ГОСТОМЫСЛ И ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА

Переход к начальной странице справочника Ильменские словене - одно из восточнославянских племен - построили на реке Волхов город Славу (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

Известия о ранней истории Новгорода и призвании Рюрика содержатся в так называемой Иоакимовской летописи, которая дошла до нас в изложении В.Н.Татищева.
[Иоаким (1030+) - лицо историческое, привезен Владимиром I из Корсуня, распростр. христианство в Новгороде; в 991 году он, согласно В.Н.Татищеву, был утвержден первым епископом Новгорода, строил церкви (св. Софии, монастырь Десятинный).]

Согласно этой летописи примерно в конце V века в Новгороде создалось княжество, где первокнязем был некто Славен, потом княжили три его сына - Избор, Владимир и Столпосвет, а потомок Владимира (Древнего) в девятом поколении Буривой был отцом новгородского князя Гостомысла, на котором прервалась эта династия.

"Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем любим, расправы ради правосудиа. Сего ради вси окльни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихожаху морем и землею послушать мудрости, и видите суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду."
Обратим внимание на то, что, в отличие от Киевской истории, где между Кием и его потомками Аскольдом и Диром - темный провал в несколько веков, новгородцы сохранили в памяти не только несколько дорюриковых имен князей, но и некоторые подробности старины.

Некоторые факты летописи, пусть и в полулегендарном виде, полнятся характерными и убедительными подробностями, не противоречащими логике истории. С.М.Соловьев об Иоакимовской летописи: "Нет сомнения, что составитель ее пользовался начальною Новгородскою летописью".

Было у Гостомысла четыре сына, которые все погибли в войнах, а три "дочери выданы быша суседним князем в жены". И вот Гостомысл на склоне лет остается без наследника и однажды якобы видит сон, будто "из чрева средние дочери его Умилы" вырастает чудесное дерево - "от плод же его насысчасуся людие всей земли". Вскоре Гостомысл, "видя конец живота своего, созва вся старейшены от славян (словен), руси, чуди, веси, мери, кривич и древович, яви им сновидение и посла избраннейшия в варяги просити князя".

Примечание 1 : В отличие от остальных летописей, Иоакимовская называет среди местных племен дреговичей и какую-то таинственную "русь"! Не была ли эта Русь местным племенем. как считал Д.Иловайский, или влиятельной эмигрантской группой балтийских славян, переселившихся с запада в Новгородскую землю под давление немцев, датчан или другого врага? А может в летописи надо читать "славян-руси"? (См. Происхождение названия "Русь".)

Можно предположить, что дочь Гостомысла Умила была замужем за одним из западнославянских князей: быть может, на острове Ругин (Рюген), где искони жили варяги-славяне, или в земле бодричей-рарогов, или за князем "рутов" ("ругов"), чье постоянное присутствие в Европе много раз зафиксировано источниками. Возможно, именно Умила родила Рюрика, отцом которого был Годослав (Годлав), князь бодричей-рарогов (погиб в 808 году).