СТИХОТВОРЕНИЯ Александра Пушкина. Первая часть - аннотация

СТИХОТВОРЕНИЯ Александра Пушкина. Первая часть. Санкт-петербург. В типографии департамента народного просвещения. 1829. - 224 стр., включая шмуцтитул и заглавный лист.
Обложка: на передней стороне, в наборной рамке, напечатано: Стихотворения Александра Пушкина. Первая часть. Спб. 1829”; на последней стр., в такой же наборной рамке,— типографская виньетка (лира) и текст: “Первая часть стихотворений Александра Пушкина продается во всех книжных лавках по 10 руб. экземпл., а за пересылку прилагается 1 р.”
Цензурное разрешение: “С дозволения правительства”. По книге “Дела III-го отделения” (стр. 87) — 25 мая 1829 года.
Дата выхода в свет первой части — 26-27 мая 1829 года — определяется на основании цензурного разрешения и сообщения о продаже книги в “Северной пчеле” 28 мая 1829, № 64.

ПЕРВЫЙ СБОРНИК лирических стихотворений Пушкина вышел в 1826 году, вскоре после подавления восстания 14 декабря 1825 года. Весь тираж книги в количестве 1 200 экземпляров в кратчайший срок был раскуплен. С тех пор неоднократно вставал вопрос о переиздании этого сборника. Но Пушкин не торопился. Как мы знаем, он не был убежден в благополучном прохождении своих стихотворений через вторичную цензуру.
Но с годами политическая острота издания как прежних, так и новых лирических стихотворений Пушкина для цензуры несколько сгладилась, встал вопрос о переиздании собрания его стихотворений.

Все издание было задумано в четырех частях, но готовых стихотворений к этому времени хватило бы всего на две первые части, которые и вышли почти одна за другой к 1832 году, а последняя, четвертая,— к 1835. ???????????

Остановимся на первых двух, вышедших в мае и в июне 1829 года.

