НИКОН (МИНОВ НИКИТА) (1605-1681+)

Переход к начальной странице справочника Русский патриарх с 1652 года. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Никон и другие реформаторы после сличения с греческим оригиналом произвели некоторые изменения в символе веры (перечне догматов православия) , однако приверженцы старины (старообрядцы) не приняли самой возможности повторного перевода канонических текстов. Объявляя старые обряды "неправильными", никониане невольно должны были усомниться также в истинности православия русских святых, отправлявших службы по старым книгам, а также и в решениях Стоглавого собора 1551 года, канонизировавшего "старины".

Идеологом раскола и главой старообрядчества стал "неистовый протопоп" Аввакум Петрович (1620-1682х), который был непримиримым противником реформы Никона. В 1664г. Аввакум был сослан в Мезень. В 1666-1667гг. осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие» и многие другие сочинения. Сожжен с товарищами по указу царя Федора Алексеевича.

С точки зрения исторических фактов были правы Аввакум и его союзники - не русские, а греки отступили от традиции. Русь приняла христианство по Студийскому уставу (который в Греции был позднее вытеснен Иерусалимским), сохранив старые обряды до XVII века. Древней формой было двоение слова "аллилуия". Троеперстному крестному знамению на православном Востоке предшествовало двоеперстие. "Старое" двоеперстие в Византии сохранялось еще в XII веке.

Раскол был, однако, вызван не только реформой Никона. Религиозные расхождения наложились на социальные. Старообрядцы не принимали и "самодержавсива" царя в церковных вопросах, падения роли епископства. В "порче" нравов духовенства, в социальном неблагополучии, в утеснении "меньших людей", в западном влиянии они обнаруживали "знамения прихода Антихриста". Обостренное ожидание конца света поддерживало раскольников в тюрьмах и на кострах. В раскол ушла треть населения России. Приверженцы старины были во всех слоях общества, которое было расколото по вертикали.

Однако ни сопротивление духовенства и боярства, ни ропот народа не заставили правительство отступить от реформы. Реформа Никона имела политический смысл. В конце 1640 - начале 1650-х годов решался вопрос о присоединении Малороссии. На Украине к тому времени были проведены изменения в обрядах, аналогичные никоновским. Царь Алексей Михайлович, считавший себя законным преемником византийских василевсов, мечтал о покорении Турции и освобождении христиан. Московское государство виделось многим ученым людям XVII века собирателем разрозненных и плененных православных земель. Историческая миссия России и ее царя представлялась им невозможной без согласования обрядов и книг с нормами, которые они видели в обрядовой практике других православных церквей.

Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем Алексеем Михайловичем, на которого Никон имел огромное влияние. В июле 1658 года Никон оставил патриаршество и удалился в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь (г.Истра, до 1930г. - Воскресенск, Московской области). Патриарх полагал, что царь никак не решится расстаться с ним и он таким смелым и шумливым шагом восстановит в прежнем блеске свои пошатнувшиеся близкие отношения с царем. Однако он ошибся в расчетах. Разрыв затянулся на долгие годы. 18 декабря 1664 года Никон предпринимает попытку вернуться на церковный престол, но неудачно. Церковный Собор 1666-1667 годов снял с него сан патриарха и Никон был сослан на Север, в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.

Мордовцев Д.Л. Великий раскол М., "Правда", 1990.