7. ОПЫТ РАБОТЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ СЛУЖБ ЭДД

Значительные достижения в развитии электронных информационных технологий, связанные с обработкой, хранением и передачей полных текстов, стимулировали появление новой информационной услуги - предоставление электронных копий документов удаленным пользователям и способствовали развитию служб доставки документов. Помимо библиотек, традиционно занимающихся предоставлением первоисточников своим читателям, и приступивших к изготовлению и передаче электронных копий, этой работой стали заниматься коммерческие информационные фирмы. В первую очередь это были технически высокооснащенные библиотеки и информационные фирмы.

Для библиотек ЭДД документов стала привлекательна по следующим причинам. Поскольку документы хранятся в электронном формате - на цифровых оптических дисках или в какой-либо другой форме - обеспечение документами и доставка принимают совсем другой вид. Доставку можно осуществлять несколькими путями. Документы не обязательно должны быть напечатаны; для обеспечения пользователей электронными копиями внутри страны и за рубежом нет ни технических, ни экономических ограничений, так как электронный сигнал может пересекать любые границы. Скорость выполнения заказа обычно очень высока; в некоторых случаях она может быть даже мгновенной.

Службы ЭДД библиотек или библиотечных сетей выполняют заказы других библиотек, которые заказывают копии для своих читателей. Информационные фирмы скорее ориентированы на работу с конечными пользователями.

Библиотеки организуют службы ЭДД, которые работают в основном на своих традиционных фондах. Информационные фирмы (чаще всего, это подписные агентства, издатели научных журналов) напротив, работают преимущественно на основе полнотекстовых БД. При этом они обеспечивают доступ в основном к популярным и только новым материалам. Использование современных публикаций сопряжено со строгим соблюдением авторских. Библиотеки же выполняют запросы на все виды документов, имеющиеся в их фондах.

 

7.1. Электронная доставка документов в зарубежных национальных библиотеках и информационных центрах

Для информирования удаленных пользователей библиотеки обеспечивают доступ к своим электронным каталогам и БД. Специально создаются службы оглавлений. В Великобритании - это система OPAC, которая позволяет не только производить поиск, но и сразу оформлять заказ на материалы. Однако воспользоваться этой услугой могут только библиотеки. Британская библиотека создала службу оглавлений, названную Inside Serials. БД включает библиографические описания статей из 10 тыс. наиболее запрашиваемых журналов, на которые поступают запросы в BLDSC. Также создана БД Inside Conferences, которая содержит описания всех статей из сборников материалов конференций, полученных в BLDSC.

Немецкий библиотечный институт в системе DBI-LINK предоставляет поиск в сводном национальном каталоге и других БД. Сразу же после поиска можно заказать копию источника. Канадский институт НТИ имеет онлайновый каталог, который свободно доступен через Интернет.

Библиотеки и библиотечные ассоциации в основном изготавливают электронные копии по заказу путем сканирования традиционных источников из своих фондов. С другой стороны наблюдается четкая тенденция подготовки национальными библиотеками и информационными центрами полнотекстовых баз данных, содержащих статьи наиболее часто запрашиваемых журналов. Например, Институт научной информации (США) обеспечивает в своих БД пятилетний охват полных текстов статей. БД обновляются ежедневно. INIST в 1990 г. отобрал приблизительно 1800 активно используемых журналов для оцифровывания. Журналы сканировались и затем записывались для хранения на оптические диски. Диски были загружены в джук-боксы и связаны с системой доставки документов. Компьютеры, связанные с телекоммуникационными сетями, позволили осуществлять передачу факсами стандарта 3 и 4 и по Numens - французской сети ISDN.

Большинство библиотек, оказывающих услуги по ЭДД, используют различные механизмы для получения заказа - по автоматизированной системе передачи запросов по телесвязи (в BLDSC), факсу и электронной почте, а также несколько механизмов доставки копий пользователям (табл. 7.1).