К сожалению, каких-либо материалов, относящихся непосредственно к изданию этих книг, не имеется, если не считать письма Плетнева Пушкину в Москву 29 марта 1829 года, где говорится об одном из предварительных проектов этого издания. Плетнев пишет: “Проект твой нового издания хорош, да только не выгоден ни для публики, ни для тебя: для публики потому, что ей нет никакой причины снова тратиться на первые два тома, которые она у себя уже имеет; а для тебя потому, что ты сбудешь один третий том”.
Из этих слов Плетнева видно, что проект Пушкина состоял в том,. чтобы издать трехтомное собрание, причем в первых двух томах поместить все им уже напечатанные (некоторые уже дважды) отдельные поэмы, а в третьем томе — все мелкие стихотворения.
Плетнев был прав, отвергнув этот проект и убеждая Пушкина в том, что первые два тома с новым тиснением “Руслана”, “Пленника”, “Бахчисарайского фонтана” и других крупных произведений Пушкина сейчас покупателям не нужны; они могут заинтересоваться только третьим томом.
Но Пушкин не принял проект самого Плетнева, который предлагал следующее: “Если уж действительно надобно такое издание, то приготовь к тому времени или две новые трагедии, или две новые поэмы, или что-нибудь большое в двух частях. Тогда мы и напечатаем так: в I томе все тобой предполагаемое, да штуку новую, во II томе опять все прежнее, да новую штуку, в III — новостью будет Годунов. Таким образом мы по 15 рублей возьмем с публики за каждую новую штуку, а в знак признательности нашей и благодарности ей подарим все прежнее безденежно”
В результате этой переписки решено было остановиться на новом, в четырех частях, собрании одних лирических стихотворений. Две части вышли буквально молниеносно: через два месяца первая, а через три — вторая, сразу после письма Плетнева.
Печатал книги Плетнев за “страх и риск” Пушкина, хотя расходы на печать и бумагу двух довольно объемистых томиков, напечатанных в количестве 1 200 экземпляров каждый, должны были быть значительными.
Продать это издание книгопродавцам за какую-то фиксированную цену Плетнев не успел, поскольку при заключении известного теперь нам условия со Смирдиным от 1 мая 1830 года (“о “пенсионе” в 600 рублей в месяц) две части стихотворений 1829 года значились в числе “товара, который лежал на руках его” и сдавались Смирдину в большей части своего тиража.
Это обстоятельство, кстати, уточняет вопрос о гонораре Пушкина, который он мог получить со Смирдина за издание стихотворений. Цифра, называемая до сего времени исследователями, кажется сомнительной.
В черновых заметках П. В. Анненкова, сообщающих о гонорарах поэта, говорится: “Все издание мелких стихотворений] куплено за 12 т. р.”.
Основываясь на этом сообщении, М. А. Цявловский, составляя “Хронологическую канву для биографии Пушкина” в известном “Путеводителе по Пушкину”, несколько раз указывая даты выхода отдельных частей “Стихотворений” 1829—1835 годов, говорит: “Гонорар— 12.000 рублей за четыре книги” .
Это неверно как у Анненкова, так и у Цявловского. Неверно хотя бы по простому арифметическому подсчету. Общий тираж всех четырех частей “Стихотворений” 1829— 1835 годов, по 1 200 экземпляров каждая часть, был 4800 экземпляров. Умножив эту цифру на продажную цену каждого экземпляра — десять рублей,— получим в итоге валовую стоимость всего издания — 48 000 рублей.
Вспомним слова Плетнева, который, при своем самом пессимистическом отношении к продаже права издания, говорил Пушкину: “Продать издание какому-нибудь продавцу значит разделить с ним пополам свое имение”.
Ниже этого “пополам” Пушкин в своих взаимоотношениях с книгопродавцами ни разу не опускался. Никак он не мог согласиться получить с сорока восьми тысяч на свою долю только двенадцать. Он потребовал бы, минимум, двадцать четыре тысячи.
Однако в данном случае весь этот расчет совершенно излишен. Выше я уже говорил, что большая часть тиража первых двух частей “Стихотворений”, появившихся в 1829 году, была сдана Смирдину по условию 1 мая 1830 года без всякого отдельного гонорара.
Следовательно, запись П. В. Анненкова: “Все издание мелких стихотворений куплено за 12 тысяч рублей” могла относиться лишь к третьей и четвертой частям “Стихотворений”, вышедшим в 1832—1835 годах. Эти две части, как мы увидим далее, действительно были “на корню” приобретены Смирдиным. Кстати, сумма гонорара, указываемая П. В. Анненковым, в этом случае вполне соответствует принципу “половины”, которого держались во взаимоотношениях с книгопродавцами и Пушкин, и его доверенный Плетнев.
Выход двух первых частей собрания “Стихотворений Пушкина” в 1829 году приветствовался современной печатью. В “Северной пчеле”, в те дни еще благоволившей к Пушкину, между прочим, говорилось: “Со временем мы конечно увидим, к удовольствию нашему, и еще несколько томов, расположенных в таком же порядке, т. е. по годам”. “При таком расположении по годам,— писали далее рецензенты,— мы можем видеть постепенный ход таланта Пушкина”.
Однако Пушкин лишь отчасти придерживался хронологического порядка в своих сборниках. Во всяком случае внутри года он располагал стихотворения строго обдуманно, выдвигая на первое место те из них, которые имели общественно-политическое звучание.
Так, первая часть второго собрания открывается стихотворением “Лицинию”, наиболее значительным из всех лицейских стихотворений Пушкина. Вторую часть собрания начинает стихотворение “Андрей Шенье” - программное произведение поэта в его творчестве до декабрьского восстания 1825 года.
Тонкую продуманность отбора стихотворений и расположения их в сборниках отмечает Н. В. Измайлов в своей работе “Лирические циклы в поэзии Пушкина 30-х годов”. В работе этой чрезвычайно много интересных подробностей .
Выход двух первых частей “Стихотворений” 1829 года не застал Пушкина ни в Москве, ни в Петербурге. Как мы уже знаем, 1 мая этого года поэт, не спрашивая разрешения правительства, уехал на Кавказ, где и пробыл до осени. Пушкин весьма редко получал первые свои книги по выходе их из типографии.
На позднейшем антикварном рынке комплект из всех четырех частей “Стихотворений” 1829—1835 годов, в особенности в одинаковом виде, достать было почти невозможно.


Оглавление коллекции