Переход к начальной странице справочника Родители : ?

ЛЖЕДМИТРИЙ III ("ПСКОВСКИЙ ВОР") (? - 1612х)

Основные моменты жизни
Самозванец, объявивший себя царем Димитрием Ивановичем (Лжедмитрием I), спасшимся от убийства (вторично) в Калуге.

По одним известиям это был какой-то Сидорка, по другим - беглый с Москвы из-за Яузы дьякон (или дьяк) Матюшка. Объявился он 23 марта 1611 года в Иван-городе и был принят здесь с радостью.

Со всех сторон, между прочим изо Пскова, стекались к нему казаки. Он пробовал добиться помощи шведов, но король запретил нарвскому коменданту сноситься с ним. Самозванец пошел брать Псков, но, безуспешно простояв под ним с 8 июля до 23 августа и при вести о приходе шведов, бежал в Гдов, где был ими осажден и едва прорвался опять в Ивангород. Псковичи, земля которых опустошалась и шведами, и поляками, зимою решились признать, для спасения от иноземцев, ведомого вора своим царем.

4 декабря он прошел с отрядом казаков во Псков, почему и получил кличку "Псковского вора". Желая привлечь на свою сторону подмосковное ополчение, новый "царь Димитрий" послал к столице одного атамана. Из лагеря поехал во Псков "опознавать" царя К. Бегичев, и в начале марта 1612 г., под давлением Заруцкого, желавшего иметь царя в противовес новому земскому ополчению (Пожарского), подмосковные таборы присягнули Псковскому Димитрию.

Вскоре, в виду бесполезности этой попытки спасти свое положение, таборы охладели к Лжедимитрию, и новый их посол, Ив. Плещеев, изобличая Вора, искал случая схватить его. Псковичи, раздраженные грубостью, насильями и развратом призванного ими царя, готовы были помочь Плещееву. Самозванец почуял недоброе и 18 мая бежал, но был настигнут и возвращен во Псков уже в тюрьму, а 1 июля отправлен под Москву. По одному известию, он был убит по дороге во время нападения Лисовского, по другому - казнен в таборах под Москвой, по третьему - повешен в Москве уже при царе Михаиле.

См. Костомаров "Смутное время" (т. III); П. Любомиров "Очерки истории нижегородского ополчения" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1913, № 10).