Т а б л и ц а 7.1

Методы получения заказов и доставки копий

в библиотеках и библиотечных сетях

Библиотека или сеть библиотек

Методы получения заказа

Механизмы и время

доставки

1

2

3

BLDSC http://minos.bl.uk/services/bsds/dsc/

Факс, электронная почта

Факс, “в ПК пользователя”, FTP

Канадский институт научно-технической информации (CISTI) http://www.nrc.ca/cisti/cisti.html

Интернет, факс

Факс.
Служба доставки - 2 дня для электронных заказов.
Служба получения: от 2 дней до 4 недель (в зависимости от источника).
Срочная служба гарантирует доставку за 4 ч

Институт научной информации (США) http://www.isinet.com/

Факс, электронная передача (Dialog, Data-Star, OCLC, DIMDI, ISM, и т. д.), Интернет

Факс, обычная почта

Институт научно-технической информации (Франция) http://www.inist.fr/

Факс, videotex, онлайновыми хостами (Questel, ESA-IRS и Datastar) FTP

Факс - 2 ч.
Стандартная почта: 5 - 8 дней.
Экспресс-курьер: 2 - 4 дня

Сеть PICA (Ни-дерланды) http://www.pica.nl/ne/

Интернет

Интернет, факс

OCLC http://www.oclc.org/oclc/menu/home1.htm

Электронная почта

FirstSearch: в среднем от 3 до 5 дней по почте.
EPIC: онлайновый доступ - мгновенная загзузка. Офлайн - 3 - 5 дней по почте.
По системе EJO- мгновенная

Система JASON NRW (Германия) http://www.ub.uni-bielefeld.de/library/index.htm

Электронная почта

Факс; электронная почта конечному пользователю; или почта пользователю внутри библиотечной сети и в библиотеку; FTP

Для организации работы по предоставлению электронных копий в библиотеках, и информационных центрах создаются специальные подразделения и складываются новые формы обслуживания. Так, BLDSC в 1996 г. внедрил новый вид обслуживания, обеспечивающий доставку документа конечному пользователю в течение 2 ч. Эта форма обслуживания появилась на базе CD-ROM-близнецов, названных Inside Science Plus и Inside Social Sciences and Humanities Plus. Два CD-ROM содержат библиографические описания статей из 7000 наиболее запрашиваемых журналов, имеющихся в хранилище в Бостон Спа. Используя программное обеспечение, предоставляемое вместе с диском, пользователь может выбрать ссылки из БД, передать заказ в BLDSC и получить копию документа. Служба имеет средства для заказа документов, связанные напрямую с системой обработки запросов в BLDSC, и устройства по ведению расчетов с клиентами.

Национальные библиотеки и информационные центры, как основные депозитарии документов, традиционно обеспечивали доступ к собственным коллекциям. С появлением ЭДД в основном у них сохранилась та же вертикальная схема отношений с заказчиками: система ЭДД - заказчик. Но при этом существенно расширились контакты с обладателями полнотекстовых баз данных. Например, Канадский институт НТИ имеет соглашение с компанией UMI о предоставлении копий статей из журналов, которых нет в его коллекции. В то же время этот институт входит в OCLC и участвует в его программе по доставке документов Prism ILL. Также работает и INIST: если документа нет в его фонде, то запрос посылается в другую библиотеку. Имеет партнеров и BLDSC.

Появились и “распределенные” системы ЭДД, в которых предоставление информации и получение заказов сосредоточены в одной точке, а их выполнение и транспортировка пользователю - частично или полностью - выполняется в других. Например, заказы, посланные в Немецкий библиотечный институт, выполняет либо одна из немецких библиотек-поставщиков, либо BLDSC, либо Служба ЭДД при Библиотеке Королевской академии искусств и науки Нидерландов. При этом заказчиками национальных библиотек и информационных центров, ввиду высоких цен на услуги, являются в основном организации, хотя могут быть и частные лица.

 

7.2. Электронная доставка документов в зарубежных библиотечных сетях и ассоциациях

Одной из давно сложившихся организационных форм работы библиотек являются библиотечные сети. Широко известны объединения университетских и научных библиотек. Развитие технологий ЭДД и дистанционного поиска в БД стимулировало укрепление сетей библиотек и формирование университетских, региональных и международных библиотечных ассоциаций, обеспечивающих доставку электронных документов своим пользователям. Помимо сетей библиотек с центром в региональной библиотеке или главной библиотеке университета (на основе организации вертикальных связей), с целью развития ЭДД стали создаваться межбиблиотечные ассоциации и службы, юридически не относящиеся к конкретной библиотеке. Основная идея ЭДД здесь заключалась во взаимоиспользовании ресурсов библиотек.

Судя по публикациям, сначала библиотеки стали присматриваться к схеме по взаимоиспользованию ресурсов. Как выяснилось, такое сотрудничество может быть выгодным для библиотек, которые имеют достаточно полные фонды, но не могут удовлетворить все потребности своих читателей в литературе. Вот почему появились межбиблиотечные службы, работающие на региональной и международной основе. Например, успешно работает международная система доставки документов между государствами бассейна Северного моря. Ее координатором является Nordinfo, а технологической основой - система Ариэль.

