ОТЧЕТ О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА
в 2008 году
Диссертационный совет К 003.004.01
утвержден при Государственной публичной научно-технической библиотеке
Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), г. Новосибирск,
приказом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.11.
В
На заседания
диссертационного совета было вынесено 4 диссертационных исследования по
специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические
науки).
Диссертационные работы в области библиотековедения,
библиографоведения
и книговедения (педагогические науки)
Диссертационное
исследование Гушул Ю. В. «Возникновение и развитие библиографических
служб областных универсальных научных библиотек: 1918–1961 гг. (на материале
Уральского региона)» (научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор Моргенштерн Исаак Гершенович – профессор кафедры
библиотечно-информационной деятельности в ФГОУ ВПО «Челябинская государственная
академия культуры и искусств», г. Челябинск; официальные оппоненты:
Леликова Наталья Константиновна – гражданин РФ, доктор исторических наук,
профессор, заведующий отделом библиографии и краеведения ФГУ «Российская
национальная библиотека», г. Санкт-Петербург; Свирюкова Вера Григорьевна –
гражданин РФ, кандидат педагогических наук, заведующий
справочно-библиографическим отделом Учреждения Российской академии наук
Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения
РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – ФГУ «Российская
государственная библиотека») воссоздаёт организационную эволюцию библиографических
служб, включённых в процессы гражданской истории России, а также обосновывает
региональные тенденции и отличительные черты их создания.
Наиболее
существенные научные результаты исследования:
1.
Дана научно
обоснованная периодизация организационного становления библиографических служб
областных библиотек Урала в 1918–1961 гг.
2.
Выявлена
компонентная структура организационных форм библиографических служб областных
библиотек Урала в процессе их эволюции.
3.
Доказано, что
отличительной для библиографических служб ОУНБ Урала является обусловленность
их становления крайне динамичным промышленным развитием региона.
4.
Выявлены
источники изучения проблемы, введены в научный оборот документы, заполняющие
белые пятна в истории региональной и отечественной библиографии.
Научная
новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые воссоздана картина эволюции организационных
форм библиографических служб областных библиотек Урала в контексте событий
гражданской истории, во взаимосвязи с внешней и внутренней средой
функционирования. Аргументированы архивными документами их отличительные
особенности, к каковым отнесены первый в стране опыт: создания самостоятельной
библиографической службы в провинциальной библиотеке; выделения в ней штатной
единицы библиографа; разработки организационно-распорядительной документации
справочно-библиографического отдела специалистом с высшим библиотечным образованием.
Установлено, что организационная форма
библиографической службы эволюционирует от стихийного распределения функциональных
обязанностей через несамостоятельный справочный стол / уголок в
составе какого-либо отдела, через элитарный в библиотеке библиографический
отдел к собственно библиографической службе, состоящей из головного библиографического
отдела и штатных единиц библиографов в каждом отделе библиотеки. Качественное
изменение организационной формы обусловлено усложнением процессов библиографической
деятельности, информационных потребностей специалистов, требующих предоставления
библиографической информации. Оно требует сознательных, планомерных действий
организационного характера и всемерной государственной поддержки на всех
управленческих уровнях, в том числе, через систему высшего государственного
образования.
Практическая
значимость исследования заключается
в возможности использования обобщенного опыта развития библиографических служб
Урала преподавателями гуманитарных факультетов вузов при разработке учебных
курсов по истории региона, культуры и библиографии (региональный компонент),
общему библиографоведению (раздел организация и управление), библиографической
и краеведческой деятельности библиотек, а также при подготовке материалов
справочного характера – путеводителей, летописей библиотек, энциклопедий.
Фактографический материал, представленный в
диссертации, используется при подготовке специалистов в области
библиотечно-информационной деятельности в Челябинской государственной академии
культуры и искусств в дисциплинах профессионального и специального циклов –
«Общее библиографоведение», «История библиографии», «Аннотирование и
реферирование», «История Урала»; входит в создаваемую базу данных персоналий по
представлению социального портрета специалиста-библиографа.
Широкий круг выявленных источников, рекомендации по их
выявлению, сформированная структура работы могут
быть реализованы при проведении исследований по сходной проблеме в других
регионах страны и являться моделью для конечного представления результатов.
Материалы диссертации могут найти применение при разработке учебных курсов,
учебно-методических пособий в вузах и средних специальных учебных заведениях,
осуществляющих подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная
деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального
образования.
