В ГПНТБ СО РАН открылась фотовыставка
"БЕЛАЯ ГОРА БЕЛУХА. АЛТАЙ"

Гартвич Татьяна Алексеевна

Гартвич Татьяна Алексеевна, автор и исполнитель проекта фотовыставки - любитель путешествовать с 14-летнего возраста. Все свои каникулы и отпуска проводила в полной гармонии с природой. Прошла с рюкзаком за плечами тропами Карпат, Мещеры, Прибалтики, Крыма, Кавказа, Урала, Тянь-Шаня, Камчатки, Западных и Восточных Саян, Эвенкию (зону Тунгусской катастрофы), Алтай. С фотоаппаратом не расставалась. Неоднократно устраивала просмотры слайдов для широкой публики и особенно часто в Новосибирском государственном университете, в котором проработала четверть века. Сейчас пенсионер, но по-прежнему активна, продолжает путешествовать. «Я плюю на возраст, забываю о нём, я моложе ровесников и им трудно мне это простить», - за что слывёт «чудачкой» и «одиозной фигурой». В её коллекции тысячи слайдов и фотографий.

Выбрала для выставки тему гор, Белухи, Алтая:

 

«Есть непрерывный бег мгновений, когда идёшь в горах. Глубокий цвет быстрой волны, всплывающая из глубины бирюза озёр, рев горных рек, радуги в каждой капле, гул высотного ветра - мгновения незамутнённой радости, спокойствия сердца и мысли. За каждым поворотом тропы ждёт что-то особенное в пейзаже, каждая минута отличается от следующей: взгляд на пенную реку вниз, на причудливую скалу направо, мелькнувший снежный пик впереди. Я с природой не на равных, я ею восхищаюсь.

Езжу на Алтай 35 лет, своеобразный юбилей алтайских троп. Удивительно, что предки нынешних алтайских жителей сохранили для нас со времён глубокой древности прекрасную природную среду, удивительно экологическое мировоззрение коренных жителей Алтая. Тем более печально смотреть как рушится сегодня эта веками складывающаяся система. Мёртвые машины заполонили нашу жизнь, убивая простое человеческое общение. Для меня холодные горы Алтая излучают тепло.

Я не могу сказать, что знаю здесь каждый уголок. Алтай - грандиозная страна, протянувшаяся на 2000 км в меридиональном направлении. Чтобы его обойти, не хватит и жизни. Здесь находится любимая гора Белуха.

Идея показать Белуху и подходы к ней вынашивалась долго. Японская гора известна всему миру по серии гравюр «50 видов Фудзи». Белуха - высочайшая вершина России, центр притяжения азиатского материка, священная гора восточных легенд - пока только на слуху. Так из желания собрать свои «50 видов Белухи» возникли мои проекты: «Вокруг белой горы. Белуха.» - выставка экспонировалась в Новосибирском государственном краеведческом музее, «Иероглифы гор . Алтай» - экспонировалась в Новосибирском муниципальном культурном центре «Сибирь - Хоккайдо». Осуществить их оказалось не просто.

Снимала Белуху сама, снимали её знакомые и друзья, у которых я выпрашивала фотографии для своего архива. До 1994 года фотографировала на немецкую слайдовую плёнку - верх вожделения фотолюбителей в недавнем прошлом. Потом на российском рынке появилась фирма Kodak. Хорошие возможности делать любительские фотографии большого формата в Новосибирске появились лишь в 2003 году, когда открылись фотосалоны с цифровой технологией.

К сожалению весь архив - тысячи слайдов оказалось невозможным перевести в цифровую форму с сохранением качества снимков. И хотя в горы хожу ежегодно, включая 2004-й год, возраст пенсионный и болячки не позволяют подняться высоко в снега, чтобы самой поснимать с вершин, как хочется.

С детства не просто мечтала, что мне посчастливится увидеть мир, а прилагала усилия, чтобы мечты сбылись. Не сдалась и сейчас. Зная, что в семейных архивах многих хранятся, а то и пылятся прекрасные кадры Белухи, обратилась через газеты «Навигатор», «Мегаполис» и др. с просьбой откликнуться тех, кто фотографировал гору. Мне звонили, услышав приглашение поделиться фотографиями и поучаствовать в проекте кое-кто стал отговаривать меня и «не показывать святое место», «не рекламировать гору», кто-то сообщил, что прожил на метеостанции на Ак-Кеме год, обещал принести снимки, но так и не принёс. Охотно откликнулись альпинисты в лице выпускника ГГФ НГУ Владимира Жираковского, принёсшего ворох плёнок, из которых выбрала кадры восхождения на перевал Делоне.

Сотни людей, смотревших фотографии, оказали моральную поддержку, высказав добрые пожелания в адрес проекта. Здесь нет построенных   сюжетов,   загадочных   эффектов,   причудливо построенных  кадров,  компьютерных достижений  Photoshop. Возможно, где-то нужно было сделать небо посинее и горы посветлее. Но я не любитель фотораскрасок и не профессионал, организующий спецэффекты. Не могла я сфотографировать Ак-Кемскую стену, сдвинув гору «чуть-чуть вправо, чтобы лучше было видно» (и такое предлагалось) - я не демиург. Люблю обычный пейзаж, он мне кажется человечным.

Что получилось из моей затеи, рассказать каков цвет неба и вод, тёмной зелени тайги и светлой зелени альпийских лугов, ослепительной белизны снегов и рыжины   мхов высокогорной тундры, как выглядят серо-фиолетовые гольцы, ледники, реки, озёра и что за цветочки растут в расщелинах между камнями и полями на высотных лугах - смотрите.»

 

Спонсор проекта: Риэлтерская компания «Акрополь» и лично выпускник ГГФ НГУ, в душе которого тонкий отзвук на красоту природы - Умаров Зафар.

Фрагмент №1 фотовыставки Татьяны Алексеевны
Фрагмент №2 фотовыставки Татьяны Алексеевны

Фотовыставка  экспонируется  в выставочном зале на 3 этаже ГПНТБ.
( Телефон для справок: 66-17-96)

 
© 1998-2005 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Текущие новости
Rambler's Top100

webmaster Владислав Шпурик   Webmaster - Владислав Шпурик