Переход к начальной странице справочника

HTML-версию и некоторые примечания подготовил Шишкин С.П.
Текст приводится по сб. ПРОМЕТЕЙ. т.16, Тысячелетие русской книжности,
М. Молодая гвардия, 1990

"ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО"

(Публикация и комментарии А.Н.Ужанкова)

В указанном сборнике публикации сокращенного варианта "Жизнеописания" предшествует статья А.Н.Ужанкова "Жизнеописание Даниила Галицкого", рекомендую почитать и ее. [Прим. Шишкина С.П.].

 

Примечания

    По смерти великого князя Романа (Мстиславича Галицкого) 1, самодержца всея Руси, ...великая смута поднялась в земле Русской; оставшимся же двум его сыновьям было: одному четыре года, а другому два года 2.
   (...) Немного времени минуло и привели (галицкие бояре) Кормиличичей, которых изгнал великий князь Роман из-за недоверия (к ним), ибо восхваляли (они) Игоревичей. Послушали галицкие бояре их (Кормиличичей) и послали за ними (Игоревичами), и посадили их: Владимира - в Галиче, а Романа - в Звенигороде 3. Княгиня же, вдова Романа (Анна), взяла детей своих и бежала во Владимир. Ибо хотелось Владимиру (Игоревичу) искоренить племя Романово в угоду безбожным галичанам. И послал Владимир по совету галицких бояр с речью попа к владимирцам, говоря им: "Не останется город ваш (невредим), если не выдадите Романовичей; и если не примите брата моего Святослава княжить во Владимир".
    Владимирцы хотели убить попа, но Мстибог, Мончук и Микифор сказали: "Не подобает нам убивать посла", - ибо имели обман в сердце своем (думали), как предать господ своих и город. Спасен же ими был поп.
    Наутро, узнав об этом, княгиня (Анна) совет устроила с Мирославом и с дядькой, и на ночь бежали (они) в Ляхи. Даниила взял с собой дядька, (посадив на коня) перед собой, и вышел из города. Василька же поп Юрий с кормилицей взяли, и вышли через дыру в городской стене. И не ведали, куда бежать, ибо был Роман убит (в походе) на ляхов, а Лестько, (князь польский) мира не заключил. Бог был помощником им. Лестько не помянул вражды, но с великой честью принял ятровь свою 4 и детей, сжалившись над ними; он сказал: "Дьявол вверг вражду между нами" - (подразумевая Владислава*), ибо Владислав сеял обман между ними, завидуя его любви (к Роману).

1 ) Роман Мстиславич Галицкий (1150-1205) - сын Мстислава Изяславича, правнук Мстислава Великого, праправнук Владимира Мономаха. В 1199 году объединил Галицкие и Волынские земли в единое княжество со столицей в Галиче. О его могуществе говорил автор "Слова о полку Игореве": "... многи страны Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоща, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи". Погиб во время военного похода в Польшу 19 июня 1205 года.

2 ) Сыновья Романа Мстиславича - Даниил (1201-1264) и Василько (1203-1269) - главные герои "Галицко-Волынской летописи" до смерти Василько Романовича.

 3 ) Боярский род Кормиличичей происходит, видимо, от княжеского кормильца - дядьки, воспитателя. Они были сторонниками Черниговских князей Игоревичей - Владимира, Романа и Святослава - сыновьях героя "Слова о полку Игореве" Игоря Святославича (1151-1202), претендовавших на Галицкое княжество, поскольку их мать - Ефросиния Ярославна - была дочерью Ярослава Галицкого (ум. в 1187 г.).
Никак не могу разобраться - почему Евфросиния считается (и не только здесь) матерью Игоревичей, ведь она стала женой (второй) Игоря с 1184 года, а все Игоревичи родились много раньше? Может кто разъяснит? [Прим. Шишкина С.П.].

 4 ) Речь идет о событиях лета 1206 года. Ятровь - жена брата;

 * ) По-видимому, речь идет о галицком боярине Владиславе Кормиличиче (Володиславе), который при Романе Мстиславиче был в изгнании и о котором см. ниже.
[Прим. Шишкина С.П.]
.

   Послал Лестько Даниила в Угорскую землю, и с ним послал посла своего Вячеслава Лысого сказать королю: "Я не вспомнил счеты с Романом. Тебе же другом (он) был. Клялись вы, если останутся живы дети его, любовь к ним иметь. Ныне же изгнание пришло на них. Давай нынче же пойдем и, взяв, передадим им отчину их".
    Король же, эти слова услышав, пожалел о случившемся и оставил Даниила у себя, а Лестько княгиню (Анну) и Василька - у себя 5. (...)

5 ) Роман Мстиславич Галицкий состоял в родстве с краковским князем Лестьком (Лешком) Белым (1186(7)-1227) [ Лешко Белый - сын польского короля Казимира Справедливого (1194+) - прим. Шишкина С.П.] и венгерским королем Андреем II (1176(7)-1235). Их общим прадедом был князь киевский Мстислав Владимирович. Дочь Мстислава Владимировича Ефросиния была бабкой Андрея, а сын Изяслав - дедом Романа. Следовательно, Роман и Андрей - троюродные братья. Отсюда такое участие в судьбе Даниила и Василька Романовичей.

   И приехали берестяне* к Лестьку и просили (дать им) Романову княгиню с детьми: были ведь оба малы. И дал им (Василька), чтобы владел ими. Они же с великой радостью встретили их (Анну и Василька), будто бы великого князя Романа живого увидели 6. (...)
    Сговор сотворили Игоревичи против бояр галицких, как их избить. И при случае избиты были, и убит был Юрий Витанович и Илья Щепанович, и иные великие бояре. Убито же было их числом пятьсот**, а другие разбежались.

* ) г.Берестье (изв. с 1019 г., ныне г.Брест в Белоруссии) входил в состав Волынского княжества с 80-х годов XII в.
[Прим. Шишкина С.П.]
.

6 ) В 1207 году.

 ** ) Цифра весьма сомнительна. Откуда в Галиче 500 великих бояр? По-видимому, как в большинстве случаев, летописные данные надо уменьшить на порядок.
[Прим. Шишкина С.П.]
.

   Владислав же Кормиличич бежал в Угры, и Судислав, и Филипп (с ним). Нашли (они) Даниила в Угорской земле, ребенком был он (еще), и просили короля угорского: "Дай нам уроженца Галича Даниила, отберем с ним город у Игоревичей". Король же с великой охотой послал воинов своих в силе великой и великого дворского Пота, поручив ему воеводство над всеми воинами.
    И соединились все. Сперва пришли под город Перемышль*. И подошел Владислав к городу и говорит горожанам: "Братья, о чем размышляете? Не эти ли перебили отцов ваших и братьев ваших? А другие имущество ваше разграбили, и дочерей ваших отдали за рабов ваших. А отчинами вашими владеют иные пришельцы. За них ли хотите душу свою положить?" Они же пожалели о случившемся, сдали город. А князя их Святослава (Игоревича) схватили.
    Оттуда пошли к Звенигороду**. Звенигородцы жестоко бились с ними и не пускали ни к городу, ни к острожным воротам. Они же стояли вокруг города.
    Василько (тогда) княжил в Белзе***, и пришли от него великий (боярин) Вячеслав Толстый, и (воевода) Мирослав, и (тысяцкий) Демьян, и (боярин) Воротислав, и иные бояре многие и воины от Белза; а от Лестька (пришли) из Ляхов Судислав Бернатович со многими полянами, а от Пересопницы**** пришел Мстислав Немой со многими воинами; Александр с братом и со многими воинами пришел от Владимира, Ингварь***** же послал сына своего из Луцка, Дорогобузла и Шумска с многими воинами.

* ) Перемышль - город на р.Сан, осн. в X в., ныне г.Пшемысль в Польше.
** ) Звенигород - ныне городище около с.Звенигород в Львовской области Украины.
*** ) Белз - город близ Владимира-Волынского (известен с 1030 г.), ныне в Львовской области Украины.
**** ) Пересопница - в XII-XIII вв. центр удельного княжества. Ныне городище в с.Пересопница Ровенской области Украины.

***** ) Речь идет о братьях Мстиславе и Ингваре Ярославичах, сыновьях Ярослава Изяславича.
Об Александре см. примечание 9.
[Прим. Шишкина С.П.]
.