С экономической точки зрения объединение библиотек имеет явные преимущества: электронное собрание может быть распределенным, исключаются потери источников, возможно совместное пользование, информацию можно экспортировать внешним пользователям. По результатам сопоставления стоимостных показателей для различных альтернатив хранения и использования источников был сделан вывод, что в текущее десятилетие, по сравнению с собраниями традиционных печатных источников, электронные собрания будут выгоднее при среднем уровне спроса. Это относится также к материалам, выдаваемым по МБА и распространяемым в рамках сети.

На основе сети PICA создан объединенный национальный библиотечный каталог Dutch Union Catalog NCC, который объединил каталоги 400 библиотек Нидерландов. В рамках сети PICA удалось реализовать уникальную систему ЭДД. После обработки поступившего от клиента заказа нужные материалы сканируются и помещаются в специально отведенную для этого пользователя директорию на сервере и одновременно с этим заказчику передается уведомление об исполнении заказа. Электронная копия документа уничтожается после ее считывания клиентом.

Система JASON NRW включает сводный каталог, доступный на жестком диске или CD-ROM, который содержит журнальный фонд 15 местных университетских библиотек. Эта база данных свободно доступна сотрудникам библиотек и конечным пользователям для библиографического поиска. Система также включает встроенное средство для заказа копий через Интернет. Пользователю системы JASON предоставлена возможность заказывать копии журнальных статей, найденные в БД. Каждая библиотека-поставщик ответственна за предоставление части своего фонда, и это помогает обеспечивать быстрое и надежное обслуживание. Заказ и методы доставки зависят от того, что предлагает каждая библиотека-участница. Все библиотеки гарантируют, что будут предоставлять источник в пределах установленного периода времени.

Компьютерная сеть библиотек OhioLINK http://www.lib.muohio.edu/ шт. Огайо (17 университетских библиотек, 23 колледжа и библиотека шт. Огайо) предоставляет своим пользователям доступ к местным и центральным базам данных со средствами перехода к центральному каталогу, доставку документов из более чем 100 библиотек шт. Огайо. Служба доставки документов организована без участия посредника. Заказчик находит источник в центральном каталоге и, если он недоступен на месте, может быть сформирован запрос. Конечному пользователю тогда требуется ввести имя, адрес и установленные детали. Данные передаются в центральный каталог OhioLINK, и пользователя просят подтвердить запрос. Статус требуемого источника определяется в центральном каталоге, и сообщение с запросом передается в библиотеку, где находится этот источник, и в библиотеку заказчика.

Электронный сводный каталог крупнейшей в мире библиотечной сети OCLC содержит более 30 млн произведений печати (карт, архивов, видео- и аудио материалов), свыше 34 тыс. научных журналов и журналов по бизнесу; ведется семь полнотекстовых БД. OCLC объединяет свыше 6 тыс. библиотек и обслуживает более 22 тыс. библиотек в 63 странах мира и предлагает им дополнительные услуги по доставке электронных журналов и обеспечению доступа к коммерческим БД.

В 1992 г. OCLC ввела в эксплуатацию систему FirstSearch, которая обеспечивает доступ к 55 библиографическим БД. Пользователь имеет возможность сначала просмотреть содержание статьи в текстовой форме на экране, а затем заказать ее копию. Для доставки документов в FirstSearch можно воспользоваться системой FASTDOC, которая предлагает онлайновую доставку полного текста в ASCII. Около 1800 наименований журналов доступны для оперативной доставки от фирм UMI, EBSCOdoc и других поставщиков по факсу. Оперативная доставка факсом за один час обеспечивается UMI. Доставка через Интернет работает с 1997 г., но сохраняется и режим доставки документов по почте и факсу. Автоматизирован процесс обмена заявками на литературу. Заказчик может сразу определить ближайшую библиотеку, которая имеет в своей коллекции искомые материалы.

В 1994 г. OCLC ввела систему EPIC, включающую полные тексты статей, библиографическая информация о которых содержится в Periodicals Abstracts и ABI/Inform. Время доставки варьируется от мгновенной разгрузки на экран до 3 - 5 дней по почте. В дополнение к услугам по доставке документов от различных поставщиков документов, OCLC в сотрудничестве с издателями, начал издавать OCLC Electronic Journals Online (Электронный диалоговый журнал), который обеспечивает прямой доступ к полным текстам ряда журналов.

