В диссертационном
совете Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения
Российской
Академии наук
В ноябре
На заседания
диссертационного совета было вынесено 5 диссертационных исследований: 2 – по
специальности 05.25.03 "Библиотековедение, библиографоведение и
книговедение" (исторические науки) и 3 – по специальности 05.25.03
"Библиотековедение, библиографоведение и книговедение" (педагогические
науки).
В
диссертации Дутова С. Ю. «Военное книгоиздание и
книгораспространение в России в XVIII веке» на соискание ученой степени кандидата исторических
наук по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и
книговедение» (научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Лютов
Сергей Николаевич – главный научный сотрудник лаборатории книговедения Государственной
публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской
академии наук; ведущая организация: Федеральное государственное учреждение
«Российская национальная библиотека» (РНБ), г. Санкт-Петербург;
официальные оппоненты: Куприянова Татьяна Георгиевна – доктор исторических
наук, профессор кафедры книговедения и пропаганды книги Московского
государственного университета печати, г. Москва; Панченко Анатолий
Михайлович – кандидат исторических наук, начальник научно-исследовательского и
редакционно-издательского отдела Новосибирского высшего военного командного
училища (военного института) Министерства обороны РФ, г. Новосибирск):
воссоздана исторически достоверная картина выпуска и распространения рукописных
и печатных военных книг в XVIII в. и определены основные тенденции
перспективного развития военно-книжного дела в России; выполнен статистический
и тематический анализ репертуара печатной военной книги, установлены закономерности
и особенности формирования отраслевого книжного массива в различные исторические
периоды XVIII в.; обобщен опыт первых российских типографий по выпуску
военных изданий, проанализированы предпосылки и условия формирования ведомственной
полиграфической базы, выявлены особенности деятельности военных типографий по
производству и реализации печатной продукции; определена специфика
сосуществования рукописных и печатных военных книг в условиях расширения
книгоиздательской практики; изучены специфика и масштабы военно-переводческой
деятельности в XVIII в., определено ее влияние на авторское творчество представителей
российской военной школы.
Предпринятое исследование восполняет пробел,
существовавший в изучении истории русской военной книги. В диссертации определены
ценностные ориентиры, обусловившие востребованность книги в интересах
развития военного дела, обозначены основные периоды, отличающиеся своеобразием
объективных и субъективных подходов к организации выпуска и использования военных
изданий в практике воинской деятельности. Впервые исследованы проблемы
формирования ведомственной полиграфической базы, сохраняющегося значения
рукописных военных сочинений в условиях расширения военно-издательской
деятельности, специфики военно-переводческой деятельности и ее влияния на
формирование национальных авторских кадров.
Теоретическая значимость диссертации определяется
системным подходом к изучению вопросов становления военного книгоиздания и
книгораспространения в России в XVIII в. с учетом меняющихся социально-экономических
и военно-политических условий. Авторская концепция базируется на совокупности
аргументов, доказывающих, что становление военного книгоиздания и
книгораспространения в России заняло вековой отрезок истории, в рамках которого
шел сложный и противоречивый процесс формирования национальной военной книги
как значимого социально-культурного явления.
Практическая значимость исследования определяется
возможностью использования обобщенного опыта истории русской военной книги
XVIII в. в лекционных и специальных курсах по истории книги и книжного дела,
при подготовке учебных пособий по военной истории. Материалы исследования в
части, касающейся взаимодействия государственных, ведомственных и частных
структур в вопросах выпуска и распространения военной книги, являются актуальным
историческим опытом для решения данной проблемы в современных условиях.
Приложение диссертации, включающее перечень военных печатных изданий XVIII в.,
может составить самостоятельный раздел отраслевой библиографии.
Результаты диссертации могут быть использованы при
подготовке обобщающих научных работ в области книговедения, отечественной
истории, военной истории, культурологии. Обобщенные статистические сведения применимы
в качестве справочного материала для историко-книговедческих исследований.
