ВВЕДЕНИЕ

Исследование экономики библиотечной деятельности крайне важно в условиях неадаптированности социума к новым экономическим реалиям. Огромное количество проблем, возникающих на пересечении экономики и других сфер общественного производства, влияет на характер труда, доходы населения — меняются цели, интересы, мотивы деятельности.

Готовы ли библиотеки к этим изменениям, к тому, что на смену традиционным категориям читателей придут новые, с иными запросами и представлениями о формах библиотечного обслуживания?

Дать однозначный ответ невозможно, поскольку библиотечное сообщество также оказалось в новых условиях. Традиционная ориентация библиотек на социальные цели и результаты усложняет их адаптацию к процессам формирования рыночной экономики. Крайне неблагополучное состояние в производственной сфере, доходы от деятельности которой в виде налоговых платежей перераспределяются на развитие культурных учреждений, привело к несоответствию объема госбюджетного финансирования потребляемым общественным благам. Общественно-государственная форма собственности, предполагающая бесплатность библиотечного обслуживания за счет государственной финансовой поддержки, начинает существовать наряду с другими формами собственности, которые обусловливают необходимость включения библиотек, независимо от их желания, в неустойчивую рыночную экономику. При этом кардинально меняется не только хозяйственная деятельность библиотек, но система их взаимоотношений с государственными органами управления, политика предоставления услуг.

Однако, экономическая политика библиотек определяется чаще всего внутренними факторами их производства — наличием ресурсов, технологиями, традициями. Совокупность внешних факторов, участвующих в создании экономической и социальной среды производства и распределения услуг, исследуется далеко не всегда и не в полном объеме.

Так, до сих пор не осмыслены с позиций рыночных отношений такие основные направления библиотечной деятельности, как, например, создание ресурсного потенциала библиотек, соответствующего уровню спроса на библиотечные услуги. Да и сам спрос традиционно изучается в контексте информационных потребностей, а не потребительских свойств библиотечной услуги, что, в свою очередь, приводит к нарушению баланса между предлагаемыми и используемыми услугами, а также произведенными услугами и видами библиотечного обслуживания.

Недостаточно исследуются тенденции развития рынка информационно-библиотечных услуг. В частности, не проведена его сегментация ни в масштабах России, ни по отдельным территориям.

Не ведется мониторинг ценовой политики, не изучается структура рыночного спроса на библиотечные услуги. И, наконец, делаются лишь первые попытки определить место и роль библиотеки в воспроизводственном процессе и системе общественных отношений. А без этого невозможно создать такую систему библиотечного обслуживания, которая позволила бы руководить процессами адаптации пользователей библиотек к новой социально-экономической ситуации.

Библиотечным специалистам нужны знания и навыки, позволяющие проводить гибкую политику в отношении приобретения и использования ресурсов, распределения денежных доходов, выявления приоритетности решаемых социальных и экономических проблем.

В предлагаемом учебнике дается сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта по отдельным направлениям экономической деятельности библиотек.

Рассмотриваются объективные и субъективные факторы, обусловливающие развитие библиотечной экономики, специфика проявления общеэкономических законов, критерии и основные параметры развития библиотечной экономики, инструментарий библиотечной экономической теории и практики.

Анализируются предмет и объект библиотечно-экономической деятельности; способы формирования и поддержания внутрибиблиотечной экономической деятельности, механизмы регулирования межличностных экономических отношений; технология производства и распределения платных библиотечных услуг (продуктов), их экономическая оценка. Затрагиваются проблемы экономической культуры библиотечных специалистов и экономические методы управления библиотекой.

Цель учебника определила основные научные и дидактические задачи. Наиболее значимые среди них:

— освоение терминосистемы, овладение методологией предмета изучения, методами социально-экономического прогнозирования библиотечной деятельности;

— дифференциация представлений о роли и месте библиотечного общественного продукта в воспроизводственном процессе территории;

— уточнение подходов к оценке социальной и экономической эффективности библиотечных ресурсов и продуктов как посредников продвижения на рынок социально-экономических благ;

— освоение приемов и правил, связанных с разработкой адаптационного механизма библиотек в целях их устойчивого развития.

Композиционно учебник состоит из введения, четырех глав, каждая из которых делится на параграфы, позволяющие детально структурировать представленный материал, выделять ключевые моменты каждой темы.

Главы завершаются вопросами для самопроверки, которые позволяют контролировать полученные знания, обсуждать с обучающимися проблемные ситуации и нерешенные вопросы библиотечной теории и практики. Вниманию обучающихся предлагаются иллюстративный материал, краткий терминологический словарь, список использованной и рекомендуемой для дополнительного чтения литературы, хрестоматия.