Диссертационное
исследование Крупницкого Д. В. «Чтение старшеклассников и роль школьной
библиотеки в его организации в современных социокультурных условиях» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор
Кожевникова Лариса Анатольевна – работает главным научным сотрудником в
Учреждении Российской академии наук Государственной публичной
научно-технической библиотеке Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; официальные
оппоненты: Зверев Владимир Александрович – гражданин РФ, доктор исторических
наук, профессор кафедры отечественной истории, руководитель лаборатории исторического
образования и региональной истории Института истории, гуманитарного и
социального образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический
университет» г. Новосибирск; Вихрева Галина Михайловна – гражданин РФ, кандидат
педагогических наук, заведующий отделом периодики Учреждения Российской
академии наук Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского
отделения РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – ГУК
«Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)») направлено на решение
важной научной задачи по совершенствованию работы школьных библиотек на основе
изучения чтения учащихся общеобразовательных учреждений.
Наиболее
существенные научные результаты исследования:
1. Установлено, что для формирования читательских
интересов особенно важен период учебы в старших классах, поскольку в 15–17 лет
определяется характер, мировоззрение школьника, происходит развитие его
духовных запросов.
2. Проанализировано состояние
библиотечных ресурсов школьных библиотек и определено их соответствие
читательским потребностям учеников-старшеклассников и педагогов.
3. Конкретизированы представления о
репертуаре чтения старшеклассников и их родителей, педагогов в современных
социокультурных условиях.
4. Изучена практика работы библиотек
по формированию читательских интересов старшеклассников и определены приемы
работы библиотеки общеобразовательного учреждения по повышению информационной
культуры родителей и учителей.
5. Определена роль педагогической и семейной среды в
формировании познавательной и читательской деятельности учащихся старших
классов.
Научная
новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что на основе результатов изучения
репертуара чтения старшеклассников установлено, что составной частью их
информационно-культурного пространства является деловое чтение, позволяющее отделять
факты от интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных
культурах. В структуре чтения старшеклассников присутствует также
досуговое чтение, которое носит развлекательный характер. Установлено, что
формирование читательских интересов старшеклассников зависит от влияния
педагогической и семейной среды, которая создает ценностные ориентиры и дает
психологическую установку на чтение. Большую роль выполняют школьные библиотеки,
организующие чтение. Доказано, что наиболее перспективной моделью школьных библиотек
является библиотечно-информационный центр (БИЦ), который в настоящее время активно внедряется в
общеобразовательных учреждениях. БИЦ располагает фондом традиционных документов и
медиаресурсов, позволяет читателям осуществлять поиск информации в Интернете. Библиотекарь может
самостоятельно проводить консультации по работе с ресурсами, обучать педагогов
и учащихся старших классов работе с электронными учебниками и другими
электронными ресурсами. Эта модель является переходной, и будет сохраняться в нынешних
экономических условиях достаточно долго.
Диссертация расширяет и
углубляет библиотековедческие знания и представления о репертуаре и
читательских предпочтениях старшеклассников, о роли школьных библиотек в свете
меняющихся задач образования и библиотечной деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы, полученные в
результате исследования, могут быть использованы при формировании личности
старшеклассника как читателя в общеобразовательном учреждении. Разработанные в процессе исследования
рекомендации по взаимодействию школьной библиотеки с педагогами и родителями в
целях организации чтения старшеклассников внедрены в деятельность ряда общеобразовательных
средних школ г. Новосибирска, о чем свидетельствуют акты внедрения. Выводы
диссертационного исследования могут представлять интерес для руководителей
общеобразовательных учреждений. Методика изучения репертуара чтения старшеклассников,
предложения и рекомендации по организации работы библиотеки общеобразовательного
учреждения по повышению информационной культуры родителей и учителей могут быть использованы при проведении библиотечных уроков в школах и рекомендованы руководителям образовательных
учреждений.