    Приехали половцы к Роману на помощь и Изяслав Владимирович с ними. Угры не одолели воинов (этих), и (те) прогнали из станов своих. Мика же был ранен, и Тобаша голову ему отсек. Половцы, увидевши это, (еще) крепче налегли на них. Они же (угры) отъехали перед ними к Лютой речке, пока не приехали ляхи и русь. И сойдя с коней, едва (успели) переправиться через речку Лютую, ибо половцы и русь (уже) стреляли в них. Тут же Марцел от хоругви своей отбежал, и русские взяли ее, и позор великий был Марцелу. И возвратились (половцы) в колымаги свои, иначе говоря, в станы.
    После этого Роман вышел из города, помощи ища среди русских князей. И когда он был в Шумске на мосту, пленен был Зерньком и Чухомою, и приведен был в стан к князю Даниилу и ко всем князьям и воеводам угорским. И послали они к горожанам со словами: "Сдавайтесь! Князь ваш захвачен". Они же не имели веры, пока известно не стало им самим, и сдались звенигородцы.
    Оттуда же пошли к Галичу. И Владимир бежал из Галича, и сын его Изяслав, и гнали их до Незды (реки). Изяслав же остановился и бился у Незды реки, и отняли у него коней вьючных, после чего возвратились в Галич.
    Тогда же приехала княгиня великая Романова повидать сына своего родимого Даниила. Тогда ... все бояре владимирские и галицкие, и воеводы угорские посадили князя Даниила на столе отца своего великого князя Романа в церкви святой Богородицы и приснодевы Марии7. (...)
    Даниил же, княживший в Галиче, был настолько мал, что и матери своей не узнал8. Минуло время, и галичане выгнали мать Даниила из Галича. Даниил же не хотел оставлять мать мать свою и плакал о ней, ибо мал был. И приехал Александр, тиун шумавинский, и взял (его коня) за повод. Даниил же извлек меч и ударил его, и ранил коня под ним. Мать же, вынув меч из руки, уговорила его остаться в Галиче, а сама уехала в Белз, оставив Даниила у неверных галичан, по совету Владислава (Кормиличича), который хотел княжить сам. Узнал король (угорский) об изгнании ее и огорчился. (...)
    Пришел король в Галич и привел невестку свою великую княгиню Романову и бояр владимирских, и Ингварь пришел из Луцка и другие князья. И совет устроил с невесткой своей и с боярами владимирскими, и сказал: "Владислав княжит, а невестку мою выгнал". Схвачены были Владислав, Судислав и Филипп и пыткам подвергнуты. И много богатства отдав, Судислав в золото превратился, иными словами, много золота дав, откупился. Владислава же, заковав, повели в Угры.
    И когда Владислава вели в Угры, Явольд и Ярополк, брат его, бежали в Пересопницу к Мстиславу (Ярославичу Немому) и привели Мстислава. И пришел Мстислав с ними к Бужску. Глеб же Поткович (воевода) убежал из Бужска. А Иванко Станиславич и брат его Збыслав прибежали в Галич сообщить о рати и отступничестве галичан. Княгиня же Романова с сыном своим Даниилом и с Вячеславом Толстым бежали к уграм, а Василько с Мирославом поехали в Белз. (...)

7-8 ) В начале осени 1210 года князь Даниил впервые сел на Галицкий престол. Было ему от роду 9 лет, четыре из них он провел в Венгрии, не видя матери, находившейся при младшем сыне Васильке вначале в Берестье, а затем в Белзе.

    Пришел Лестько, приглашенный Александром, к Белзу9. (Сам) Александр не (смог) взять (город), но желал зла Романовичам. И взяв Белз, отдал его Александру. Но бояре не нарушили верность (Романовичам) и пошли все с князем Васильком в Каменец*.
    Король же отпустил Владислава и, собрав много воинов, пошел на Галич. Когда остановились в монастыре в Лелесове, неверные бояре хотели его убить. И убили жену его, а шурин его, патриарх Аквилейский, едва убежал; и многие немцы перебиты были. А потом, когда король вернулся, многие (среди мятежников) перебиты были, а другие разбежались. Из-за мятежа случившегося король не мог войны начать против беззакония их. А Владислав поехал впереди со всеми галичанами, Мстислав же, узнав о королевской рати великой, убежал из Галича. Владислав въехал в Галич и вокняжился, сев на престоле.
    Даниил ушел с матерью своей в Ляхи, отпросившись у короля. Лестько же принял Даниила с великой честью. И оттуда пошел (он) в Каменец с матерью своею. Брат же его Василько и бояре все встретили его с великой радостью. (...)
    Лестько взял Даниила из Каменца, а Александра из Владимира, а Всеволода из Белза, каждого со своими воинами. Было войско Даниила численнее и сильнее, ибо были бояре великие отца его все у него. Увидел это Лестько и возымел любовь великую к князю Даниилу и брату его Васильку.
    Ярополк и Явольд затворились в Галиче, а Владислав выехал с уграми и чехами своими и соединился с галичанами, и пришел на реку Бобрку. Узнал о том Лестько и послал на него ляхов, а от Даниила - Мирослава и Демьяна, а от Мстислава - Глеба Зеремеевича и Юрия Прокопьича.
    Была сеча великая, и одолели ляхи и русь. Даниил тогда ребенком был, но уже мог на коне ездить. А Владислав убежал: многте из воинов его (были) убиты. (Но) и после этого Лестько не мог взять Галич, и пошел воевать около Теребовля, и около Моклекова, и Збыража. И Быковен взят был ляхами и русью. И взял он плен велик и воротился в Ляхи.
    Спустя время Даниил и Василько с Лестьковой помощью забрали Тихомль и Перемиль у Александра и княжили с матерью в нем, а на Владимир поглядывали: "Так или иначе, а Владимир будет наш, с Божьею помощью". (...)

9 ) Александр Всеволодович - сын Всеволода Мстиславича, брата Романа Мстиславича Галицкого, также был родственником Лестька.
[Александр Всеволодович приходился Лестьку троюродным племянником, их общим предком был Мстислав Владимирович Великий. Прим. Шишкина С.П.]
По совету Лестька Александр забрал в 1207 году себе Владимир, а Васильку, княжившему в Берестье, отдал свою отчину Белз, но в 1213 году отобрал назад.
В дальнейшем взаимоотношения Даниила и Василька Романовичей с Александром Всеволодовичем будут очень сложными, несмотря на их близкое родство: Александр то поддерживал двоюродных братьев, то выступал против них. Но каждый раз братья прощали его.

* ) ныне Каменец - город в Брестской обл. Белоруссии. В городе сохранилась башня "Белая Вежа" - памятник архитектуры XIII в. Недалеко от города - заповедник "Беловежская пуща";
[ Прим. Шишкина С.П.]

    Вскорости король пошел на Лестька, а Даниил у Лестька был. Лестько же послал посла своего Лестича и Пакослава воеводу со словами: "Не подобает боярину княжить в Галиче; но возьми дочь мою за сына своего Коломана и посади в Галиче". Понравился королю Андрею совет Пакослава и встретился (он) с Лестьком в Зпиши, и взял дочь его за сына своего. И послав (воинов), захватил Владислава в Галиче, и заточил его; и в том заточении умер (Владислав). Нажил он ненависть к племени своему и к детям своим княжением, ибо все князья не призрели детей его из-за него.
    Король посадил сына своего в Галиче10, а Лестьку дал Перемышль, а Пакославу - Любачев. Пакослав был сторонником княгини Романовой и детей ее. По совету Пакослава послал Лестько посла к Александру, говоря: "Дай Владимир Романовичам - Даниилу и Васильку. Не дашь если, пойду на тебя с Романовичами". Он же не дал: Лестько посадил Романовичей во Владимире11.
    Король отнял Перемышль у Лестька, и Любачев (у Пакослава). Лестько печалился о позоре своем и послал в Новгород по Мстислава (Мстиславича Удатного*), и сказал: "Братом мне являешься. Пойди и сядь в Галиче12". Мстислав пошел на Галич по совету Лестька. Галичане же все и Судислав послали за Даниилом.
    Даниил не спешил ехать, а Бенедикт Лысый бежал в Угры с Судиславом, а Мстислав сел в Галиче.
    Взял у него Даниил дочь именем Анну (себе в жены), и родились от нее сыновья и дочери. Первенец был Ираклий, за ним - Лев, за ним - Роман, Мстислав, Шварн и другие, которые во младенчестве отошли от света сего13.
    Время (какое-то) минуло, и поехал Даниил к мстислау в Галич, говоря на Лестька: "Отчину мою держит". Тот же ответил: "Сыне, за предыдущую дружбу не могу на него выступить, но поищи себе других (союзников)".
    Даниил возвратился домой и поехал с братом, и взял Берестье, Угровск, Верицин, Столп, Комов и все окраины. Лестько же великий гнев возымел на Даниила. (...)
    Лестьку показалось, что по Мстиславову совету Даниил взял Берестье, и послал Лестько к королю со словами: "Не хочу удела в Галиче, но дай его зятю моему". Король же послал воинов многих и Лестька, и пришли к Перемышлю. Ярон тысячей командующий в Перемышле, убежал перед ними. (...)
    Мстислав не мог биться с уграми и просил зятя своего Даниила и Александра, чтобы затворились они в Галиче. Обещали ему Даниил и Александр идти в Галич. Даниил затворился в Галиче, а Александр не осмелился.
    Тогда же великая княгиня Романова приняла монашеский чин14.