Компьютерная сеть RLIN (созданная консорциумом RLG, объединяющим ведущие научные библиотеки США и некоторые зарубежные библиотеки) интегрировала библиографические ресурсы библиотек-участниц, автоматизировала процесс заказа и администрирования межбиблиотечного обмена. RLG одной из первых открыла свои ресурсы пользователям сети Интернет. Ей принадлежит разработка системы Ариэль. Как уже указывалось, технология Ариэль используется в межбиблиотечном обмене не только в рамках консорциума RLG, но и во многих библиотеках мира.

Таким образом, организационно ЭДД в библиотечной сети - это модель с горизонтальными связями, где участники информационной системы выступают одновременно и заказчиками, и исполнителями. Заказ возникает внутри системы и внутри нее выполняется. Вместе с тем и здесь имеются многочисленные партнерские связи с поставщиками документов, организационно не входящими в сеть.

 

7.3. Организация электронной доставки документов информационными фирмами

ЭДД стала развиваться прежде всего в информационных фирмах, занимающихся подпиской, рассылкой по электронной почте оглавлений новых поступлений периодических изданий, создававших специализированные библиографические БД и обеспечивающих дистанционный доступ пользователей и распространение БД на CD-ROM. Электронная доставка документов стала для большинства информационных фирм закономерным развитием перечня предоставляемых ими услуг. Для этой цели были созданы специальные службы. Успешная работа информационных фирм объясняется тем, что многие библиотеки отказались от дорогостоящей подписки, заменив ее выборочным доступом к отдельным статьям по заказу своих читателей. Эта первоначальная ориентация фирм на потребности библиотек позволила последним не только существенно экономить средства, но и значительно расширить перечень периодических изданий, которыми могут пользоваться их читатели.

Сейчас наблюдается рост служб доставки сигнальной информации и доставки статей частным лицам. Коммерческие службы стремятся предоставить услугу конечному пользователю “за один шаг”. Услугами UnCover, UMI, EBSCO, других компаний сейчас могут воспользоваться не только библиотеки, но и напрямую конечные пользователи. Многие из этих фирм развивались с прицелом на индивидуального, частного пользователя, поэтому неотъемлемым элементом подобных систем является мощное средство поиска информации, позволяющее заказчикам не только находить искомые документы, но и точно формировать заказ. Цены высвечиваются на экране перед заказом. Практически все фирмы гарантируют доставку копий за 24 ч (см. табл. 7.2). В таких службах поставщик несет полную ответственность за соблюдение авторских прав и осуществляет перечисление авторских вознаграждений.

Т а б л и ц а 7.2

Методы получения заказов и доставки копий

в информационных фирмах

Фирма

Служба

Посредник/ прямой

Поставщик

Время доставки

ADONIS

ADONIS

Статьи, поставляемые на СД; клиент распечатывает статьи при необходимости

5 мин

BIDS http://www.bids.ac.uk/

BODOS

Для вузов Великобритании

Посредник

Ответ по электронной почте - 3 дня, по факсу - 24 ч

BLDSC

Standard service

Urgent action service

Прямой поставщик

Срочная доставка факсом в течение 24 ч, если есть источник в фонде

DISCLOSURE

LaserD

 

Information Centre

Прямой поставщик

В зависимости от скорости распечатки

2-часовая доставка в Центральном Лондоне

EBSCO

EBSCOdoc

Прямой поставщик

Стандартное обслуживание на базе собственной коллекции - 24 ч Срочное обслуживание - 24 ч

Ei http://www.ei.org/

Ei DDS

Прямой поставщик

Срочное обслуживание - 24 - 72 ч

INFOTRIEVE http://www3.infotrieve.com/

Infotrieve

 

 

Infotrieve работает как брокер, разыскивая документы из различных

Большинство документов доставляются за 24 ч. Некоторые источники требуют дополнительного времени для поиска, особенно зарубежные и старые публикации.

В случае срочного обслуживания документы доставляются за нес-колько часов. Если нет специальной договоренности, то доставка - почтой первого класса. А также различными курьерскими службами или факсом

ISI

The Genuine Article

Прямой поставщик

Стандартная доставка внутри страны за 24 ч почтой или авиапочтой.