В диссертация
Кибардиной Т. А. «Книга и читатель в
русской мемуаристике XVIII – первой половины
XIX века» на соискание ученой степени кандидата исторических
наук по специальности 05.25.03 –
«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (научный руководитель –
доктор филологических наук, профессор Дергачева-Скоп Елена Ивановна – заведующий
кафедрой древних литератур и литературного источниковедения гуманитарного
факультета Новосибирского государственного университета; ведущая организация – Федеральное государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры
и искусств»; официальные оппоненты: Зуев
Андрей Сергеевич – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной
истории гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета,
Вишнякова Наталья Владимировна – кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы Государственной
публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской
академии наук): реконструирован фактический круг чтения современников XVIII –
первой половины XIX в; прослежена динамика круга чтения в пределах отдельных групп
читателей, дифференцированных по гендерному, возрастному, социально-сословному
и географическому критериям; выявлены особенности отношения общества (в лице
мемуаристов) к книге и чтению в XVIII – первой половине XIX в.,
определяемые как просветительские; cформулирован вывод
о постепенном формировании единой системы чтения к середине XIX в. для читателей
из аристократической среды, представителей среднего дворянства и разночинцев; установлено,
что способы прочтения (совместные чтения и чтение индивидуальное) в различных
субкультурных нишах имели общие черты и были генетически связаны с
древнерусской традицией и идеалистическими концепциями европейского
просвещения.
Изучение мемуарных материалов в целом позволило
рассмотреть читателя как неотъемлемую (формирующую и формируемую) составляющую
общественной жизни. Различные аспекты бытования книги, типы читателей и формы
чтения, зафиксированные в отечественной мемуарной литературе, позволяют
говорить об этом периоде как особом просветительском этапе книжной и читательской
культуры русского общества. Впервые через личностное восприятие мемуаристов
прослежена динамика отношений «читатель – книга», как единой системы в русском
обществе XVIII – первой половины XIX в. Установлено, что круг чтения
различных категорий читателей был довольно замкнутым (особенно аристократии);
интеграция круга чтения аристократов, представителей среднего дворянства и
других сословий осуществлялась благодаря образовательным учреждениям. Процесс,
начавшийся с утверждения чтения как важного факта автобиографии человека на
рубеже 1720–1730 гг., сопровождался сменой книжного репертуара от десятилетия
к десятилетию, появлением новых групп читателей из непривилегированных сословий
(к середине XIX в. устанавливается единый подход к системе чтения для всех
групп читателей образованного русского общества), развитием системы
книгораспространения (формирование библиотек, создание образовательных
учреждений). Завершение этого процесса относится к середине XIX в., когда
мемуарист-читатель осознает само чтение в качестве основы своего существования
в обществе. В ходе исследования фрагментарно реконструирован фактический круг
чтения различных категорий читателей.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии книговедческой
методологии, основывающейся на комплексном подходе к изучению многоаспектного
мемуарного материала о книге и читателе, что обеспечило целостное изучение
разноаспектных проблем чтения в русском образованном обществе XVIII – первой
половины XIX в.
Материалы диссертации
используются при подготовке лекционных курсов по истории культуры и литературы
(мемуаристика), книговедению для студентов вузов и слушателей учреждений
системы дополнительного профессионального образования – в этом практическая
значимость исследования. Упоминания о книгах, извлечённые из мемуаров и
представленные в Приложении к диссертации, при тщательной сверке с
книгоиздательскими каталогами и другими видами книговедческих источников, могут
быть использованы для реконструкции наиболее полного круга чтения различных
типов читателей и общества в целом XVIII – первой половины XIX в.
Предложенный в диссертации комплексный подход к изучению книги и читателя на
базе мемуарного источника может найти применение в частных
историко-книговедческих исследованиях: по истории книги, чтения, библиотечного
дела. Материалы работы могут быть использованы в научных исследованиях по
истории отечественной культуры и литературы (мемуаристика), социологии
литературы, истории журналистики и истории образования, культурологии, а также
при подготовке учебных программ, учебно-методических пособий по книговедению,
истории отечественной культуры для студентов гуманитарных факультетов
университетов и учреждений системы дополнительного профессионального
образования.