10 ) Бракосочетание Саломеи, дочери Лестька, и Коломана, сына Андрея, состоялось осенью 1214 года, и вскорости король посадил своего сына в Галиче.

11 ) В конце 1214 - начале 1215 года Романовичи сели на отчий престол во Владимире. С той поры они станут собирать Волынские и Галицкие земли воедино, пока не восстановят владения своего отца. Причем Владимир будет постоянным уделом Василька.

* ) Традиционно прозвище Мстислава Мстиславича переводят на современный язык как "Удалой", но это не совсем верно, поскольку древнерусское слово "удатный" означает "способный", "удачливый".

12 ) Мстислав Мстиславич Удатный - князь торопецкий (с 1206 г.), новгородский (с 1210 г.), галицкий (с 1214 г.), сын Мстислава Ростиславича, родная сестра которого - Елена Ростиславовна - была матерью Лестька, то есть Мстислав и Лестько были двоюродными братьями.

13 ) Брачный союз Даниила Романовича и Анны Мстиславны состоялся осенью 1217 года. Но, судя по перечню их детей, запись делалась спустя значительное время - в середине 40-х годов.

14 ) 9 сентября (?) 1219 года.

    Потом же пришла рать под город (Галич) - Коломан и ляхи. И большой бой был на Кровавом броду, и выпал на них снег, и не могли (больше) стоять, ушли за Рогожину, и не пошли на Мстислава и прогнали его с земли (Галицкой).
    Мстислав передал Даниилу: "Выйди из города". Даниил же вышел с Дмитром тысяцким и с Глебом Зеремеевичем, и с Мирославом. Вышли (они) из города и (когда) были напротив Толмача, догнал их неверный Владислав Витович. Поворотились к нему и прогнали его, и коня у него отняли.
    Даниил молод был и, видя Глеба Зеремеевича и Семена Коднинского, мужественно ездящих, приехал к ним, укрепив силы их. А иные устремились в бегство.
    Весь тот день бились до самой ночи. Тою же ночью вернулись Даниил и Глеб Зеремеевич и взяли Яньца. Молод был (Даниил), но показал мужество свое. И всю ночь бились. А на утро догнал их Глеб Васильевич. Обратился Даниил на него и гнал более поприща. Тот же ускакал перед ним, благодаря резвости коня (своего). А Даниил возвратился, и когда один ехал среди врагов, они не осмелились напасть на него, пока не подъехали к нему Глеб Судилович, и Гавриил Иворович, и Перенежко. (...)
   Оттуда приехал Даниил к Мстиславу. Мстислав же великую честь воздал Даниилу и дары ему дал великие, и коня своего резвого, сивого, и сказал ему: "Пойди, княже, во Владимир, а я пойду к половцам. Отомстим за свой позор". Даниил приехал во Владимир. (...)

 

    Вышел Филя издавна прегордый (воевода), с многими уграми, надеясь объять всю землю и вычерпать море. И сказал он: "Один камень много горшков разбивает", и другое слово произнес он надменно: "Острый мечь, борзый конь - много (погибнет) руси!" Бог же того (хвастовства) не потерпел: в свое время убит будет Даниилом Романовичем издревле прегордый Филя15.
    Александр отступил от Даниила и Василька к Лестьку, и не было им обоим помощи ни от кого, разве (только) от Бога, пока не пришел Мстислав с половцами. (...)
   Пришел Лестько на Даниила к Щепареву, препятствуя ему идти на помощь Мстиславу, тестю своему. Кондрат же (брат Лестьков) приехал мирить Лестька и Даниила, но узнал коварство Лестька и не велел князю Даниилу ехать к Лестьку.
    Филя же готовился к битве, возомнив, что никто не может стать против него на бой. Оставил (он) Коломана в Галиче, и создал укрепления на церкви пречистой владычицы нашей Богородицы, которая не потерпела осквернения храма своего и отдала (город) Мстиславу. Были тут с Коломаном Иван Лекин и Дмитрий, и Бот.
   Половцы приехали посмотреть (на) рать (их), угры же и ляхи погнались за ними. Ухитрился половчанин и поразил стрелкой Уза в глаз, и упал тот с коня; взяли тело его и плакали о нем.
    Назавтра, в канун (Благовещенья) святой Богородицы пришел Мстислав рано (утром) на гордого Филю, и на угров, и на ляхов, и была брань тяжелая между ними, и одолел Мстислав. И побежали угры и ляхи: побито было множество их; и схвачен был величавый Филя дружинником Добрыниным, но его лживый Жирослав выкрал, и обличен он был, и из-за него (Фили) потерял отчину свою.
    Победив, Мстислав пошел к Галичу, и бились они за врата городские. И забежали (угры) на своды церковные, а некоторые на веревках поднялись, а коней их захватили. Было укрепление сделано в церкви. Они же стреляли и камни метали в горожан, (но) изнемогали от жажды, ибо не было воды у них. И приехал Мстислав, и сдались ему, и сведены были с церкви. (...)
    Потом же приехал Даниил к Мстиславу и была радость великая: спас бог от иноплеменников, ибо все угры и ляхи убиты были, а иные взяты в плен, а иные, разбежавшиеся по земле (Галицкой), утонули; другие же смердами побиты были, и никому из них не (удалось) убежать. Такова была милость от Бога Русской земле. (...)

15 ) Автор рассказывает о походе венгерского воеводы Фильния (Фили) на Даниила зимой 1220/21 года и упоминает о смерти Фильния 17.VIII.1245 г. Подобные экскурсы в будущее помогают установить время работы писателя над этой частью "Жизнеописания". Очевидно, что она писалась не ранее осени 1245 года.

    Пришла неслыханная рать - безбожные моавитяне, называемые татарами, пришли на землю половецкую16.
    Половцы выступили (против них, но даже) Юрий Кончакович, наисильнейший (хан) половецкий, не мог противостоять им и бежал, и многие перебиты были до (самой) реки Днепра. Татары же возвратились и пошли в вежи свои.
    Прибежали половцы в Русскую землю, говорят русским князьям: "Если не поможете нам, (то) мы ныне иссечены были, а вы завтра иссечены будете". Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам было бы встретить их на чужой земле, нежели на своей". Тогда был Мстислав Романович (князем) в Киеве, а Мстислав (Святославич) в Козельске и Чернигове, а Мстислав Мстиславич в Галиче, - это были старейшины в Русской земле. Юрия же (Всеволодовича), князя великого суздальского, не было на том совете. Были еще молодые князья: Даниил Романович, Михаил Всеволодович*, Всеволод Мстиславич киевский и иные многие князья. Тогда же великий князь половецкий Басты крестился. А Василька (Романовича) не было, остался он во Владимире, ибо был еже молод.
    Оттуда же выступили они в месяце апреле, и пришли к реке Днепру, к острову Варяжскому. И приехала к ним вся земля половецкая, и черниговцы приехали, и киевляне, и смоляне, и с иных сторон. Все мы вброд Днепр перешли, - потому-то покрыта вода была множеством людей. А галичане и волынцы (пришли) каждый со своими князьями. А куряне, и трубчане, и путивльцы - каждый со своими князьями пришли на конях. А посланцы галичские пришли по Днестру и вышли в море, и ладей была тысяча. И вошли в Днепр, и провели (ладьи) до порогов, и стали у реки Хортицы на броду у протоки. Были с ними Юрий Домамирич и Держикрай Владиславич.
    Дошли вести в станы, что пришли (татары) посмотреть ладьи русских. Услышав это, Даниил Романович сел на коня и помчался взглянуть на невиданную рать, и бывшие с ним конники и иные многие князья поскакали с ним посмотреть невиданную рать. Те же отошли. Юрий сказал князьям: "Стрельцы это". Другие же говорили: "Простые люди это, хуже половцев". Юрий же Домамирич молвил: "Ратники это и добрые воины".
    Вернувшись, рассказали (все) Мстиславу (Романовичу), и Юрий сказанное повторил. И говорят молодые князья: "Мстислав и другой Мстислав, не стойте! Пойдем против них!" Перешли все князья, Мстислав и другой Мстислав Черниговский реку Днепр, и иные князья подошли и пошли в поле половецкое. Перешли же Днепр во вторник день и встретили татары полки русские. Стрелки русские победили их, и гнали в поле далеко, рубя, и взяли скот их, и со стадами убежали, так что все воины обогатились скотом.