Диссертационное
Мохначевой Ю. В. «Информационное обеспечение научных исследований академическими
библиотеками с использованием библиометрических методов» (научный руководитель – доктор педагогических наук
Лаврик Ольга Львовна – работает заместителем директора по научной работе в
Учреждении Российской академии наук Государственной публичной научно-технической
библиотеке Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты:
Елизаров Александр Михайлович – гражданин РФ, доктор физико-математических
наук, профессор, директор НИИ математики и механики им. Н. Г. Чеботарева ГОУ
ВПО Казанского государственного университета, г. Казань; Свирюкова Вера
Григорьевна – гражданин РФ, кандидат педагогических наук, заведующий
справочно-библиографическим отделом Учреждения Российской академии наук Государственной
публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; ведущая организация – Учреждение
Российской академии наук Институт научной информации по общественным наукам
РАН, г. Москва) направлено на решение важной научно-практической задачи по
применению библиотеками библиометрических методов в информационном обеспечении
научных исследований.
Наиболее
существенные научные результаты исследования:
1. Установлено, что потребность в библиометрической
информации (БИ) эволюционирует от потребности в библиографической информации и
выступает по отношению к ней как вторичная. Она становится постоянной, что позволяет библиотекам перейти от библиографического
обслуживания в режиме «запрос-ответ» к информационному обеспечению на основе
постоянно действующих запросов.
2. Доказано, что библиотеки и информационные центры
могут сами инициировать предоставление такой информации пользователям в
различных режимах.
3. Разработан комплекс методик, основанных на
применении библио-метрических методов, направленных на изучение основных информационных
потребностей пользователей, а также на удовлетворение их потребностей в БИ.
4. Разработан алгоритм нормирования цитируемости
публикаций на основе ввода коэффициента N,
позволяющий сравнивать публикации не по суммарной цитируемости, а по уровню
цитируемости вне зависимости от тематики и года издания статьи.
5. Разработан алгоритм нормирования импакт-факторов
изданий на основе коэффициента K,
позволяющий сравнивать рейтинги изданий вне зависимости от их тематической принадлежности.
6. Представлена обобщенная функционально-структурная
модель подсистемы информационного обеспечения НИР и некоторых библиотечных
процессов на основе библиометрических исследований.
Научная новизна и теоретическая
значимость исследования. Впервые разработана методика оценки
значимости публикаций на основе ввода коэффициентов нормирования N и K.
Выявлена зависимость качественного уровня научных публикаций от степени международного
участия по такому критерию как индекс цитируемости. Доказана эффективность
применения в библиотеках метода цитатного анализа в процессе отбора актуальной
информации для информирования специалистов по постоянно действующим запросам.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что охарактеризована
потребность в библиометрической информации с точки зрения её (потребности)
эволюционирования, формирующих факторов, структуры. Определены и
охарактеризованы основные группы пользователей БИ – ученые (исследователи и администраторы) и
информационно-библиотечные работники. Разработана модель подсистемы информационного
обеспечения НИР на основе библиометрических методов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты
исследования могут служить типовой моделью в деятельности любой научной
библиотеки для построения стратегии информационного обеспечения пользователей
по различным запросам, а также для выработки стратегии комплектования фондов
библиотек. Разработанные методики по оценке значимости научных публикаций могут
применяться при проведении научно-оценочных процедур в различных
научно-исследовательских институтах и вузах. Их применение позволяет сравнивать
между собой публикации и периодические издания по таким индикаторам как индекс
цитируемости и импакт-фактор вне зависимости от их научно-тематической
направленности. Результаты исследования внедрены в Библиотеке по естественным
наукам РАН. Педагогическая сущность исследования состоит в том, что материалы
диссертации могут найти применение при разработке учебных курсов,
учебно-методических пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров по
специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях
системы дополнительного профессионального образования.
Диссертационное
исследование Стукаловой А. А.
«Корпорация как форма профессионального сотрудничества библиотек» (научный руководитель
– доктор педагогических наук Лаврик Ольга Львовна – работает заместителем
директора Учреждения Российской академии наук Государственной публичной
научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; официальные
оппоненты: Кожевникова Лариса Анатольевна – гражданин РФ, доктор педагогических
наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела научно-исследовательской и
методической работы Учреждения Российской академии наук Государственной
публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, г.
Новосибирск; Карауш Александр Сергеевич – гражданин РФ, кандидат технических
наук, директор Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска, г.
Томск; ведущая организация – Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный университет
культуры и искусств», г. Казань), направлено на решение важной научной задачи
по разработке системы индикаторов, позволяющих определить потенциал библиотечной
корпорации и перспективные направления ее деятельности.
Наиболее
существенные научные результаты исследования:
1.