Доставку можно ускорить до 30 мин при использовании факса

RSC http://www.rsc.org/

For mem-bers of RSC /Library and Information Centre. Ot-her formal requests will be con-sidered

Прямой поставщик

Срочные запросы могут быть посланы по факсу в тот же день, если запрос получен до 16 ч дня. Копии на источники, имеющиеся в фонде, отправляются почтой первого класса в день получения запроса

SWETS

ZEITLINGER http://www.swets.nl

SwetDoc

Посредник

В течение 48 ч

TWI

 

Прямой поставщик

 

UMI

UMI INFOSTORE

Прямой поставщик

Для источников, имеющихся в фон-де, доставка факсом за 24 ч

UNCOVER http://uncweb.carl.org/

The UnCover Document Delivery Service

Статьи доставляются из любой из би-блиотек, с ко-торыми сотрудничает Uncover

Пытается доставить в течение 24 ч. Есть ряд факсов, связанных с БД, позволяющих осуществлять доставку заказа в течение часа. Сроки строго выдерживаются

Уже было отмечено принципиальное отличие организации работы информационных фирм от библиотек: они работают главным образом на основе полнотекстовых БД. Можно выделить, таким образом, фирмы, работающие:

Первые две группы имеют полнотекстовые базы данных на CD-ROM и производят прямые выплаты владельцам авторских прав.

Коммерческие фирмы, как и библиотеки, используют различные методы получения заказов и доставки копий. В UMI и EBSCO заказы на доставку документов принимаются по факсу и электронной почте, через модуль заказа в Интернет. Изготовленные копии отправляются по факсу и с использованием программного обеспечения Ариэль через Интернет. Запрашиваемый материал, который есть в UMI, отправляется в течение 24 ч после получения заказа. Большее время доставки - для материалов, которых нет в коллекции. Та же схема применяется и в UnСover. UMI внедрила модуль электронной доставки информации IDM (Information Delivery Module), предназначенный для локального и удаленного поиска документов и интеграции процессов поиска, заказа и доставки документов.

В Uncover заказ на журнальную статью можно сделать из БД в режиме онлайн или передать заказ по электронной почте. Основными технологиями пересылки заказанных материалов являются факс и программа Ариэль. UnCover2 обеспечивает электронную доставку документов через БД, которую легко просмотреть через браузер. Но фактически доставка при этом осуществляется по факсу.

Компания UnCover предлагает пять вариантов доступа для пользователей. Индивидуальным пользователям или пользователям, которые заказывают несколько небольших копий, предоставляют свободный пароль. Индивидуальные пользователи или организации, которые заказывают большие объемы материалов, могут иметь оплаченный пароль, но получают скидку на каждую заказанную статью.

Многие компании обеспечивают доступ не только к своим полнотекстовым БД, но и массивам других компаний. Например, фирма Knight-Ridder Information/Uncover обеспечивает доступ к коллекции патентов в цифровой форме, статьям компаний ABI, ADONIS. Компания UnCover использует не только информационные ресурсы альянса CARL, но и ряда сотрудничающих библиотек Европы, Японии, Австралии и Южной Африки (при этом время доставки превышает 24 ч). Это позволяет развивать сеть учреждений, которые могут доставлять специализированные документы, например, труды конференций, отчеты и диссертации, отсутствующие в собственных коллекциях UnCover.

По соглашению между фирмами UnCover и BIDS обеспечивается доступ к БД и средствам доставки документов для учреждений высшего образования Великобритании. Копирование источников выполняет BLDSC. Компания EBSCO сделала доступной через Интернет БД ADONIS по биомедицинским журналам. Это позволяет пользователям делать запросы на источники, не покупая всю систему ADONIS.

Службы, работающие на специализированных коллекциях, помимо доставки копий предлагают дополнительные услуги. Чаще всего это реферирование и индексирование, создание БД, подготовка микроформ. Особую группу здесь представляют издатели журналов.

Консорциум ADONIS предлагает почти 700 журналов по биомедицине, биотехнике от более чем 70 издателей. Служба готовит цифровые изображения страниц на CD-ROM. Подписчики получают еженедельный компакт-диск, который включает библиографические записи и статьи. ADONIS выпустил версию своего программного обеспечения, которое позволило конечным пользователям переадресовывать распечатку статей на местные принтеры в сети. Текущие статьи обычно появляются в БД в течение трех недель после публикации журнала. Оплата авторского права издателю взимается каждый раз при распечатке статьи пользователем. Эта плата установлена каждым издателем. Программное обеспечение ADONIS делает запись о распечатке статей в протоколе использования, который посылается в фирму ADONIS ежеквартально. На его основе готовится выставляемый счет.

