СТИХОТВОРЕНИЯ Александра Пушкина. Первая часть. 
Санкт-петербург. В типографии департамента народного просвещения. 1829.
 - 224 стр., включая шмуцтитул и заглавный лист.  ПЕРВЫЙ СБОРНИК лирических стихотворений Пушкина вышел в 1826 году, 
вскоре после подавления  восстания 14 декабря 1825 года.
 Весь тираж книги в количестве 1 200 экземпляров в кратчайший срок был раскуплен. 
С тех пор неоднократно вставал вопрос о переиздании этого сборника. 
Но Пушкин не торопился. Как мы знаем, он не был убежден в благополучном прохождении 
своих стихотворений через вторичную цензуру. Все издание было задумано в четырех частях, но готовых стихотворений 
к этому времени хватило бы всего на две первые части, которые и вышли почти одна за
 другой к 1832 году, а последняя, четвертая,— к 1835. ??????????? Остановимся на первых двух, вышедших в мае и в июне 1829 года. К сожалению, каких-либо материалов, относящихся непосредственно 
к изданию этих книг, не имеется, если не считать письма Плетнева Пушкину в Москву 
29 марта 1829 года, где говорится об одном из предварительных проектов этого издания. 
Плетнев пишет: “Проект твой нового издания хорош, да только не выгоден ни для публики,
 ни для тебя: для публики потому, что ей нет никакой причины снова тратиться на первые 
два тома, которые она у себя уже имеет; а для тебя потому, что ты сбудешь один третий том”.
Обложка: на передней стороне, в наборной рамке, напечатано: Стихотворения Александра
 Пушкина. Первая часть. Спб. 1829”; на последней стр., в такой же наборной рамке,— 
типографская виньетка (лира) и текст: “Первая часть стихотворений Александра Пушкина 
продается во всех книжных лавках по 10 руб. экземпл., а за пересылку прилагается 1 р.”
Цензурное разрешение: “С дозволения правительства”. По книге 
“Дела III-го отделения” (стр. 87) — 25 мая 1829 года.
Дата выхода в свет первой части — 26-27 мая 1829 года — определяется на основании
 цензурного разрешения и сообщения о продаже книги в “Северной пчеле” 28 мая 1829, № 64.
Но с годами политическая острота издания как прежних, так и новых лирических стихотворений 
Пушкина для цензуры несколько сгладилась, встал вопрос о переиздании собрания его 
стихотворений.
Из этих слов Плетнева видно, что проект Пушкина состоял в том,. чтобы издать трехтомное 
собрание, причем в первых двух томах поместить все им уже напечатанные 
(некоторые уже дважды) отдельные поэмы, а в третьем томе — все мелкие стихотворения.
Плетнев был прав, отвергнув этот проект и убеждая Пушкина в том, что первые два тома 
с новым тиснением “Руслана”, “Пленника”, “Бахчисарайского фонтана” и других крупных 
произведений Пушкина сейчас покупателям не нужны; они могут заинтересоваться только 
третьим томом.
Но Пушкин не принял проект самого Плетнева, который предлагал следующее: 
“Если уж действительно надобно такое издание, то приготовь к тому времени или две 
новые трагедии, или две новые поэмы, или что-нибудь большое в двух частях. 
Тогда мы и напечатаем так: в I томе все тобой предполагаемое, да штуку новую, 
во II томе опять все прежнее, да новую штуку, в III — новостью будет Годунов. 
Таким образом мы по 15 рублей возьмем с публики за каждую новую штуку, а в знак 
признательности нашей и благодарности ей подарим все прежнее безденежно”
В результате этой переписки решено было остановиться на новом, в четырех частях, 
собрании одних лирических стихотворений. Две части вышли буквально молниеносно:
 через два месяца первая, а через три — вторая, сразу после письма Плетнева.
Печатал книги Плетнев за “страх и риск” Пушкина, хотя расходы на печать и бумагу 
двух довольно объемистых томиков, напечатанных в количестве 1 200 экземпляров каждый,
 должны были быть значительными.
Продать это издание книгопродавцам за какую-то фиксированную цену Плетнев не успел, 
поскольку при заключении известного теперь нам условия со Смирдиным от 1 мая 1830 года 
(“о “пенсионе” в 600 рублей в месяц) две части стихотворений 1829 года значились в числе 
“товара, который лежал на руках его” и сдавались Смирдину в большей части своего тиража.