На основе терминологического анализа, изучения документальных источников и
анализа практического опыта различных современных библиотечных объединений
выявлена специфика современных форм сотрудничества библиотек и разработаны
основания для их классификации: цель общественной деятельности, срок действия,
юридический статус и финансовая деятельность, характер членства, объединяемые
ресурсы, территориальный охват, профиль, организационно-правовые формы учреждений-участников.
2. Дано определение библиотечной корпорации и
представлены основания для её классификации. Доказано, что библиотечная корпорация – это действующая на постоянной основе форма
сотрудничества коллективных членов (учреждений различных организационно-правовых
форм), объединяющая их интеллектуальные и / или информационные ресурсы для
решения специальных профессиональных задач, где могут оказываться платные
услуги, и которая может действовать на международном, национальном и
региональном уровнях. Основаниями для классификации библиотечных корпораций
могут служить: создаваемый продукт, оказываемые услуги, вид объединяемых
ресурсов, юридический статус и финансовая деятельность, территориальный охват,
организационно-правовые формы учреждений-участников.
3. Установлены основные современные
направления деятельности библиотечных корпораций (формирование корпоративных информационных ресурсов, обслуживание пользователей
на их основе, предоставление возможности заимствования записей, развитие межбиблиотечного
абонемента и электронной доставки документов, организация мероприятий по
повышению квалификации библиотечных и информационных специалистов, сотрудничество
с другими организациями и корпорациями), определены социологические,
финансовые, организационно-правовые, программно-технологические и технические
параметры их эффективного функционирования.
4. Разработана и применена система
индикаторов для определения потенциала деятельности библиотечных корпораций.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного
исследования состоит в том, что впервые обобщены и конкретизированы научные представления
о специфике деятельности альянсов, ассоциаций, консорциумов, корпораций,
обществ, партнерств, союзов в области библиотечного дела. Выявлено, что
библиотечная корпорация, впервые рассмотренная как социальная система, обладает
рядом её свойств.
Применение
разработанной системы социологической, финансовой, организационно-правовой,
программно-технологической и технической групп индикаторов позволяет установить
эффективность работы библиотечных корпораций и определять их потенциал.
Практическая
значимость диссертационного исследования:
1.
Предложенная классификация библиотечных форм
сотрудничества может быть использована как основа для проектирования их
деятельности.
2.
Результаты
упорядочения понятийного аппарата
по библиотечным объединениям могут быть применены в разработке технологических
документов.
3.
Разработанная система индикаторов для определения
потенциала деятельности библиотечных корпораций может служить для оценки и
оптимизации деятельности существующих и создания новых библиотечных корпораций.
Материалы
исследования могут быть использованы руководителями библиотек и специалистами,
которые включены в различного рода партнерские проекты, профессиональные библиотечные
объединения. Для повышения эффективности своей деятельности любая библиотечная
корпорация может оценить свой потенциал на основе предлагаемых индикаторов и
определить, в каком направлении необходимо работать для его повышения. Результаты
исследования внедрены в практику работы Государственной публичной
научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН. Материалы диссертации
могут найти применение при разработке учебных курсов, учебно-методических
пособий при подготовке кадров в вузах по специальности
«Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного
профессионального образования, в практике научно-методической работы библиотек.
Все диссертации соответствуют п. 8 «Положения о
порядке присуждения ученых степеней» и являются завершенными, самостоятельными
научно-квалификационными работой, в которых содержится решение научной задач,
имеющих существенное значение для современного книговедения и культурологии.
Работы отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям ВАК РФ,
а авторы заслуживают присуждения ученой степени кандидата исторических наук по
специальности 05.25.03 – «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
В
ДАННЫЕ О РАССМОТРЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЯХ НА
СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК
|
Шифр специальности |
|
05.25.03 |
||
Отрасль науки |
Отрасль науки |
|
Педагогические науки |
Исторические
науки |
|
Работы,
снятые с рассмотрения по заявлениям соискателей |
|
|
С
положительным решением по итогам защиты |
4/1 |
|
В
том числе из других организаций |
2/0 |
|
С
отрицательным решением по итогам защиты |
|
|
В
том числе из других организаций |
|
|
Дано
дополнительных заключений |
|
|
Находятся
на рассмотрении на 1 января |
2/1 |
2/1 |
Председатель
диссертационного совета
д-р техн. наук Елепов
Б. С.
Ученый секретарь
диссертационного совета
канд. пед. наук Артемьева
Е. Б.
15/01/2009
© 1998-2009 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/ |
![]() |