Хотя большинство запросов на документы обычно удовлетворяются большими национальными и международными службами доставки документов, имеется все же часть запросов, требующих специализированного материала, который не доступен из обычных источников. Если большинство запросов поступает на источники по определенной дисциплине, лучше использовать специализированную службу. Такие службы были созданы главным образом специализированными институтами, обеспечивающими базовое обслуживание в относительно небольшом масштабе (не очень большого числа пользователей). Самый яркий пример - IEEE/IEE http://www.iee.org.uk/publish/inspec/askieee.html. Другие, как, например, Engineering Information Inc., являются многонациональными компаниями, работающими в международном масштабе со службами ЭДД по специализиров анным предметным областям. Королевское химическое общество имеет самое большое собрание материалов по химии и смежным областям в Великобритании. Библиотека и информационный центр RSC обеспечивают доставку фотокопий для своих членов. Служба Biosis Document Express обеспечивает доступ к документам, индексированным в Biological Abstracts c помощью Biosis и EBSCOdoc.

Информационные фирмы-брокеры могут также специализироваться на определенных типах документов, однако обычно они обрабатывают заказы по любому виду публикаций вне зависимости от тематики, года издания, языка, типа публикации. Заказы направляются удаленным службам, которые делают копии публикаций из фондов крупных библиотек. Часто они осуществляют доставку документов как один из компонентов в полном комплекте информационного обеспечения научных исследований.

Например, фирма Infotrieve обеспечивает доставку документов, обращаясь к фондам библиотек, диалоговым БД и материалам продавцов и издателей. Основными ее источниками являются библиотеки Калифорнийского университета. Если источники недоступны (их нет в этих фондах), то они отыскиваются в других библиотеках США или других странах. Запросы принимаются на все типы документов.

Фирма BIDS выполняет доставку копий на основе БД ISI. Доступ к BIDS возможен только для учреждений высшего образования Великобритании. Ссылки можно помечать при поиске в библиографических БД, заказ копий осуществляется через модуль заказа или факсу. Копирование источников выполняется в BLDSC.

* * *

Несмотря на определенное сходство используемых технологий и технических средств, практически каждая библиотека, каждое объединение библиотек разрабатывало и внедряло свою собственную технологию получения заказов и транспортировки файлов.

Настройка на технические возможности конечного пользователя предопределяет комбинаторный характер технологии ЭДД в рамках одной системы, который заключается в том, что для каждого этапа любая система ЭДД имеет совместимые наборы технологических решений. При выполнении конкретного заказа из имеющегося набора конструируется своя технологическая схема.

Тот факт, что даже крупные библиотеки пользуются услугами информационных фирм для получения копий первоисточников для своих заказчиков, а пользователи обращаются за копиями не напрямую в организацию, где есть эта копия, а к привычной библиотеке-посреднику, - говорит о том, что библиотеки, особенно в европейских странах, являются для пользователей привычным коммуникативным средством для получения информации. Можно сказать, что именно этот фактор должен стимулировать библиотеки развивать технологии удаленного доступа, чтобы не потерять свою социальную коммуникативную функцию.

Вместе с тем, и информационные фирмы, работающие на собственном фонде электронных полных текстов и библиографических БД, имеют в качестве своих партнеров библиотеки мира (табл. 7.3). Это свидетельствует о том, что пользователи предпочитают иметь налаженные контакты с одним провайдером. Вероятно, именно этот факт способствует появлению и успешной работе информационных фирм-посредников, вообще не располагающих собственными информационными ресурсами.

Т а б л и ц а 7.3

Поставщики документов и их партнеры

Поставщики документов

Партнеры

ADONIS

ADONIS, BLDSC, EBSCO, Knight-Ridder

BLDSC

BLDSC, Swets, Anbar, Knight-Ridder, OCLC, BIDS, Silverplatter http://www.silverplatter.com/collect.htm

CISTI

CISTI, OCLC, Swets

ISI

OCLC, ISI, BIDS

UMI

UMI, OCLC, Knight-Ridder (ABI Inform)

UNCOVER

Knight-Ridder, UNCOVER/Blackwells, BIDS

EBSCOdoc

BIOSIS, EBSCOdoc, Ask IEEE

 

7.4. Электронная доставка документов в библиотеках России

Служба ЭДД в ИНИОН http://www.inion.ru/ была создана в 1996 г. Удаленные пользователи заказывали электронные копии, используя п ечатные библиографические указатели литературы, базы данных на оптических компакт-дисках, а чуть позже - библиографические БД ИНИОН в Интернет. Прием заказов и отправка копий первоначально осуществлялась только по электронной почте, что было не очень удобно из-за больших объемов пересылаемых файлов. Контроль за приемом заказов, изготовлением копий и их отправкой осуществлялся вручную, что приводило к увеличению сроков работ, а в некоторых случаях и к потере заказов. После установки в открытый доступ через сеть Интернет библиографических БД ИНИОН количество заказов резко возросло. Этому также способствовало развитие российского сегмента Интернет, увеличение числа пользователей этой сети в России, развитие технической базы библиотек. Стало очевидно, что необходима разработка современной автоматизированной системы, которая позволила бы решить проблемы приема и оперативной обработки заказов пользователей, изготовления и отправки электронных копий заказчикам, а также взяла на себя функции контроля за выполнением работ и финансовыми расчетами. Таким образом, было принято решение о создании автоматизированной системы ЭДД.