В диссертации Бобровой Елены Ивановны «Информационно-коммуникационные технологии в библиотеке вуза» на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение» (научный руководитель – доктор
педагогических наук, профессор Пилко Ирина Соломоновна – заведующий кафедрой
технологии документальных коммуникаций ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет культуры и искусств»; ведущая организация: Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Томский государственный университет»; официальные оппоненты:
Бовтенко Марина Анатольевна – доктор педагогических наук, доцент, директор
информационной службы Новосибирского государственного технического
университета; Редькина Наталья Степановна – кандидат педагогических наук,
заведующий научно-технологическим отделом Государственной публичной
научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук): уточнено понятие «информационно-коммуникационные технологии»
(ИКТ); выявлена компонентная структура информационно-коммуникационных
технологий и исследовано применение структурных компонентов ИКТ в деятельности
библиотеки вуза; разработана технологическая модель библиотеки высшего учебного
заведения на платформе информационно-коммуникационных технологий; проведен
анализ способов и задач формирования информационно-коммуникационных компетенций
библиотечного персонала и пользователей вузовских библиотек; cоздана
модель подсистемы нормативно-методического обеспечения библиотечного производства
в условиях применения ИКТ.
Диссертантом определено,
что в широком значении
информационно-коммуникационные технологии – это использование вычислительной
техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов
в целях оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.
В производственном аспекте ИКТ – это
совокупность технологических процессов, реализованных на базе
программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных в целях поиска, сбора, создания,
обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и
услуг для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Обосновано,
что компонентная структура ИКТ в технологической модели вузовской библиотеки
включает технические (аппаратные, коммуникационные) и программные средства,
информационные и кадровые ресурсы, нормативную базу, а также информационные
продукты и услуги, которые представлены на информационном рынке. Установлено,
что в условиях внедрения ИКТ в библиотеке вуза сохраняется содержание
производственных библиотечных процессов (комплектования, обработки,
обслуживания и других), но изменяются алгоритмы их реализации. Таким образом,
обеспечивается преемственность в применении
традиционных, автоматизированных и информационно-коммуникационных технологий.
Впервые предложена модель подсистемы нормативно-методического обеспечения
библиотечного производства в условиях применения информационно-коммуникационных
технологий и обоснованы перспективы технологического развития библиотек вузов в
условиях создания единого информационно-образовательного пространства. Применение ИКТ ориентирует на потребность
включения в модель подсистемы нормативно-методического обеспечения новых
регламентов работы, пристального внимания к повышению уровня информационной
компетентности библиотечного персонала и пользователей, стратегического
планирования, внедрения системы менеджмента качества для совершенствования
подсистемы управления и контроля качества работы библиотеки вуза.
Внедренные в практику технологическая модель
библиотеки вуза, модель нормативно-методического обеспечения позволят
совершенствовать управление деятельностью библиотек в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. В
библиотеке Кемеровского государственного
университета культуры и искусств под руководством автора генерируются
зарегистрированные в «Информрегистре» базы данных («Публикации преподавателей»,
«История вуза», «Дипломные работы студентов»); осуществляется автоматизация
внутрибиблиотечных процессов, открыт доступ к электронному каталогу на веб-сайте библиотеки; разработан «Путеводитель
по электронным ресурсам библиотеки», создан «Сводный каталог: издания на CD-ROM
в библиотеках гг. Кемерово, Новокузнецк.
Материалы исследования используются в учебном процессе
Кемеровского государственного университета культуры и искусств при подготовке
специалистов в области библиотечно-информационной деятельности – в дисциплинах
профессионального и специального циклов – «Введение в компьютерные технологии»,
«Справочно-поисковый аппарат», «Информатика».
Технологическая модель библиотеки вуза и модель
нормативно-методического обеспечения могут быть применены для совершенствования
деятельности библиотек вузов на платформе ИКТ. Предложения и рекомендации могут
быть использованы руководителями
библиотек вузов для принятия управленческих и стратегических решений, выработки
политики финансирования и развития библиотек, определения нормативов их
ресурсного обеспечения.