16 ) Речь идет о первом появлении татар в 1223 году. Автор считал, что они происходят от библейского Моава, сына Лота.

* Михаил Всеволодович не был молодым в буквальном смысле слова - ему к 1223 году было более сорока лет. Автора, по-видимому, следует понимать так, что Михаил не был старшим в своем роду [Прим. Шишкина С.П.].

    Оттуда же шли 8 дней до реки Калки. Встретили их сторожа татарские. Сторожа бились с ними, и убит был Иван Дмитриевич и другие двое с ним; татары же отъехали прочь.
    На реке Калке встретили татары половецкие полки с русскими. Мстислав Мстиславич повелел первым перейти реку Калку Даниилу с полком и иным полкам с ним, а сам за ним перешел. Ехал же он в сторожевом отряде. Увидев полки татарские, приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав же (Романович) и другой Мстислав (Cвятославич) сидели в стане, ничего не зная: Мстислав Мстиславич не сообщил им зависти ради, была ведь вражда большая между ними.
    Сошлись полки вместе. Даниил выехал наперед, и (воевода) Семен Олюевич и (воевода) Василько Гаврилович ударили в полки татарские. Василько был сбит (с коня), а сам Даниил ранен был в грудь: через молодость и отвагу не чувствовал ран, бывших на теле его, ибо был возрастом 18 лет17 и был силен. Даниил крепко боролся, избивая татар. Видел это Мстислав Немый* и подумал, что Даниила сбить могут, выехал и сам в полки татарские, ибо был мужем (смелым) и сильным, притом родственником был Роману от рода Владимира, по прозвищу Мономаха. Он, ведь, великую любовь имел к отцу его, ему же и поручил по смерти свою волость, (то есть) отдал ее князю Даниилу.
    Татары побежали, Даниил же избивал их со своим полком и Олегом Курским(**), крепко бившемся. (Но) новые полки (татарские) сразились с ними, (и) за грехи наши русские полки побеждены были.
    Даниил видел, что крепнет сраженье: налегли враги и лучники их стреляют густо, обратил коня своего набег под напором противника. Скачущему ему захотелось воды, выпив, почувствовал рану на теле своем - в бою не заметил ее из-за силы, и мужества, и возраста своего. Ибо был он смелым и храбрым, и "от головы и до ног его не было на нем пороков"18.
    Случилась победа над всеми князьями русскими. Такого не бывало никогда. Татары же победили русских князей за прегрешения христианские, пришли и дошли до Новгорода Святополкова. Не ведающие лживасти их русские выходили навстречу им с крестами, они же убивали их всех.
    Бог, ожидая покаяния христианского, обратил татар назад, на землю восточную, и воевали они землю Тангутскую19 и другие страны. Тогда же и Чингисхан их тангутами убит был20. Их же (тангутов) прельстили и впоследствии обманом погубили. Иные же страны войнами, а больше всего - обманом погубили.

17 ) На самом деле Даниилу Романовичу было тогда 22 года.

* ) Мстислав Ярославич Немой (1226+), князь Пересопницкий (с 1180) и Луцкий (с 1214), был двоюродным дядей Даниила Романовича. В 1212 году Мстислав Немой сел в Галиче, вынудив Даниила с матерью бежать в Венгрию. Умирая, Мстислав поручил вотчину свою и сына Ивана Даниилу Романовичу. Иван вскоре умер и Луцк перешел к Ярославу Ингваревичу [Прим. Шишкина С.П.].

** ) Олег Святославич, князь Курский (с 1207), Черниговский (1224), внук Игоря Святославича, героя "Слова о полку Игореве" [Прим. Шишкина С.П.].

18 ) Цитата из 2-й книги Царств, XIV,25.

19 ) Государство Си-Ся (982-1227) на севере Китая, в тибете, населенное тангутами.

20 ) Чингисхан (1155-1227) - полководец, основатель монгольского государства, умер во время этого похода собственной смертью.

    Александр все (время) вражду имел ко своим братьям Романовичам, Даниилу и Васильку. Услышав, что Мстислав не имеет любви к зятю своему князю Даниилу, он радостью наполнился, вынуждал Мстислава на выступление (против Даниила). Мстислав отправился на войну и пришел на Лысую Гору. Даниил съездил в Ляхи и привел князя Лестька, и выступил против Мстислава. Мстиславу же помощь послал Александр. Встретил их войско (Даниил) и загнал в город Белз, и чуть было города не взял. Наутро пошли против них. Мстислав не выдержал и возвратился в Галич. (...)
    После того привел Мстислав Котяна и половцев, и Владимира Киевского, собираясь на ляхи идти по совету Александра. В советах своих Александр никогда не переставал о брате своем говорить, что: "Зять твой убить тебя хочет". Разбирательство (наговора) произошло возле шатра Мстислава. Сам Александр не осмелился приехать, послал Яна (воеводу) своего. Мстислав сказал: "Твои это дела, Яне, что Даниил вторично напускает ляхов на меня?" Узнали все князья Александрову клевету, а Яневу ложь и сказали все князья (Даниилу): "Прими всю власть его за свой позор". Он же через братолюбие не принял власти его, и все похвалили его.
    Мстислав принял зятя своего с любовью и почтил его великими дарами, и дал ему коня своего борзого Актаза, которого в те же годы не стало; и дочь свою Анну одарил великими дарами, и с братьями увидевшись в Перемышли, утвердили мир. (...)
    Потом же Судислав, обманывая Мстислава, сказал ему: "Княже, отдай дочь свою обрученную за королевича, и дай ему Галич. Не можешь, ведь, держать (его) сам: бояре не хотят тебя". Он же не хотел отдавать (Галич) королевичу, больше всего желая отдать (его) Даниилу. Глеб же Зеремеевич и Судислав претили ему дать Даниилу (Галич), говоря ему: "Если дашь королевичу, то, когда захочешь, сможешь взять у него. Отдашь если Даниилу, вовеки не будет твоим Галич". (...) Мстислав дал Галич королевичу Андрею21, и сам взял Понизье. (...)

21 ) Обручение младшей дочери Мстислава Мстиславича Марии и Андрея - герцога венгерского, князя галицкого (в 1226-1234 гг.), сына венгерского короля Андрея II, состоялось еще в 1221 году, а Галич передан был ему Мстиславом в середине 1227 года.

    Мстислав Немой отдал отчину свою князю Даниилу, и сына своего поручил Ивана, а Иван умер, и взял Луцк Ярослав Ингваревич, а Черторыйск - пиняне. (...)
    Даниил послал Демьяна к тестю своему, говоря ему: "Не подобает пинянам держать Черторыйск, не могу их терпеть". Демьян же переговорил с ним, (и передал Мстислав): "Сыне, согрешил я, не дав тебе Галич, а отдав иноплеменнику по совету лживого Судислава, обманул он меня. Если Бог захочет, пойдем вдвоем на него. Я посажу (на коней) половцев, а ты - со своими. Если Бог даст нам его (разбить), ты возьми Галич, а я - Понизье, а Бог тебе поможет. А о Чарторыйске - ты прав".
    Демьян вернулся в Великую субботу, а назавтра, на Великдень, приехали Даниил и Василько к Черторыйску. В ночь на понедельник обложили город. Тогда же и конь Даниилов (Актаз) застрелен был с городской стены. Наутро же объехали город Мирослав и Демьян, сказали (князьям): "Передал Бог врагов наших в руки ваши". Даниил же повелел идти на приступ, и взяли город их, и князя* их захватили.
    Потом же Мстислав, великий Удатный князь, умер22. Жаждал он увидеть (перед смертью) сына своего Даниила. Глеб же Зеремеевич, побуждаемый завистью, не пускал его. Он же хотел поручить дом свой и детей в руки Даниила, ибо имел к нему любовь великую в сердце своем. (...)