Сейчас система ЭДД в ИНИОН – это автоматизированный программно-технологический комплекс, который состоит из следующих модулей: регистрации пользователей; приема заказов; изготовления электронных копий; оповещения пользователей и пересылки электронных копий заказчикам; контроля за выполнением заказов и финансовых операций. Работа модулей автоматизированной системы ЭДД ИНИОН осуществляется с использованием системы баз данных: БД регистрации пользователей и БД заказов.

Заказы пользователей поступают через модуль заказа в поисковой системе в Интернет, по электронной почте, по другим каналам и регистрируются в БД заказов. Потоки заказов сортируются по хранилищам. После подбора литературы производится электронное копирование источников. В зависимости от формата копии, выбранного пользователем, создаются копии в форматах TIFF, RTF или PDF. Копии помещаются в специально выделенные для пользователей “ячейки” Интернет-сервера. В БД заказов администратором системы вносится информация об изготовлении копий и их местонахождении. Программа отправки заказов выделяет в БД заказов записи, подготовленные к отправке, формирует и пересылает заказчикам письма-уведомления или изготовленные копии.

Копии также доступны через интерфейс просмотра информационных ресурсов в Интернет - на "виртуальном абонементе". Для его реализации был разработан специальный механизм сопряжения библиографических записей и файлов электронных копий. Алгоритм включает следующие операции: присвоение файлу электронной копии уникального имени, алгоритмически выделяемого из элементов библиографического описания записи (шифр хранения, дата издания, номер тома, номер части, номер выпуска, интервал страниц). Присвоение имени файлу копии происходит программно, в момент формирования записи БД заказов. Программа формирования уникального имени копии используется для минимизации ошибок присвоения имен файлам электронных копий и для автоматизации процесса сверки наличия файла с аналогичным именем в хранилище электронных копий на Интернет-сервере ИНИОН. Кроме того, этот программный механизм используется для автоматической простановки динамических гипертекстовых связей между файлом копии и соответствующими библиографическими записями в базах данных и электронном каталоге ИНИОН. Удаление (перемещение) записей в библиографических БД не приводит к необходимости устанавливать новые ссылки.

Служба электронной доставки документов Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ) http://www.shpl.ru/ работает с 1998 г. В настоящее время на Интернет-сервере библиотеки размещены оглавления около 100 российских журналов по истории, экономике и законодательству, котор ые могут быть использованы для заказа копий статей. Пользователям доступен также перечень газет и журналов, получаемых ГПИБ.

Среди заказчиков службы частные лица и организации, которые имеют возможность заключить долгосрочный договор на электронное копирование (при этом применяется авансовая оплата с ежемесячным контролем). Прием заказов осуществляется по электронной почте и через заполнение специальной формы на странице ГПИБ в Интернет. Служба ЭДД ГПИБ выполняет электронные копии в графическом (TIFF) или текстовом (MS-Word) формате. В зависимости от формата (а также от особенностей источника) стоимость изготовления страницы копии может варьироваться. Отправка копий заказчикам осуществляется сейчас только по электронной почте. Характерной особенностью данной службы является то, что пользователи могут сами определить сроки выполнения их заказов. Служба ЭДД ГПИБ совместно с АО "Кодис" разрабатывает систему электронной доставки документов "Д2". Система предназначена для автоматизации обработки запросов на получение электронных копий документов, ввода документов и их рассылки заказчикам. В роли исполнителей выступают библиотеки, заказчиков - библиотеки, корпоративные и индивидуальные клиенты. Система обслуживает полный цикл документооборота: оформление запроса->прием запроса->заказ->выполнение заказа->подтверждение.

Это обеспечивается за счет ведения архивов заказов, документов и клиентов. Наличие последнего позволяет не только упростить рассылку, но и организовать учет оказываемых услуг и обеспечить защиту от несанкционированного доступа.