В диссертационном
исследовании Крук Н. В. «Модель
современной школьной библиотеки» на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение» (научный руководитель – кандидат педагогических
наук, доцент Паршукова Галина Борисовна – заведующий отделом научной
библиографии Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского
отделения Российской академии наук; ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная
академия культуры и искусств», г. Улан-Удэ; официальные оппоненты:
Кожевникова Лариса Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий
научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского
отделения Российской академии наук; Стародубова Галина Александровна – кандидат
педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств): установлены и конкретизированы представления о специфике
и социальной значимости деятельности школьных библиотек в условиях современных
социально-экономических трансформаций; разработаны рекомендации по совершенствованию
деятельности школьных библиотек на основе изучения материалов паспортизации
школьных библиотек Центрального района г. Новосибирска; установлены ожидания
читателей в результате исследования чтения современных школьников, определены
возможности школьных библиотек; построена медиальная модель современной школьной
библиотеки, определены параметры ее успешного функционирования.
Диссертационное исследование расширяет и углубляет
теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных
библиотек в формировании информационно-компетентной личности: обучение учащихся
овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться
самостоятельно освоению навыков работы с любой информацией, т. е. формирование
у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Уточнены понятия «образовательная среда» как система
условий формирования личности, «модель» как средство познания; введено понятие
«медиальная модель» как информационно-образовательная среда, объединяющая идею
коммуникации ресурсов и процессов библиотеки.
Выявлена специфика и определена социальная значимость
деятельности библиотек образовательных учреждений в условиях современных
социально-экономических трансформаций. Школьная библиотека рассматривается как информационно-библиотечная среда,
систематизирующая имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные
потребности, обеспечивающая открытый доступ к информации, формирующая
информационную культуру всех участников образовательного процесса,
предоставляющая комфортные условия для их самостоятельной работы. Определено,
что более полному удовлетворению информационных потребностей и интересов
обучающихся способствует социальное партнерство муниципальных и школьных
библиотек, позволяющее создать единое информационно-образовательное
пространство.
Впервые предложена медиальная модель современной
школьной библиотеки, как модель информационно-образовательной среды,
функционирующая на основе коммуникации ресурсов и процессов, обладающая
совокупностью свойств: гармоничным сочетанием традиционных и электронных
носителей информации, внедрением новых информационных технологий; наличием современной
системы поиска информации; возможностью удовлетворения информационных потребностей
пользователей в соответствии с гендерными психологическими особенностями,
обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения, развития творческих
способностей школьников, их информационных умений и навыков.
Конечным результатом функционирования модели
библиотеки общеобразовательного учреждения определен показатель качества
образования – формирование ключевых компетенций пользователей школьной
библиотеки: учащихся и педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в диссертации
выводы и предложенные рекомендации по использованию библиотечно-информационных
ресурсов школьных библиотек, организации библиотечного обслуживания детей и
подростков могут быть использованы органами управления образованием при
разработке модельных стандартов деятельности школьных библиотек. Материалы
работы могут быть применены в процессе преподавания ряда дисциплин
библиотековедческого профиля в колледжах и вузах, осуществляющих подготовку
специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.
В диссертационном исследовании Чуриковой И. Н. «Формирование компьютерной компетентности
современного библиотечного специалиста» на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук
по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и
книговедение» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент
Паршукова Галина Борисовна – заведующий отделом научной библиографии
Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской
академии наук; научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Яроцкий
Александр Петрович – доцент кафедры «Информационные системы в экономике» в
Алтайском государственном техническом университете, г. Барнаул; ведущая организация: Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»;
официальные оппоненты: Бобров Леонид Куприянович
– доктор технических наук, профессор кафедры экономический информатики,
проректор по международным связям Новосибирского государственного университета
экономики и управления; Федотова Ольга Павловна – кандидат педагогических
наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и
методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки
Сибирского отделения Российской академии наук): обоснованы необходимость и
целесообразность создания модели компьютерной компетентности современного
библиотечного специалиста; проведен анализ социальной группы – библиотекари – с
точки зрения теории стратификации, что позволило системно рассмотреть
формирование компьютерной компетентности современного библиотечного
специалиста; конкретизированы общетеоретические представления о формировании
компьютерной компетентности библиотекаря-профессионала в условиях перехода
библиотек на автоматизированную (контролирующую) технологию; уточнены понятия
«компетентность библиотечного специалиста» и «компьютерная компетентность библиотечного
специалиста»; разработана модель компьютерной компетентности современного библиотекаря.