* ) Речь идет о Ростиславе Глебовиче из рода Пинских князей, родоначальнике князей Степанских. Пинским князем в описываемое время был его брат Бладимир Глебович [Прим. Шишкина С.П.].

22 ) В 1228 году.

    Убит был Лестько, великий князь Лядский, на сейме23. Убит был Святополком и Владиславом Одовичем по совету бояр неверных. По смерти брата своего Кондрат принял Даниила и Василька в великую любовь и просил их, чтобы пришли ему на помощь24. (...)
    Даниил и Василько пришли к Кондрату и, посоветовавшись, пошли к Калишу. И пришли к (городу) Варту вечером. Назавтра, на рассвете, перешли реку Просну и пошли к городу. Тою ночью был дождь велик. Увидев, что никто им не сопротивляется, пустили (они воинов) пустошить и пленять. Русские же достигли Милича и Старогорода и несколько сел Владиславовых захватили, и взяли плен велик, и возвратились, и пришли во станы, раздумывая, как пойти к городу (Калишу) на бой; а ляхи Кондрата не хотели биться.
    Назавтра Даниил и Василько взяли своих воинов и пошли к городу. Кондрат любил русский бой и понуждал своих ляхов (биться), они же все равно не хотели.

23 ) 23 ноября 1227 года.

24 ) Автор "Жизнеописания" уже рассказывал о событиях 1229 года - о походе Романовичей на помощь Конраду Мазовецкому, но вынужден был сделать объяснительную ремарку о событиях двухлетней давности - смерти Лестька, чтобы объяснить появление Конрада I, союзника Романовичей.

    Подступили они вдвоем к воротам Калишским, а (воеводу) Мирослава послали в тыл города, и иные полки.
    Поскольку город обступала вода и сильные (заросли) лозы и вербы, не знали (они) сами, когда кто бился. Когда эти отступали от боя, те налегали на город; а когда те отступали, эти налегали на обороняющихся. Из-за того, что не видели (друг друга), не был взят город в тот день.
    Падали камни со стен, как дождь сильный; стояли они в воде, пока не стали на суше - на брошенных камнях. И подъемный мост, и журавец подожгли. Ляхи же ворота загасили городские.
    Даниил и Васидько ходили возле города; стреляли на городскте стены иные стрельцы, и было ранено мужей, стоящих на заборолах, сто и шестьдесят. Наступил вечер, и возвратились в станы свои. Станислав же Микулич говорит: "Где мы стояли, там нет (ни) воды, ни насыпи высокой". Даниил же, сев на коня, поехал сам осмотреть город, и увидел, что так и есть. Даниил приехал к Кондрату и говорит ему: "Если бы мы с самого начала знали место это, то город взят бы был". Кондрат же умолял их обоих, чтобы назавтра снова приступили к городу.
    Наутро Даниил и Василько послали людей своих. Они стояли и расчищали леса около города; горожане же и камня не осмелились бросить на них, просили, чтобы Кондрат прислал к ним Пакослава и Мстиуя. Пакослав и говорит Даниилу: "Переменив одежду свою, поезжай с нами". Даниил же не хотел, и говорит ему брат: "Иди и послушай вече их". Ибо не верил Мстиую Кондрат.
    Даниил надел на себя шлем Пакослава и стал за ними обоими. Стоящие мужи на заборолах говорили им: "Так молвите великому князю Кондрату: "Этот город не твой ли есть? Мы же, мужи, изнемогающие в городе этом, или с иного места пришедшие? Мы люди твои и ваши братья. Почему над нами не сжалитесь? Если нас русь пленит, то какую славу Кондрат добудет? Если русская хоругвь станет на заборолех, то кому честь воздашь? Не Романовичам ли? А свою честь унизишь! Ныне брату твоему служим, а завтра твои будем. Не дай славы руси, не погуби город этот!" И многие слова они говорили.
    Пакослав же сказал: "Кондрат рад бы милость оказать вам, да Даниил сильно зол на вас, не хочет уйти прочь, не взяв города". Рассмеялся и говорит: "А вот он сам стоит. Говорите с ним". Князь же ткнул его древком копья и снял с себя шлем. Они же крикнули со стены: "Прими покорность нашу, умоляем - сотвори мир!" Он же много смеялся, и много перемолвлялся с ними, и взял от них двух мужей, и приехал к Кондрату.
    И заключил Кондрат с ними мир, и взял у них заложников. Русские же взяли в плен много челяди и боярынь. Поклялись между собой русские и ляхи, если после этого когда-либо будет между ними вражда, не брать ляхам русской челяди, ни русским - ляшской.
    Потом они возвратились от Кондрата в дом свой с честью; Бог им помогал. Оказали они (Кондрату) помощь великую и вошли со славой в землю свою. Никто из князей не входил в землю ляшскую столь далеко, кроме Владимира Великого, который (Русскую) землю крестил. (...)

 

    Когда Даниил был в Угровске, прислали галичане сказать: "Судислав пошел в Понизье, а королевич в Галиче остался. Приди скорее!" Даниил собрал быстро воинов, послал Демьяна на Судислава, а сам пошел с малой дружиной к Галичу из Угровска25. В третий день был он к ночи в Галиче. А Судислав не устоял перед Демьяном и побежал в Галич. Когда Даниил приехал к Галичу, Галич затворился. Даниил же захватил двор Судислава. Сколько (там было) вина, и овощей, и еды, и копий, и стрел - удивительно видеть! Потом Даниил увидел людей своих, что люди его перепились, не захотел оставаться вблизи города, и пошел на другую сторону Днестра.
    Судислав той ночью вбежал в город; взяты были люди из его войска, (они) и сказали, что Судислав уже в Галиче. Даниил стоял в Угольницах на берегу Днестра. выехали галичане и угры и перестреливались на льду. Когда настал вечер, и лед поднялся, и река наводнилась, поджег мост на Днестре беззаконный лихой Семьюнко, похожий с лисицей рыжестью своей.

 

25 ) В начале 1230 года.

   И пришел Демьян со всеми боярами, с Мстиславом, и с Владиславом, и со многими боярами галицкими. Даниил этому радовался, но из-за моста печаль имел, (не зная), как Днестр перейти. Поскакал Даниил к мосту и увидел, что конец моста погас, и была радость (у него) великая.
    Наутро пришел Владимир Ингваревич, и перешел мост, и стал на берегу Днестра.
    Наутро поднявшись, объехал Даниил город и, собрав землю галицкую, поставил по четырем сторонам вокруг города... обложив (его) силой великой. Они, обессилев, сдали город.
    Даниил принял город и, памятуя о любви короля Андрея, отпустил сына его и проводил его до реки Днестра. Ушел с ним один Судислав, в него бросали камнями, крича: "Уходи из города, мятежник земли!"
    Андрей пришел к отцу своему (Андрею) и брату (Беле), а Судислав твердил не переставая: "Выступайте на Галич, и возьмете землю Русскую. Если не пойдете, то они укрепятся против нас".
    Вышел Бела рикс26, то есть король угорский, с силой великой. Говорил он: "Не устоит город Галич. Нет (никого), кто избавит его от рук моих". Когда же взошел он на горы Угорские, послал Бог архангела Михаила - отворить хляби небесные. Кони тонули, люди взбирались на высокие места. Король же по-прежнему стремился захватить город и землю. Даниил молился Богу, (чтобы) избавил Бог его от руки сильных.
    И обступил (король) город, и послал посла, и закричал посол голосом громким, и сказал: "Слушайте слова великого короля венгерского. Пусть не утешает вас Демьян, говоря: "Из земли выгонит их Бог". Пусть не уповает ваш Даниил на Господа, говоря: "Не может быть отдан город этот королю угорскому". Столько ходил на иные земли, то кто сможет сдержать руку мою и силу полков моих (сейчас)?" Демьян по-прежнему был тверд и угроз его не побоялся. Бог помощник был ему. Даниил же привел к себе ляхов и половцев Котяна, а у короля были половцы Беговарса.
    Бог напустил на угров казни фараоновы. Город укреплялся, а Бела изнемогал. И пошел (он) от города, оставив людей за собой - оружейников многих и конников. Напали на них горожане, многие упали в реку, иные же перебиты были, иные ранены были, иные же пойманы были.
    Откуда пошел король к Васильеву, и перешел Днестр, и пошел к Пруту. Бог напустил казнь (на них), а ангел избивал их. И так умирали: у иных (ноги из сапог вместо) подошв вылезали, как из чрева; иные, на коня взобравшись, умирали; иные же, возле огня собравшись и мясо к устам поднеся, умирали. От многих различных недугов умирали, ибо хляби небесные по-прежнему топили их.
    Так уйдя из-за неверности бояр галицких, Даниил Божьей волей одержал (вновь) город свой Галич (...)