Основным объектом, которым манипулирует система, является документ. Он состоит из двух частей - описания и изображения. Описание документа содержит в себе библиографическую информацию и информацию о стадиях обработки заказа. Изображение - электронный образ многостраничного бумажного документа: книги, статьи. В настоящее время изображение хранится в формате TIFF CCITT G4, однако принципиальных ограничений на тип и количество одновременно используемых графических форматов нет. При хранении размер страницы A4 составляет 50-80 Кб. В целом документ близок к стандарту GEDI и может быть легко экспортирован в этот формат. Реализован импорт изображений различных форматов и документов формата Ariel.

Служба ЭДД и информации "Русскйй курьер" является совместным проектом Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/home.htm и Агентства по распространению литературы и информации "Российские библиотеки". Cлужба "Русскiй курьеръ" предлагает организациям и частным лицам на платной основе большой спектр услуг по поиску, копированию и доставке документов из фондов РГБ, а также из фондов и БД российских и зарубежных организаций-партнеров вне зависимости от местонахождения заказчика. По запросу пользователя служба осуществляет поиск и заказ копий документов из любых библиотек, архивов и баз данных, экспресс-переводы любых документов с русского и на русский язык, а также оказывает консультативные услуги по вопросам авторского права и интеллектуальной собственности.

Прием и оформление заказов осуществляется автоматически через форму заказа на Интернет-странице службы и в диалоговом режиме по электронной почте, а также по факсу, телефону, посредством почтового отправления. При оформлении заказа пользователи указывают абонентский номер. Пользователям, впервые обращающимся к услугам службы, как физическим, так и юридическим лицам, предлагается заполнить регистрационную форму. Необходимо выбрать формат копирования (графический или текстовый, с распознаванием) и способ доставки документа (по факсу, электронной почте или через Интернет-сервер). Срок исполнения заказа от 24 до 48 часов и более, в зависимости от вида заказа, его объема, сложности поиска, а так же наличия и характеристики необходимого документа и доступа к нему. Заказ выполняется после его оплаты. Служба также заключает долгосрочные договора с частными и коллективными пользователями. В этом случае открывается специальный депозитный счет, из которого осуществляется оплата заказов. Услуга - платная. К стоимости каждого заказа дополнительно начисляется 5% от его стоимости для отчисления Российскому авторскому обществу на основании лицензионного соглашения и в соответствии с Законом Российской Федерации об авторских и смежных правах.

Развитие ЭДД в ГПНТБ СО РАН (http://www.spsl.nsc.ru) складывается из трех направлений. Первое - это предоставление читателям библиотеки электронных копий документов из библиотек Москвы (ИНИОН, ВИНИТИ, ЦНСХБ, РГБ) и С-Петербурга и университетских библиотек шт. Калифорния. А также изготовление копий первоисточников из фонда библиотеки для читателей региона (областных библиотек Кемерово, Томска, Омска, Красноярска, Екатеринбурга и др.). Заказы отправляются и принимаются по электронной почте. Копии транспортируются по электронной почте или FTP, либо заказчик забирает их с FTP-сервера ГПНТБ СО РАН. Срок выполнения заказа - 2-3 дня. Услуга платная. Второе направление - это участие в международных проектах по ЭДД. Работу по ним организует отдел комплектования иностранной литературы, группа международного МБА. Она выступает как посредник для сотрудниками институтов СО РАН. Для заказа копий пользователи используют различные источники информации и через свои библиотеки направляют заказы по электронной почте или на обычном бланке МБА в ГПНТБ СО РАН. ГПНТБ СО РАН отправляет заказ по электронной почте в Мюнхен только после того, как по электронному каталогу удостоверится, что источник там есть. Средствами доставки копий являются Интернет (в этом случае они доставляются в течение 2 - 3 дней) или обычная почта (2 - 3 недели). Полученные копии ГПНТБ перенаправляет заказчикам, используя те же средства доставки. Электронные копии не хранятся, потому что это запрещено условиями договора между сторонами. Не разрешено также ксерокопирование полученных копий. Третье направление - это автоматизация традиционного МБА.

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите опыт работы зарубежных служб ЭДД.

2. Опишите опыт российских служб ЭДД.

3. Зайдите на сайты ИНИОН РАН и Русского курьера. Сравните способы приема заказов у пользователей.

4. Зайдите на сайт ГПНТБ СО РАН. Изучите возможности и условия предоставления электронных копий в этой библиотеке.

 

 

 
© 1998-2003 ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) www.spsl.nsc.ru/
Текущие новости
Rambler's Top100