Это обстоятельство, кстати, уточняет вопрос о гонораре Пушкина, который он мог получить 
со Смирдина за издание стихотворений. Цифра, называемая до сего времени исследователями,
 кажется сомнительной.
В черновых заметках П. В. Анненкова, сообщающих о гонорарах поэта, говорится: 
“Все издание мелких стихотворений] куплено за 12 т. р.”.
Основываясь на этом сообщении, М. А. Цявловский, составляя 
“Хронологическую канву для биографии Пушкина” в известном “Путеводителе по Пушкину”,
 несколько раз указывая даты выхода отдельных частей “Стихотворений” 1829—1835 годов, 
говорит: “Гонорар— 12.000 рублей за четыре книги” .
Это неверно как у Анненкова, так и у Цявловского. Неверно хотя бы по простому 
арифметическому подсчету. Общий тираж всех четырех частей “Стихотворений” 
1829— 1835 годов, по 1 200 экземпляров каждая часть, был 4800 экземпляров. 
Умножив эту цифру на продажную цену каждого экземпляра — десять рублей,— получим в итоге 
валовую стоимость всего издания — 48 000 рублей.
Вспомним слова Плетнева, который, при своем самом пессимистическом отношении к 
продаже права издания, говорил Пушкину: “Продать издание какому-нибудь продавцу 
значит разделить с ним пополам свое имение”.
Ниже этого “пополам” Пушкин в своих взаимоотношениях с книгопродавцами ни разу не опускался.
 Никак он не мог согласиться получить с сорока восьми тысяч на свою долю только двенадцать.
 Он потребовал бы, минимум, двадцать четыре тысячи.
Однако в данном случае весь этот расчет совершенно излишен. Выше я уже говорил, что 
большая часть тиража первых двух частей “Стихотворений”, появившихся в 1829 году, была 
сдана Смирдину по условию 1 мая 1830 года без всякого отдельного гонорара.
Следовательно, запись П. В. Анненкова: “Все издание мелких стихотворений куплено за 
12 тысяч рублей” могла относиться лишь к третьей и четвертой частям “Стихотворений”, 
вышедшим в 1832—1835 годах. Эти две части, как мы увидим далее, действительно были 
“на корню” приобретены Смирдиным. Кстати, сумма гонорара, указываемая П. В. Анненковым,
 в этом случае вполне соответствует принципу “половины”, которого держались во 
взаимоотношениях с книгопродавцами и Пушкин, и его доверенный Плетнев.
Выход двух первых частей собрания “Стихотворений Пушкина” в 1829 году приветствовался 
современной печатью. В “Северной пчеле”, в те дни еще благоволившей к Пушкину, между 
прочим, говорилось: “Со временем мы конечно увидим, к удовольствию нашему, и еще несколько
 томов, расположенных в таком же порядке, т. е. по годам”.
 “При таком расположении по годам,— писали далее рецензенты,— мы можем видеть постепенный 
ход таланта Пушкина”.
Однако Пушкин лишь отчасти придерживался хронологического порядка в своих сборниках. 
Во всяком случае внутри года он располагал стихотворения строго обдуманно, выдвигая на
 первое место те из них, которые имели общественно-политическое звучание.
Так, первая часть второго собрания открывается стихотворением “Лицинию”, наиболее 
значительным из всех лицейских стихотворений Пушкина. Вторую часть собрания начинает 
стихотворение “Андрей Шенье” -  программное произведение поэта в его творчестве до 
декабрьского восстания 1825 года.
Тонкую продуманность отбора стихотворений и расположения их в сборниках отмечает 
Н. В. Измайлов в своей работе “Лирические циклы в поэзии Пушкина 30-х годов”. 
В работе этой чрезвычайно много интересных подробностей .
Выход двух первых частей “Стихотворений” 1829 года не застал Пушкина ни в Москве, 
ни в Петербурге. Как мы уже знаем, 1 мая этого года поэт, не спрашивая разрешения 
правительства, уехал на Кавказ, где и пробыл до осени. Пушкин весьма редко получал 
первые свои книги по выходе их из типографии.
На позднейшем антикварном рынке комплект из всех четырех частей 
“Стихотворений” 1829—1835 годов, в особенности в одинаковом виде, достать было почти 
невозможно.