26 ) Бела IV, брат Андрея, был соправителем своего отца Андрея II; "рикс" - от латинского "rex" - царь, король.

    Борис Межибожский по совету Доброслава и Збыслава послал Даниилу (посла) со словами: "Изяслав и половцы идут к Владимиру". Ложь была это, но Даниил послал к брату (сказать): "Стереги Владимир". Увидели бояре галицкие, что Василько ушел с полком, подняли мятеж. Судислав же Ильич говорит: "Княже, лживые слова имеют галичане, не погуби себя, уходи отсюда". И Даниил, узнав о мятеже их, ушел в Угры27. (...)
    Пришел Ярослав Суздальский и взял Киев под Владимиром Рюриковичем, но не смог удержать и ушел снова в Суздаль. И взял (Киев) у него Михаил Черниговский, а Ростислава, сына своего, оставил в Галиче28. И отняли (они) у Даниила Перемышль. Были между ними когда мир, а когда война.
    И пошел Ростислав в поле. С Божьей помощью пришла весть к Даниилу, который в Холме* был, что Ростислав пошел на Литву со своими боярами и конниками. Когда это случилось, вышел Даниил с воинами из Холма и был на третий день в Галиче. Любили его горожане. Подъехал он под стены городские и говорит им: "О мужи городские! Доколе хотите терпеть иноплеменных князей власть?" Они же воскликнули, говоря так: "Это есть властелин наш Богом данный!" И пустились к нему, как дети к отцу, как пчелы к матке, как жаждущие воды к источнику.
    Епископ же Артемий и дворский Григорий препятствовали ему, но, увидев, что не могут удержать города, как малодушные, забеспокоились о сдаче города. Вышли они со слезами на глазах и осклабленными лицами, облизывая уста свои, поскольку теряли власть княжения своего, говорили вынужденно: "Приди княже Данииле, прими город". Даниил же вошел в город свой и пришел к пречистой святой Богородице, и принял стол отца своего, и ознаменовал победу, и поставил на Немецких воротах хоругвь свою. (...)

27 ) 21 сентября 1235 года умер венгерский король Андрей II и Даниил поехал в Венгрию для участия в интронизации Белы IV.

28 ) Речь идет о событиях начала 1238 года.

* ) Город Холм основан Даниилом Галицким, был столицей Даниила. В 1366 году Казимир III Великий захватил часть Волыни и присоединил г.Холм к Польше. Ныне город Хелм (Польша).
[Прим. Шишкина С.П.]

    В год 6748 (1240). Пришел Батый29 к Киеву в силе великой, с многим множеством воинов своих, и окружил город. И обступила (его) сила татарская, и был город в осаде великой. И был Батый у города, а воины его обложили город. И нельзя было услышать голоса от скрипа телег его, от рева множества верблюдов его и от ржания стадов коней его, и была наполнена земля Русская ратными.
    Захватили у них татарина именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их. Это были братья его сильные воеводы: Урдю и Байдар, Бирюй, Кайдан, Бечак, Меньгу и Куюк (который возвратился, узнав о смерти каана, и кааном30 (хоть) и не от рода его, но был воевода его первый)), Себедяй богатырь и Бурундай богатырь, который взял Болгарскую землю* и Суздальскую, и иных без числа воевод, их же не записали здесь.
    Поставил Батый пороки под городскую стену возле ворот Ляшских, ибо тут подступали заросшие лесом овраги. Пороки беспрестанно били день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на разрушенные стены, и тут было видно, как ломались копья, расщеплялись щиты, (а) стрелы помрачали свет побежденным. И Дмитрий ранен был. Взошли татары на стены и сидели (там) в тот день и ночью. Горожане соорудили тогда новые стены около церкви святой Богородицы. Наутро же пришли (татары) на них и была битва между ними великая. Люди взбежали и на церковь, и на своды церковные со своими пожитками, (и) от тяжести повалились с ними стены церковные. И взят был город иак воинами. Дмитрия же вывели раненого, и не убили его мужество его ради.

29 ) Батый (1208-1255) - монгольский хан и полководец, второй сын Джучи, внук Чингисхана, основатель Золотой Орды на Волге.

30 ) Куюк (Гуюк)стал великим ханом (кааном) в сентябре 1246 года. Это сообщение, принадлежащее перу того же автора, что и весь предыдущий текст, уточняет время создания первой части "Жизнеописания" - не ранее сентября 1246 года (См. прим. 15).

* ) речь идет о разгроме Волжской Булгарии в 1236 году.
[Прим. Шишкина С.П.]

    В то время поехал Даниил в Угры к королю, ибо еще не слышал о приходе поганых татар на Киев31.
    Батый, взяв город Киев и услышав о Данииле, что он в Уграх, пошел сам к Владимиру. И пришел к городу Колодяжну, и поставил 12 пороков, и не смог разбить стены, и стал переговариваться с людьми. Они же, послушавшись его злого совета, сдались, и все перебиты были. И пришел к Каменцу и Изяславлю и взял их. Когда увидел, что Кременец и город Данилов невозможно взять, отшел от них. И пришел к Владимиру, и взял его приступом, и избил (всех), не щадя. Так же и город Галич, и иные города многие, им же нет числа.
    Дмитрий, Киевский тысяцкий Даниила, сказал Батыю: "Не задерживайся в земле этой долго, время тебе на угров уже идти. Если же медлить будешь, земля та сильная, соберутся на тебя и не пустят тебя в землю свою". Про то говорил ему, поскольку видел землю Русскую, гибнущую от нечестивого.
    Батый же послушал совета Дмитрия, пошел на угров. Король же Бела и Коломан встретили его на реке Соленой. Бились их войска, (и) побежали угры, и гнали их татары до реки Дуная. И стояли после победы три года32.
    Еще до этого поехал князь Даниил к королю венгерскому, имея намерение посватать (сына своего), но не было согласия между ними. И воротился от короля, и приехал в Синеволодское, в монастырь святой Богородицы. Наутро поднявшись, увидел множество бегущих от безбожных татар и возвратился назад в Угры, ибо не мог пройти в Русскую землю, поскольку мало с ним было дружины. И оставил сына своего в Уграх, дабы не отдать его в руки галичанам, зная неверность их, потому-то и не взял его с собой.
    Пошел (он) из Угров в Ляхи на (город) Бардуев и пришел в Судомир. Услышал (здесь) о брате своем, и о детях, и о княгине своей, что вышли они из Русской земли в Ляхи перед безбожными татарами, и попытался разыскать их, и нашел их на реке, названной Полка, и возрадовались о соединении своем, и сожалели, что победили землю Русскую и взяли города иноплеменники многочисленные. (...)

31 ) Даниил Романович отправился в Венгрию к Беле IV с намерением сосватать сыну Льву дочь короля Констанцию еще до захвата в начале декабря Киева монголо-татарами и не знал об их нашествии.

32 ) Битва венгров с татарами на реке Соленой произошла 11 апреля 1241 года. Пробыли они в Европе до начала 1242 года. Здесь автор считал /по мартовскому стилю/ неполные года за полные, то есть 1240, 1241 и начало 1242 года.
[Какое-то неубедительное объяснение в счете, не правда ли? Прим. Шишкина С.П.]

