Книжный фонд

Основой древнерусской части фонда явилось одно из крупнейших частных собраний русских рукописей, старопечатных книг и документов видного историка академика Михаила Николаевича Тихомирова, переданное по его завещанию в Новосибирск. Насчитывающее свыше 600 рукописей, около тысячи исторических документов и 100 старопечатных книг, Тихомировское собрание явилось тем ядром, вокруг которого формировался фонд редких книг и рукописей.

Причем древнерусская часть слагалась главным образом из памятников письменности и печати, приобретаемых археографическими экспедициями на территории Сибири. Результатом регулярных сибирских экспедиций, начавшихся еще в 1965 г., явилось формирование отдельных территориальных коллекций - Томской, Забайкальской, Алтайской, Тувинской, Красноярской, Западносибирской.

Территориальные коллекции не просто объединяют отдельные памятники письменности и печати, но сохраняют следы миграции их в Сибири, дают необходимые материалы к истории распространения русской книги в Сибири, истории сибирских библиотек XVII- XIX вв.

Одна из обширнейших и самых разнородных древнерусских коллекций Музея книги ГПНТБ - Томская. Наряду с отличными памятниками древней письменности - сборниками XVI-XVII вв. - здесь широко представлены и новейшие рукописи - цветники, выписки из различных книг с точным указанием источников этих выписок. В Томской коллекции есть целые библиотеки подобных материалов - библиотека сибирских крестьян Льва и Каллистрата Вяткиных, книжное собрание скита поморцев-новоданиловцев.

Разноплановость бытующих в Томской области рукописей (а это отразилось и на составе нашей территориальной коллекции) вполне закономерна, так как этот книжный пласт отражает реальные процессы, происходившие в среде сибирского старожильческого населения этих мест. Присутствие в Томской коллекции древних книг , не только рукописных, но и старопечатных (достаточно красноречив тот факт, что здесь имеется несколько экземпляров изданий русского первопечатника Ивана Федорова), объясняется тем, что в XIX- начале XX в. на стыке трех нынешних областей - Омской, Томской и Новосибирской образуется крупный поморский центр новоданиловцев . В обосновании своих догматов поморцы-новоданиловцы апеллируют исключительно к авторитету древнейших рукописей и печатных книг , совершенно не признавая новопечатных, а тем более - новописьменных книг. Поэтому в доме поморца-новоданиловца считалось за правило держать древние книги.

Но почти одновременно с новоданиловцами на этой же территории в результате мероприятий столыпинской реформы оседает большая группа старообрядцев часовенного и титовского согласий; появляются бегуны, пришедшие с Урала. Все эти согласия широко используют в обиходе, в полемике по основным вопросам догматики новейшие выписки - из рукописей, старо- и новопечатных книг. Следом за уральскими авторитетами XVIII-XIX вв. они считают, что при известном “голоде” на древнейшие книги, при способах и формах существования их согласий целесообразно самим создавать “цветники” - сборники выписок. Действительно, бегуну, например, при его беспокойном образе жизни трудно было иметь обширную библиотеку разных книг ; целесообразнее было хранить у себя компактную рукопись со всеми необходимыми текстами, а залогом правильности ее вполне служил факт собственноручной переписки.

В результате существования таких двух противоборствующих сил среди старожильческого населения Томской области общая картина книжной территориальной коллекции двояка: одна часть имеет “стержень” из древних книг, другая включает в себя и новейшие, XVII-XX вв.

Иной характер имеет Забайкальское собрание. Здесь преобладают старопечатные книги, преимущественно первой половины XVII в. Рукописи представлены певческими крюковыми книгами, немногочисленными литературными сборниками.

Преобладание в Забайкалье старопечатных книг первой половины XVII в. исторически обусловлено: они были привезены сюда русскими первопоселенцами еще в XVIII в., передавались из рода в род с особой бережностью, о чем часто свидетельствуют записи на книгах. Среди “инородцев” Забайкалья часовенные-семейские жили очень замкнуто, сохраняя во многих местах и по сей день свой уклад жизни, регламентированный Домостроем. Притока новых книг в Забайкалье до постройки транссибирской железной дороги практически не было, поэтому в разделе старопечатных книг Забайкальская территориальная коллекция дает нам своеобразный сколок книжного репертуара раннего часовенного старообрядчества.

Однако с пуском железнодорожной магистрали в Забайкалье, к семейским, славящимся своей неукротимой склонностью к “солевому пению”, хлынул поток новейших крюковых рукописей - поделок московских старообрядческих книгописных мастерских. Железная дорога, кроме книг, принесла в Забайкалье и волну новых поселенцев - здесь появляются беглопоповцы, старообрядцы “австрийского” согласия. Естественно, между семейскимичасовенными и новопоселенцами завязывается полемика по вопросам о священстве, и эта полемика отражается в распространении здесь полемических сочинений.

Очевидно, что Томская территориальная коллекция без включения в нее новейших рукописей (так же как и Забайкальская - без старопечатных книг) не смогла бы разносторонне и объективно отразить литературные вкусы сибирского населения прошлого, и картина той исторической обстановки, в которой складывались эти вкусы , оказалась бы искаженной. Поэтому в Музее книги, в древнейшей части фонда редких книг и рукописей территориальные коллекции составляются с включением в них не только рукописей, но и старопечатных книг, крестьянских писем, документов, рисунков. В таком случае оказываются учтенными и объединенными многие важные - не только книжные - общие аспекты духовной культуры, каждый раз специфические и конкретные для каждого нового района, из которого поступают материалы в фонд Музея книги.

Интенсивно пополняющийся в последние годы фонд Красноярской территориальной коллекции может быть представлен как ответвление Томской. Как и Томская область, Красноярский край дает и древние книги (трактат псевдо-Дионисия “О небесных иерархиях” в списке XV в., московский Апостол 1564 г. Ивана Федорова, два рукописных Пролога XVI в. и др.), и “новописьменные” сборники-”цветники”. Состав старообрядчества по согласиям в Красноярском крае почти тот же, что и в Томской области - почти все енисейские староверы - выходцы с Оби. В собрании Музея книги зафиксированы случай, когда одна часть когда-то цельной частной старообрядческой библиотеки получена в Томской области и отнесена к Томскому собранию, а другая обнаружена в Красноярском крае; бывает, что принадлежали они людям, носящим одну фамилию и признающим свое родство.

Главную ценность любого музея составляют предметы-подлинники; богатая история комплектования общего библиотечного фонда ГПНТБ СО РАН и специализированного фонда редких книг и рукописей в прошлом и некоторые возможности приобретения книг даже в настоящее время создали почву для успешного формирования и функционирования Музея книги.

Вспоминая мысли замечательного русского философа Николая Федоровича Федорова, многие годы проработавшего в Румянцевском музее, о месте музея в человеческом бытии, о том, что “музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь”, кажется, что книга - как субстанция, наиболее тесно связанная с человеком (в самых разнообразных его ипостасях), наиболее полно может выполнять в музее эту поистине космическую задачу.


Посмотреть находки 2005, 2007 годов. Описание для 2005 года - "Книжные находки. XL археографический сезон 2005 года/ Отв. редакторы Е.И. Дергачева-Скоп, В.Н. Алексеев. - Новосибирск: Издание ГПНТБ СО РАН, 2005.".