Научная
новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ходе работы установлено, что дуальный
характер компьютерной деятельности библиотекаря-профессионала в рамках
компьютерных технологий требует специфических компетенций библиотекарей на
стыке ключевых компетенций личности и профессиональной компетентности.
Особенность компьютерной компетентности библиотечного специалиста выражается в
содержании процедурных знаний современной компьютерной техники, основной акцент
которых делается на знание системы автоматизации библиотечно-информационных
процессов. Впервые предложена концептуальная модель формирования компьютерной
компетентности библиотекарей,
которая включает в себя: библиотечного специалиста (как субъекта овладения
компьютерной техникой); компьютерную технику (как объект данного вида деятельности
и как средство овладения); условия взаимодействия субъекта и объекта; цель, мотивы,
методы овладения компьютерной техникой библиотечным специалистом. Элементная
модель компьютерной компетентности включает две взаимосвязанные подсистемы:
компетентность в области аппаратного обеспечения и компетентность в области программного
обеспечения. Каждая из подсистем имеет четыре уровня:
знания-знакомства; знания-копии; знания-действия и знания-трансформации.
Доказано, что компьютерной компетентности библиотечного специалиста как
открытому системному объекту присуще взаимодействие с другими компетентностными
системами личности: коммуникативной, социальной, профессиональной. С этой
позиции ряд внешних факторов – уровень развития информационных технологий и
компьютерной техники, экономическая среда, конкурентное поле, профессиональное
сообщество, состояние информатизации системы высшего профессионального образования,
уровень информационной подготовки в системе общего среднего образования –
влияют на компьютерную компетентность современного библиотечного специалиста.
Практическая значимость работы состоит в том, что: на
базе созданной модели компьютерной компетентности разработан, апробирован и
внедрен метод формирования навыков использования систем автоматизации библиотечных
процессов библиотекарями-профессионалами средствами редактора «Visual Basic»;
разработана, апробирована и внедрена педагогическая технология подготовки библиотекарей
к созданию и использованию статистических данных библиотечных процессов в среде
MS Office Excel; обобщен педагогический опыт автора по реализации навыков
использования систем автоматизации библиотечных процессов в процессе подготовки
студентов на факультете информационных ресурсов и дизайна Алтайской государственной
академии культуры и искусств; cозданы и
используются в учебном процессе на факультете информационных ресурсов и дизайна
Алтайской государственной академии культуры и искусств авторские программы по
курсам «Информатика», «Технические средства библиотечно-информационной
деятельности», «Эргономика», «Сетевые технологии».
Проанализированный опыт подготовки библиотечных
специалистов, как подход к повышению эффективности процесса формирования
компьютерной компетентности библиотекаря-профессионала, предложения и рекомендации
могут быть использованы руководителями библиотек при организации обучающих
мероприятий в области применения компьютерных технологий. Материалы
исследования могут быть востребованы при разработке учебных курсов,
учебно-методических пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров по специальности
«Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы
дополнительного профессионального образования.
Это последние защиты диссертаций, проведенные на
заседаниях диссертационного совета, утвержденного ВАК в
Поздравляем
соискателей, научных руководителей с успешной защитой кандидатских диссертаций!
16 ноября
Артемьева Е. Б. – канд. пед. наук, ученый секретарь
диссертационного совета
© 1998-2007 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
![]() |