    Ростислав умолял тестя своего - короля33, чтобы послал ему воинов против Даниила. Получив воинов, пошел в Ляшскую землю. И умолял княгиню Лестьковскую (Гремыславу), и убедил ее, чтобы послала с ним ляхов. И послала с ним воинов. (...)
    Ростислав стремился прийти в город Ярославль, но люди были в городе Данииловы и Васильковы, и бояр много. Увидев, что город укреплен, пошел к Перемышлю, и, собрав местных жителей многих, орудия боевые и осадные, и пороки, исполчил воинов своих и опять пошел к Ярославлю, а за собой оставил город Перемышль. Думал он: "Если этого (города) не возьму, то тот удержу". Когда стоял у города и строил пороки, чтобы ними взять город, бой был великий перед городом. Он же (Ростислав) велел своим (воинам) прикрыться, чтобы не были ранены воины его горожанами, покуда строят орудия стенобитные. Хвастался он перед воинами своими, говоря: "Если бы узнал, где Даниил и Василько, поехал бы на них".
    Гордясь собой, устроил он турнир перед городом и сразился с Воршем, и упал под ним конь, и вывихнул (Ростислав) себе плечо, и не на добро случилось ему знамение.
    Даниил же и Василько, услышав о нашествии рати его, помолились Богу и начали собирать воинов. И послали к Кондрату со словами: "Из-за тебя выступили на нас ляхи, потому что помощники мы твои". И послал он им помощь. Даниил же и Василько послали в Литву, помощи прося, и послана была от Миндовга помощь. (Но) еще не дошли обе, как Бог явил помощь свою, ибо не от помощи человеческой (бывает) победа, но от Бога.

33 ) В 1244 году Ростислав Михайлович черниговский женился на Анне, дочери Белы IV, и при поддержке тестя стремился захватить Галицкое княжество.

    Собрав воинов - выступили. И послали Андрея (дворского), чтобы посмотрел на (врагов) и поддержал город (известием), что уже близко спасение их. Не доходя до реки Сяна, сошли воины в поле (с коней), чтобы вооружиться. И было знамение такое над полком: слетелисьь орлы и множество воронов, как облако великое. Играли птицы, орлы же клекотали, и парили на крыльях своих, и носились в воздухе, как ни разу никогда не было. И это знамение на добро было.
    Даниил вооружился, взял воинов своих, пошел к реке Сяну. Брод был глубоким, и переехали половцы первыми, и, переехав, увидели стада их. И не было сторожей их у реки. Половцы не посмели разграбить их без повеления князя. Они же увидели и убежали со стадами своими в станы свои. Даниил же и Василько не медлили, но скоро перешли реку. Исполчились конники с пешими воинами и пошли со спокойствием в бой. Сердца их тверды были в битве и устремлены на битву.
    Лев ребенком (еще) был, и поручили его Васильку, храброму и сильному боярину, дабы берег его в бою.
    И видел Ростислав приход ратников, исполчил воинов своих - русских, и угров, и ляхов, и пошел против них. Пеших же оставил напротив ворот городских - сторожить ворота, чтобы не (из города) на помощь Даниилу и не иссекли пороков. Ростислав же, исполчившись, перешел овраг глубокий. И когда он шел против полка Даниила, Андрей дворский позаботился, чтобы не сошелся (он) с полком Даниила, и поспешил (сам) сразиться с полком Ростислава. Сильно копья ломались, как от грома треск был, и от обоих (полков) многие, падая с коней, умирали, иные (же) ранены были от сильных ударов копья.
    Даниил послал 20 мужей избранных на помощь ему, Василий же Глебович, Всеволод Александрович, Мстислав (Глебович) не помогли Андрею, побежали назад к Сяну. Андрей же остался с малой дружиной, отъезжая, крепко боролся с ними.
    Видел Даниил, как ляхи крепко наступали на Василька, "керелеш" пели, и сильный голос (трубы) ревел в полку их.
    Видел Даниил брань Ростислава, и Филю, в заднем полку стоящего с знаменем и говорящего: "Русские стремительны в битве; постараемся сдержать напор их, ибо не выдержат (они) продолжительной сечи". Бог же не послушал его похвальбы. Пришел на него Даниил со (стольником) Яковом Марковичем и с (боярином) Шелвом. Шелв был сбит (копьем), а Даниила схватили. Вырвался он из рук его, и выехал из сражения, и, увидев угрина, идущего на помощь Филе, копьем пронзил его, и вонзившись, в нем сломалось, и упал он и испустил дух. А о того гордого Филю Лев, юный еще, сломал копье свое. И снова Даниил вскорости пришел на (Филю) и разгромил полк его и хоругвь его разодрал пополам. Увидев это, Ростислав побежал, и обратились угры в бегство.
    Василько же сразился с ляхами, (неожиданно) подвернувшимися, (поскольку) не видели они друг друга. Ляхи же ругались, говоря: "Погоним большебородых!" Василько же воскликнул: "Ложные слова ваши. Бог помощник нам!" И пришпорил коня своего и двинулся (на них). Ляхи же не выдержали и побежали от него.
    Даниил гнал через овраг глубокий угров и русь, избивая их, и скорбя о брате, не ведая, (что с ним). Увидев же хоругвь его, ляхов женущую, был в радости великой. (...)

 

    Ростислав, познав (поражение), направил коня своего на бег... Тогда же и Филя гордый взят был Андреем дворским и приведен был к Даниилу, и убит был Даниилом34. Жирослав же привел Владислава - злого мятедника земли. В тот же день и тот убит был, и иные угры многие убиты были в гневе... А Ростислав бежал в ляхи и, взяв жену свою, пошел в угры. Потому-то он из угор пришел с женой в Ляшскую землю, что замышлял в уме своем взять Галич и владеть им. Бог же за высокомерие его не исполнил того, что он замышлял.
    ... Прислал (хан) Могучий35 посла своего к Даниилу и Васильку, бывшим в Дороговске: "Дай Галич". И был в печале великой (Даниил), поскольку не укрепил в земле своей города. И подумав с братом своим, поехал к Батыю, говоря: "Не дам половину отчины своей, но поеду к Батыю сам".
    Выехал (он) на праздник святого Дмитрия (Солунского)36, помолившись Богу. И приехал в Киев. Киев держал тогда Ярослав (Всеволодович) через боярина своего Дмитра Ейковича. И пришел в дом архистратига Михаила, то есть в Выдубицкий монастырь, и созвал калугеров и монашеский чин, и сказал игумену и всей братьи, чтобы сотворили молитву о нем. И помолились, чтобы от Бога милость получил. И было так. И поклонившись архистратигу Михаилу, выехал из монастыря в ладье, предвидя беду страшную и грозную.
    И пришел к Переяславлю, и встретили его татары. Оттуда поехал к Куремсе37 и видел, что нет у них добра. С поры той стал еще больше скорбеть душой, видя их, обладаемых дьяволом, нечестивые их колдовские действия и Чингисхановы наваждения, скверное его кровопийство, многое его волшебство. Приходящих царей и князей, и вельмож водили вокруг куста* поклоняться, и луне, и земле, дьяволу и умершим, (а теперь) в аду отцам их, и дедам, и матерям. О мерзкое прельщение их!
    Это же слыша, сильно начал скорбеть.
    Оттуда же приехал к Батыю на Волгу, желая ему поклониться. И пришел человек Ярослава - Соногур и сказал ему: "Брат твой Ярослав38 кланялся кусту и тебе (придется) кланяться. И сказал (Даниил) ему: "Дьявол говорит устами вашими. Бог заградит уста твои, и не будет услышано слово твое". В тот (же) час позван был Батыем и избавлен Богом от злого их бесовства и кудешества. И поклонился по обычаю их, и вошел в шатер его. Говорит ему (Батый): "Даниил, почему давно не пришел? А что ныне пришел - и то хорошо же. Пьешь ли черное молоко, наше питье, кобылий кумыс?" Он же отвечал: "Доселе не пил. Ныне ты велишь - выпью." Тот же сказал: "Ты уже наш, татарин. Пей наше питье". Даниил, выпив, поклонился по обычаю их, и произнес положенные слова свои, и сказал: "Иду поклониться великой княгине Баракчиновой39". Говорит: "Иди". Пошел, поклонился по обычаю. И прислал (Батый) вина ковш со словами: "Не привыкли пить молоко, пей вино!"
    О злее зла честь татарская! Даниил Романович, князь великий, владел с братом своим Русскою землей, Киевом и Владимиром, и Галичем, и иными краями, ныне сидит на колене и холопом называется! И дани хотят, (он же) на жизнь не надеется. И угрозы находят. О злая честь татарская! Его же отец был царь в Русской земле, который покорил Половецкую землю и воевал с иными краями всеми. Сын его не удостоился чести, то кто иной может принять ее? Ибо злобе их и коварству нет предела. Ярослава, великого князя Суздальского, зельем уморили. Михаила, князя Черниговского, не поклонившегося кусту со своим боярином Федором, ножом зарезали, как прежде рассказали (мы) об убиении их40, которые венец приняли мученический. И иные многие князья и бояре убиты были.
   

