышение квали­фикации кадров в области библиотечно-информационной деятель­ности.

 

Диссертационные работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения (исторические науки)

           

            Диссертация Дусина А. В. «Переводная военная книга в России (1918–1941 гг.)».  Научный руководитель: доктор ист. наук, проф. Лютов С. Н., ГПНТБ СО РАН, зав. лабо­раторией книговедения; официальные оппоненты: Кузнецов И. С. – доктор ист. наук, проф., Новосибирский национальный исследо­вательский государ­ственный универ­ситет, профессор кафедры отечественной истории; Вишнякова Н. В. – канд. ист. наук, ГПНТБ СО РАН, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и мето­дической работы; ведущая организация: Московский государственный университет печати.

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: предложены оригинальные суждения, базирующиеся на междис­ципли­нарном подходе к изучению переводной книги: с одной стороны, это распространенный элемент межкультурной коммуникации, с другой – подсистема категории «военная книга»; уточнена трактовка понятия «переводная военная книга» как подсистема категории «военная книга», специфика которой заключается в функции обмена информацией о достижениях военной науки и практики в рамках межкультурной коммуникации; подтверждена закономерность возрастания востребованности в переводных военных изданиях в условиях смены принципов военного строительства и проведения военных реформ; установлена взаимосвязь между тематическими пред­почтениями в выпуске переводных военных изданий и приоритетами военной политики советского государства, выразившаяся, во-первых, в активизации выпуска переводных военных книг для пре­одоления военно-технического отставания в условиях военно-политической и эконо­мической изоляции, во-вторых, в изменившемся составе читателей за счет притока на ко­мандные должности в армии выходцев из пролетарских и крестьянских кругов, в-третьих, в жестком влиянии политической конъюнктуры на выбор иностранных трудов для перевода; выявлено и обосновано разделение переводных военных книг, издававшихся в рассматриваемый период, на два типа (по отношению к оригиналу), а именно: переводы с оригинальных книг (непосредственные) и составленные с переводов, сделанных ранее с оригиналов в других странах (опосредованные); составлен уточненный перечень изданных в 1918–1941 гг. переводных военных книг, включающий более 650 наиме­нований, выполнен статистический и тематический анализ этого массива изданий.

            Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказана сущ­ностная специфика переводной военной книги как способа заимствования средствами книжного дела наиболее значимой и перспективной информации военного назначения, отражающей достижения иностранной военной науки и практики; результативно использован комплекс общенаучных методов (статистический, историко-гене­тичес­кий, историко-типологический, исто­рико-сис­тем­ный, сравни­тельно-исто­рический), а также методов, приме­няемых в историко-книго­ведческих исследованиях (функциональный, биб­лио­­графи­чес­кий) и исследо­ваниях смежных наук (психологический метод лингвистики, критический подход межкультурной коммуникации) примени­тельно к проблематике диссертации; установлены признаки, отличающие переводную военную книгу в массиве книжных изданий, в том числе: иностранная военная терминология, большое количество сокращенных обозначений и рисунков технического характера, справочно-пояснительный аппарат, комментарии и примечания, термино­логические и переводческие словари, списки условных обозначений и сокращений; изучены основные факторы, определившие необходимость выпуска переводной военной книги в первые десятилетия советского военного стро­ительства, в числе которых: строительство армии на новых орга­низа­ционных принципах в условиях военно-политической и экономи­ческой изоляции, значи­тельное военно-техническое отставание молодого советского государства от запад­ных держав, отсутствие современного опыта развития военной науки и практики, уровень образования командного состава Красной армии.

            Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть использованы в исследовательской и образо­вательной практике: выявленные материалы будут востребованы исследователями, изучающими переводческую проблематику в историческом ракурсе; полученные резуль­таты исследования применяются в преподавании учебных курсов при подготовке по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» по направлению «Перевод и переводоведение» в отдельных дисциплинах исторического профиля в Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте).

            Диссертация Савиновой Т. Н. «Библиотеки в контексте социокультурного пространства трансграничного региона  (на примере Оренбургской губер­нии) 1865–1919 гг. ». Научный руководитель: доктор ист. наук Посадсков А. Л., ГПНТБ СО РАН, главный научный сотрудник лаборатории книговедения; официальные оппоненты: Косых Е. Н. – доктор ист. наук, профессор, Томский государственный архитектурно-строи­тельный университет, профессор кафедры истории России и политологии; Сергеева Е. Ф. – канд. ист. наук, доцент, Кемеров­ский государственный университет культуры и искусств, начальник управления; ведущая организация: Алтай­ская государ­ственная академия культуры и искусств (г. Барнаул).

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований: разработана оригинальная периодизация истории библиотечного дела XIX – начала  XX в. в трансграничном регионе, каковым являлась Оренбургская губерния; определено, что первым периодом в развитии региональных библиотек явились 1865–1905 гг., когда в результате реформ произошло массовое открытие большинства школьных, народных и общест­венных библиотек, сложилась структура их типо-видового разно­образия. Второй период – 1906–1913 гг. – ознаменован, в первую очередь, воздействием Первой русской революции, отразившимся, в том числе, и на развитии культуры. В Оренбургской губернии в это время создаются библиотеки просветительных обществ и национальные (в основном татар­ские); осуществляется значительное попол­нение фондов местными периодическими изданиями, в том числе на восточных языках, возрастает интерес к печатному слову. В третий период, время военного кризиса 1914–1919 гг., библиотеки стали информационными, культурными и образова­тельными цент­рами, прежде всего в сельской местности. Состоялся переход к осознанию библиотечной деятельности как профессии, получила даль­нейшее развитие краеведческая библиография, начинают формироваться региональные библиотечные сети; установлено, что обще­доступные библиотеки Оренбургского региона мало чем отличались от аналогичных библиотек других губерний России, имея только некоторые особенности, связанные с социокультурным разви­тием пространства; специальные библиотеки имели больше региональных особенностей, чем общедоступные, так как их организация зависела от специфики территории, уровня существовавшего образо­вательного, культур­ного, научного потенциала; приведена классификация библиотек российской провинции на примере Оренбургского региона в конце XIX – начале XX в.; подтверждена взаимосвязь между развитием библиотек транс­граничного региона и наличием в нем различных этнических, конфес­сиональных, сословных и других групп населения (казачество, органи­зованные и стихийные переселенцы, старообрядцы, сектанты).