34 ) Именно об этом событии автор упомянул вскользь ранее - см. примечание 15. Описанная здесь битва под Ярославлем в июле 1245 года была последней в борьбе за Галицкое княжество. Теперь, поборов внутренних врагов, Даниилу пришлось столкнуться с врагами внешними - монголо-татарами.

35 ) Могучий - хан, второй сын Чагатая, внук Чингисхана, был воеводой Батыя.

36 ) 26 октября 1245 года.

37 ) Куремса - татарский воевода, внук Джучи, правнук Чингисхана. Позднее - в 1254 и 1257 годах возглавлял походы на Галицко-Волынское княжество.

* ) Здесь и ниже, видимо, имеется в виду не кустарник, а сонмище, собрание (куст) языческих божеств.

38 ) Ярослав Всеволодович, князь Суздальский (1190-1246), отец Александра Невского, умер по пути из Орды 30 сентября 1246 года. Далее автор сообщает, что его отравили.
Ярослав и Даниил были женаты на родных сестрах - дочерях Мстислава Удатного - Ростиславе (?) и Анне.

39 ) Баракчинова - старшая жена Великого хана Угедея; после его смерти в 1241 году спасалась у Батыя от второй жены каана - Туракины, которая захватила после смерти мужа власть и передала ее только в 1246 году своему сыну Куюку (см. прим. 30).

40 ) Сообщение о гибели Михаила Черниговского, отца Ростислава, помещено перед этим рассказом, что свидетельствует о цельности и тесной связи повествования. Михаил Черниговский и его боярин Федор погибли 20 сентября 1246 года.

    Пробыл же князь (Даниил) у них 25 дней, и отпущен был, поручена была земля его ему и тому, кто был с ним41. И пришел в землю свою42, и встретил его брат и сыновья его, и был плач за обиды его, но большая была радость о здравии его. (...) Было ведомо землям всем о приходе его от татар, и что Бог спас его43. (...)

41 ) Эта загадочная фраза требует расшифровки. Наравне с князем Даниилом Романовичем мог претендовать на Галицко-Волынские земли его брат Василько, но он не ездил в Орду, а, наоборот, встречал брата по возвращении, о чем есть соответствующее сообщение в "Жизнеописании".
Этим инкогнито мог быть только один человек - избранный в конце 1241 - начале 1242 года Даниилом, но пока еще не утвержденный патриархом, новый русский митрополит Кирилл. Судя по тому, что уже осенью 1246 года, то есть вскоре после возвращения из Орды, Кирил отправился на поставление в Никею, он имел на то разрешение ордынского правителя. Об этом якобы свидетельствует и сохранившийся более поздний ярлык 1267 года, в котором имеется замечание, что и прежние ханы давали Кириллу ярлыки. Несложный подсчет дает право утверждать, что первый ярлык Кирилл получил от Батыя. То обстоятельство, что имя Кирилла не упомянуто в повести, свидетельствует об учитывании автором его интересов: имя русского церковного иерарха нельзя было упоминать рядом с именем Даниила Галицкого, поддающимся "кудешествам" язычников, ибо это расценивалось бы не только как унижение религиозных чувств христианского деятеля, но и как осквернение самой веры...

42 ) Даниил Романович возвратился домой в апреле 1246 года.

43 ) Этой статьей о событиях 1245 - начала 1247 года (датированной 1250 годом по Ипатьевскому списку), на наш взгляд, и заканчивается первая часть "Жизнеописания", поскольку автор не в курсе, что происходило в Галицко-Волынской земле после этого времени: в его сообщениях 1201-1246 годов нет ссылок на события, произошедшие после 1247 года. И наоборот, следующие статьи, продолжая повествование с 1247 года, были написаны уже после 1262 года, поскольку в них использован хронограф, составленный не ранее 1262 года.
  Таким образом, в процессе создания "Жизнеописания Даниила Галицкого" был, как минимум, 16-летний перерыв. Поскольку первая часть "Жизнеописания" заканчивается упоминанием о поездке Кирилла в Никею, учитывает его реноме (см. прим. 41), то возникает предположение, что работа над "Жизнеописанием" прекращается именно с отъездом Кирилла. А близость "Жизнеописания" и "Жития Александра Невского" (см. вступ. статью) только подтверждает это.

    Прислал (Бела) король угорский к Даниилу, прося его (прийти) на помощь, ибо собирался в поход на войну с немцами. Пошел (Даниил) ему на помощь и пришел к Пожгу. Пришли уже, были, посланцы немецкие... Выехал король с ними навстречу Даниилу князю. Даниил пришел к нему, исполчив всех людей своих. Немцы же удивлялись вооружению татарскому, ибо были кони в личинах и в попонах кожаных, а люди в доспехах, и было от полков его сияние великое, от оружия блестящего. Сам же (Даниил) ехал подле короля, по обычаю русскому. Был под ним конь диву подобен, и седло из жженого золота, и стрелы и сабля золотом украшенные и иными украшениями, достойными удивления; а жупан из чистого пурпура греческого и кружевами золотыми широкими обшит, и сапоги зеленой кожи, шитые золотом.
    Немцы же смотрели и много удивлялись.
    Говорит ему король: "Не взял бы тысячи серебра вместо того, что ты пришел по обычаю русскому отцов своих". И попросился (Даниил) к нему в стан, поскольку зной был велик в тот день. Он же взял его за руку и ввел в палатку свою, и сам раздел его, и облачил в одежду свою, - такую честь оказал ему. (...)
    Прислал папа послов почетных, принесших венец, и скипетр, и корону, которые означают королевский сан, говоря: "Сыне, прими от нас венец королевский45". Прежде того, ведь, присылал к нему епископа веронского и каменецкого (Якова Браганца) со словами: "Прими венец королевства". Даниил же в то время не принял, сказав: "Рать татарская не перестает во вражде жить с нами, то как же могу принять венец без подмоги твоей?"
    Опиза же (посол папский) пришел, венец принеся, с обещаниями: "(Будешь) помощь иметь ты от папы", Даниил все равно не хотел (принимать корону), и убедила его мать его, и Болеслав, и Семовит, и бояре ляшские, говорившие, чтобы принял венец он: "А мы будем в помощь против поганых".
    Он же венец от Бога принял, от церкви святых апостолов, от престола святого Петра, и от отца своего папы Иннокентия, и от всех епископов своих. Иннокентий предавал проклятью тех, что хулили веру греческую правоверную, и хотел собор собрать об истинной вере и о воссоединении церквей.
    Даниил же принял от Бога венец в городе Дорогочине46. (...)
    Княжил Воишелк в Литве47, и стали ему помогать Шварно князь и Василько, ибо назвал Василька отцом себе и господином.
    А король(Даниил) впал тогда в болезнь великую, в ней же и окончил жизнь свою. И положили (его) в церкви святой Богородицы в Холме, которую он сам и создал.
    Этот же король Даниил князь добрый храбрый, и мудрый, который создал многие города и церкви поставил, и украсил их разнообразными украшениями, и братолюбием прославился с братом своим Васильком. Этот же Даниил был вторым после Соломона.
   

44 ) Летом 1248 года.

45-46 ) Папа Иннокентий IV (1243-1254) дважды предлагал (в 1246-1247 г. и 1253 году) королевскую корону Даниилу и взамен за католизацию западнорусских земель обещал союз против монголо-татар. Первое предложение Даниил отверг, поскольку вопрос ставился прежде всего об униатизации западных земель. Во второй раз Даниил принял корону, как подчеркивает и автор "Жизнеописания", в надежде на поддержку западных соседей и папы в борьбе с татарами. Союза этого, однако, не произошло. Более того, в 1252 году уже наметился папско-ордынский союз, а в 1255 году новый папа Александр IV разрешил литовскому королю Миндовгу, принявшему за 4 года до этого католичество, воевать Галицко-Волынскую землю. Даниил Романович не допустил католизации своих земель.

47 ) В 1264 году. В рассказах, датированных 1261-1264 годами и упоминающих о сложных отношениях Даниила Романовича с литовскими князьями, чувствуется уже рука владимирского писателя, близкого Васильку Романовичу. Резко меняется "точка зрения" повествователя: на первый план выдвигается Василько, а Даниил упоминается вскользь, как его брат.
Совершенно очевидно, что часть "Жизнеописания Даниила Галицкого" с 1261-го по 1264 год не сохранилась, а в "Галицко-Волынскую летопись" вошла волынская интерпретация этих событий.