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: доказано положение о единстве тенденций развития библиотечного дела восточных регионов России (в частности, Оренбургской губернии) как в предреволюционные годы, так и во время Гражданской войны 1918–1919 гг., когда социокультурный потенциал региона позволил продолжать развитие библиотечного дела. Частая смена власти в регионе тормозила, но не прекращала деятельности по совершенствованию работы библиотек, что дает право утверждать, что к этому времени библиотечное дело в регионе заняло прочное место в культурном строительстве; использован и результативно применен комплекс обще­научных методов историко-книжного исследования, включающий локализацию «функ­ционального культурного региона», историко-сравнительный, истори­ко-генетический, историко-типологический, статистический методы, а также специальные методы, приме­няемые в библиотековедческих и книго­ведческих исследованиях; изложены тенденции, характерные для развития типо-видовой струк­туры библиотечного дела трансграничного региона России в XIX – начале XX в.: количественное преобладание общедоступных библиотек (в том числе народно-школьных, общественных организаций и земских), возникших в конце XIX в.; сознательное и планомерное расширение круга станичных библиотек Оренбургского казачьего войска с перспективой создания ло­кальной «каза­чьей» библиотечной сети; создание после 1905 г. нацио­нальных библиотек  для нерусских этнических групп, с преобладанием та­тарских; постепенное расширение функций биб­лиотек образовательных учреждений, которые в конце XIX в. начали действовать  как общественные, обеспечивая удовлетворение читательских потребностей всех жителей региона; установлена различная степень влияния на социокультурные процессы провин­циального региона деятельности специальных библиотек (церковных, войсковых); определены основные факторы, негативно влиявшие на эффективность социальной роли библиотек научных обществ, обладавших крупными и ценными книжными фондами и являвшихся инициаторами составления региональных библиографических пособий.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что они могут быть востребованы иссле­дователями, изу­чающими историю книжной культуры и библиотечного дела в регионах России; могут служить основой для создания обобщающих трудов по истории книжного и библиотечного дела; полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных материалов по дисциплине «История библиотечного дела России» и спецкурса «Библиотечное краеведение»  в вузах и учреж­дениях допол­нительного профессионального образования, осуществляющих подго­товку и повышение квалифи­кации кадров по специальности «Библиотечно-инфор­мационная деятельность»; при создании баз данных по истории провинциальных библиотек; формировании музейных экспозиций по истории книги и библиотек региона.

Таким образом, в диссертационном совете в отчетном году защитили кандидатские диссертации шесть сотрудников научных библиотек и гуманитарных факультетов высших учебных заведений Сибирского и Уральского  федеральных округов, все диссертации утверждены ВАК.

     В октябре 2012 г. Совет по защите кандидатских диссертаций по библио­тековедению, библиографоведению и книговедению при ГПНТБ СО РАН прекратил свою работу в связи с оптимизацией деятельности диссертационных советов, осуществляемой в стране. Действовал же он на протяжении 17 лет, начиная с 1996 г.,  и был единственным, принимающим к защите работы по названной специальности, на территории сибирско-дальневосточного региона. За время его деятельности было защищено 92 кандидатских диссертации (табл. 1, 2). Соискателями ученой степени кандидата наук на протяжении всех лет являлись сотрудники научных библиотек разных ведомств, вузов, осущест­вляющих подготовку профильных специалистов, из городов Сибири, Дальнего Востока и Урала: Абакана, Барнаула, Ново­сибирска, Омска, Томска, Красноярска, Кызыла, Читы, Биробиджана, Благовещенска, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Якутска, а также Тобольска, Тюмени, Уфы, Челябинска, Ханты-Мансийска. Защищали здесь диссертации и представители учреждений Москвы.

Таблица 1

Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН, по отраслям науки (1996–2012 гг.)

 

Отрасль науки

Количество специалистов

Исторические

36

Педагогические

54

Технические

 2

Итого

92

 

 

 

 

Таблица 2

 

Количество специалистов, защитивших кандидатские диссертации в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН (1996–2012 гг.)

 

Ведомство, учреждение

Количество специалистов

Российская Академия наук, Сибирское отделение Российской академии наук (научные библиотеки, информационные центры)

37

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (вузы культуры и искусств, научные библиотеки)

29

Министерство науки и образования (вузы, в т. ч. научные библиотеки вузов)

12

Другие ведомства (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, др.) (вузы)

14

Итого

92

           

            В настоящее время ГПНТБ СО РАН ведет работу по созданию объединенного диссертационного совета по защите дис­сер­таций на соискание ученой степени кандидата наук, соискание ученой степени доктора наук по специальности: 05.25.03 «Библио­тековедение, библио­графо­веде­ние и книго­ведение» (отрасли: педагогические науки, исто­рические науки). Хочется надеяться на положительный результат в решении такой важной проблемы.

           

 
© 1998-2013 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Rambler's Top100